Отчёт №1383 о прохождении водного туристического спортивного маршрута третьей, с элементами четвертой, категории сложности по Северному Кавказу, совершенного группой туристов из г. Рязани по рекам Уллукам, Кубань, Большой Зеленчук, Большая Лаба. май 2022
1 Паспорт спортивного похода
1.2 Проводящая организация
Туристский клуб «THELEOS» РязГМУ им.акад.И.П.Павлова/ Семашко.
Адрес:390000, г.Рязань, Почтовая, дом 54. 8(910) 900-65-15
e-mail: ryazturclub@mail.ru
МАРШРУТНАЯ КНИЖКА № 5 / 4 выдана ТСМКК Федерации спортивного туризма Рязанской области ТССР. Шифр МКК 162-00-434550000
1.3 Район путешествия: Карачаево-Черкессия (Северный Кавказ)
Общие справочные сведения о маршруте
- Вид туризма — водный
- Категория сложности похода ТРЕТЬЯ (с элементами 4к.с.)
- Протяженность активной части похода, км — 114
- Продолжительность общая — 9
- Продолжительность ходовых дней — 7
- Сроки проведения с 01.05.2022 г. по 10.05.2022г.
- Уровень воды — Уллукам— средний, Кубань— выше среднего, Б.Зеленчук-выше среднего,Б.Лаба— выше среднего
1.4 Подробная нитка маршрута
г. Рязань – выше пос.Хурзук- р.Уллукам- р. Кубань- г. Карачаевск- пос. Архыз– р.Б.Зеленчук- пос. Нижняя Ермоловка — пос. Рожкао- р.Б.Лаба — пос. Азиатский-мост- р.Б.Зеленчук- ст. Исправная- г. Невинномысск- г. Рязань
1.5 Обзорная карта маршрута (Карачаево Черкессия)
1.6 Определяющие препятствия маршрута
Вид препятствия | Название | Категория трудности | Описание |
Р.Уллукам воды средний | Хурзукский каскад | 3 | Валы,бочки |
Р.Кубань- уровень воды выше среднего | У Рудника Даутская шивера Взрывной порог | 3 3 3 | Валы, сливы, камни в русле |
Каньон Аманхит 3 ступени | 4А | Камни в русле, сливы | |
Каменномостский | 4А | Мощные валы, бочки. | |
Р. Б.Зеленчук- уровень воды высокий | Пушка | 4В | Мощные валы,бочки. |
3ый Взрывной | 3 | Валы | |
4ый Взрывной | 3 | Валы, камни в русле | |
5ый Взрывной | 3 | Валы, камни в русле, прижим на поворотах. | |
Каньон Курлюк | 3 | Прижимы, валы, бочки, вертикальная турбулентность. | |
р.Б.Лаба-уровень воды высокий | 4 ый Каньон | 3 | Валы, прижимы на поворотах, вертикальная турбулентность |
2. Ф.И.О., адрес, телефон, факс, e-mail руководителя и участников
Ф.И.О | Возраст | Опыт | Обязанность, посадка по судам | Место работы / учебы | Адрес | |
1 | Крупнов Роман Николаевич | 1978 | р.Чонг-Кемин — р.Малый Нарын- р.Кекемерен- 6Р. р.Кубань — р.Б.Зеленчук-р.Теберда — р.Б.Лаба-5Р. Р.Теберда — Кубань-Б.Зеленчук — Б.Лаба — 3сэл4 Р | К4-1, руководитель | ГБУ РО КБ Семашко врач – офтальмолог | г. Рязань, ул 4я Линия |
2 | Соломаха Наталья Станиславовна | 1990 | Р.Теберда- Кубань-3У, р.Катунь-4У Р.Теберда-Кубань — Б.Зеленчук-Б.Лаба-3сэл4 У | К4-1 | Спорттур, методист | Г.Рязань, ул.Нижне -Трубежная |
3 | Зенкин Данила Андреевич | 1987 | Р.Тумча — 3У Р.Теберда-Кубань — Б.Зеленчук — Б.Лаба — 3сэл4 У | К4-1 | Менеджер | Г.Рязань, ул.Фрунзе |
4 | Скворцова Людмила Валерьевна | 1982 | Р.Мста — 2у, р.Б.Зеленчук-3У р.Б.Зеленчук — р.Аксаут — р.Б.Лаба-4У | К4-1 | Менеджер | Г.Рязань |
5 | Кугушев Михаил Александрович | 1977 | Р.Тумча-3У Р.Жомболок — Ока саянская -5У | К4-2,кэп | Инженер | Г.Рязань |
6 | Марченко Денис Николаевич | 1978 | Р.Тумча-3 У Р.Теберда-Кубань — Б.Зеленчук-Б.Лаба-3сэл4 У Р.Чуя-Катунь-Чулышман — 5 У | К4-2 | ООО Маркет | Г.Рязань, ул.Великанов |
7 | Колесников Александр Вячеславович | 1979 | Р.Мста-2У р.Б.Зеленчук-р.Кубань — р.Уруп-2с эл3к.с. Р.Теберда — Кубань-Б.Зеленчук — Б.Лаба-3сэл4 У | К4-2 | ГБУ РО КБ им. Н.А. Семашко ,зав. отделением | г. Рязань, ул. Шевченко |
8 | Колесников Никита Александрович | 2007 | Р.Мста-2У р.Б.Зеленчук-р.Кубань — р.Уруп-2с эл3к.с. Р.Теберда- Кубань-Б.Зеленчук — Б.Лаба-3сэл4 У | К4-2 | Школа №16 | г. Рязань, ул. Шевченко |
9 | Бурмистров Эдуард Александрович | 1970 | р. Кекемерен- 5У., р. Китой — 5У р.Чонг-Кемин -р.Малый Нарын — р.Кекемерен -6у Р.Теберда -Кубань-Б.Зеленчук — Б.Лаба-3сэл4 У | К4-3,кэп | Нач. информационной службы. АО РЗМКП. | г.Рязань, ул.Тимуровцев |
10 | Двойнина Татьяна Николаевна | 1979 | Р.Мста-2У, р.Воньга 2У, р.Снежная- 4У | К4-3 | УРО ЦСП,инструктор-методист | Г.Рязань |
11 | Бохан Константин Анатольевич | 1975 | р. Охта,-3у , р.Писта-3У, р.Тумча-3у Р.Теберда — Кубань -Б.Зеленчук- Б.Лаба-3сэл4 У | К4-3 | ООО»Сервио техникс»,програмист | МО,Сергиев Посад, ул.Лесная |
12 | Штольвин Александр Сергеевич | 1977 | р.Дибанг -6У,р.Голубой Нил-6У, р.Чонг-Кемин-р.Малый Нарын-р.Кекемерен-6у Р.Теберда -Кубань — Б.Зеленчук-Б.Лаба — 3сэл4 У | К4-3 | Сист. Администратор, администрация г. Рязани | Ряз.обл., г.Рыбное |
Отчет сдан в библиотеку Рязанского туристского клуба, размещен на сайте http://taganok.ru
3. Общая смысловая идея похода (путешествия), его необычность, уникальность, новизна
Руководитель группы уже имел богатый опыт руководства и проведения маршрутов на Северном Кавказе по планируемым рекам с машиной сопровождения. С 2003года по 2021год были неоднократно пройдены в различных связках такие реки как: Теберда, Кубань, Большой Зеленчук, Большая Лаба, Уруп, Аксаут. 2022год не стал исключением по выбору учебного -тренировочного спортивного похода. Заблаговременно была достигнута договоренность с машиной сопровождения в городе Невинномысск. Еще в феврале 2022г были взяты билеты на поезд Рязань-Невинномысск. В течении апреля был окончательно сформирован состав группы из 12 человек. Костяк группы составили как уже опытные туристы водники ,так и подрастающая смена. Большая часть группы прошла в мае 2021года подобный маршрут. Проходимость машины с прицепом позволяла перемещаться только по грунтовым дорогам. Поэтому для связки рек были выбраны реки с хорошим дорожным покрытием вдоль рек: Теберда, Кубань, Большой Зеленчук, низовья реки Большая Лаба ниже пос. Рожкао. Время для похода тоже было выбрано в период майских праздников с длинными выходными, чтобы перекрыть период с 1 по 9 мая.
4. Справочные сведения о районе похода
На юге Ставропольского края у подножья седого великана Эльбруса (Западный Кавказ) расположена небольшая горная страна Карачаево-Черкессия. КЧР входит в состав Южного федерального округа РФ. Это один из самых маленьких субъектов нашей Федерации – 83 место по площади(14.3 тыс кв.км). Население 434,5 тыс. человек. Теберда, Домбай, Архыз на ее территории -красивейшие уголки Западного Кавказа. Этот край богат лесами, живописностью пейзажей, прозрачностью рек и озер, чистотой воздуха. Тебердинский государственный заповедник в курорте Теберда создан как эталон природного ландшафта для его постоянного изучения и сохранения. Особенности климата Карачаево-Черкессии определяются геофизическим положением, близостью Черного и Каспийского морей, сложностью и разнообразием рельефа. Реки Карачаево-Черкессии берут начало с ледников (которых здесь насчитывается более 350 ), либо вытекают из высокогорных озер, крупнейшая река Карачаево-Черкессии — Кубань. Река Кубань берет свое начало у ледников на западных склонах Эльбруса. Общая ее протяженность 941 км (из них 187 км река течет по Карачаево-Черкессии). Средний уклон на р.Кубань в верховьях 12-15 м/км, а расход с верховьев до г.Карачаевска возрастает от 70-150 м/3. В своих верховьях Кубань принимает ряд правых притоков (Худес, Индыш и т. д.), слева в нее впадают Учкулан, Даут, Теберда и другие реки. Теберда впадает в Кубань у города Карачаевска, это одна из самых многоводных рек Карачаево-Черкессии.
Карачаево-Черкессия богата разнообразными минеральными источниками. Особенно много их в Приэльбрусье. Несколько источников имеется в долинах Учкулана и его притоков, в бассейне рек Даут, Индыш, Худес, Мара и других. Наиболее популярны Джамагатские нарзаны в верховьях реки Джамагат. Находятся они в девяти километрах от города- курорта Теберда на высоте более 1800 м. Около 30% всей территории Карачаево-Черкессии занимают леса, в которых насчитывается более 120 видов кустарников и деревьев, некоторые из них являются реликтами и эндемиками, занесены в Красную книгу. Животный мир Карачаево-Черкессии характерен тем, что среди его представителей немало эндемиков, т.е. животных, обитавших только в данной местности на небольшой территории, среди таких обитателей здесь — тур западнокавказский, кавказский тетерев, кавказский улар. Наиболее богаты дикими животными горные леса. Здесь можно встретить зубра, кавказского оленя, косулю, дикого кабана. Живут в лесах бурый медведь, куница, лесной кот, кавказская выдра, рысь и другие дикие животные, в горах Карачаево-Черкессии обитают несколько десятков видов птиц (альпийская галка, беркут, черный гриф и др.). Встречается немало пресмыкаюшихся — ящерицы, гадюки, ужи, медянки. В горных реках водится ручьевая форель, в некоторых озерах – озерная форель.
Для сохранения уникальной природы горного Кавказа созданы заповедники и заказники, крупнейшим из которых является тебердинский заповедник (его площадь составляет 65 тыс. га).
Район Архыза относится к среднегорной зоне, где климат умеренно влажный. Здесь на высоте 1200-1300метров велика роль в формировании климата Скалистого и Бокового хребтов. В пос.Архыз среднегодовая температура равна 5градусов Цельсия. Относительная влажность 72%. Среднегодовое количество осадков 820 мм. Б.Зеленчук образуется от слияния рек Псыш и Кизгыч на высоте 1500м. Общая протяженность реки с истоками 160 км. Расход воды в среднем составил около 40 м/3. Слева Псыш принимает реку Архыз, а справа – Софию, которая начинается у ледников. От верховьев Большой Лабы Архыз отделяет хребет Аркасара с его высшей точкой г.Дукка ( 3213м).
Ущелье Большой Лабы до 1964 года входило в состав Краснодарского края. До 1920 года это было дикое место. Рабочий поселок Загедан появился с началом лесозаготовительных работ. Позднее образовались поселки Дамхурц, Пхия, Закан. Сейчас в Ущелье Большой Лабы ведутся подготовительные работы по строительству новой автодороги Черкесск-Адлер.
5. Описание маршрута.
Маршрут проходит по территории Карачаево-Черкесской республики. Практически все долины рек Б.Зеленчука и Теберды густо населены. Долина Кубани и б.Лабы имеет меньшую плотность населения. Поход проходит с машиной сопровождения, что снижает автономность, но повышает безопасность, позволяя проходить препятствия на разгруженных судах. Также машина сопровождения позволяет осуществить связку нескольких рек, в нашем случае четыре, в относительно короткий промежуток времени. Маршрут позволяет раскрыть в полной мере учебно-тренировочные возможности Северного Кавказа в рамках сплава по рекам средней категории сложности.
6. Варианты подъезда и отъезда.
Существует несколько вариантов попасть на Северный Кавказ.
Прямые авиарейсы из крупных городов в Минеральные Воды. Для поиска рейса можно воспользоваться web-сервисом типа skyscanner.ru. или подобным поисковиком. Возможно добраться и железнодорожным транспортом до Армавира или ,как у нас, до Невинномысска. Все снаряжение перевозится с собой железнодорожным транспортом. Около 180 км от Невинномысска по асфальтовой дороге и ты оказываешься в верховьях Кубани. Вдоль рек идет асфальтовая дорога, что позволяет использовать машину сопровождения. Наличие развитой сети автодорог позволяет в полной мере использовать возможности автосопровождения и охватить большое количество сплавных рек. Обратный путь также лежит через Невинномысск.
7. Состояние с коронавирусом.
Группа предварительно узнала ситуацию с коронавирусом в республике. В торговых местах действовал масочный режим.
8. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.
Вдоль всех рек водной части маршрута идёт дорога. Кроме этого в группе имелись медицинские работники с аптечкой достаточной комплектации для оказания первой помощи. Наличие машины сопровождения позволяет экстренно сняться при необходимости. Во время сплава на судах постоянно был ремонтный набор, аптечка и необходимый перекус.
9. Страхование жизни и здоровья участников.
Несмотря на наличие машины сопровождения правилами соревнований по «маршрутам» необходимо наличие страхового полиса. Страховку, в индивидуальном порядке, оформили в проверенной компании «Альфастрахование». Менеджер Гусева Анна Страхование по программе «Классик» с дополнительным условием «спорт», страховая сумма на каждого человека 35000 у.е., компания- SAVITAR GROUP. Некоторые участники оформили страховые полиса в компаниях Сбербанк и Ингосстрах. разница в страховках получилась незначительная. Группа была зарегистрирована в региональном МЧС через сайт МЧС( страхование туристических групп)- присвоенный идентификатор 34385160. Телефон для контактов+7(878)2266056 ГУ МЧС России по КЧР. При регистрации требуется страховка и данные участников.
10. Изменения маршрута и их причины.
На Уллукаме-Кубани из-за напряженности сплава потребовалось не 2 ,а три дня. На Б.Зеленчуке из-за непогоды сплав растянулся на 2 дня, вместо 1. По этой же причине сплав на Б.Лабе начали от Рожкао, а не от 1 каньона, как планировали. В целом весенний сплав оказался весьма напряженным. Других изменений маршрута не было.
11. График движения на маршруте.
Даты | Дни пути | Дни маршрута | Участки маршрута | км | Способ передвижения |
01.05 | 1 | Г.Рязань- | 1340 | Поезд | |
02.05 | 2 | 1 | -г.Невинномысск- ниже погран заставы-пос.Хурзук ( 9стапель -14.30 старт-17.00 финиш) | 180 12 | Машина Стапель Сплав |
03.05 | 3 | 2 | Пос.Хурзук — обвоз плотины — старт от стрелки с Уллукам — перед Аманхитом ( 11.30обвоз- 13старт — 14 обвоз — 14.30 — 17.30 финиш) | 34 | Сплав |
04.05 | 4 | 3 | Аманхит — Карачаевск( 11.00старт — 13.30 финиш — 15.00 отъезд )- пос. Архыз | 14 90 | Сплав Машина |
05.05 | 5 | 4 | Архыз р.Б.Зеленчук — «Взрывные» пороги, Пушка (12.30старт-14.30финиш) | 9 | Сплав |
06.05 | 6 | 5 | Взрывной 3- пос. Ниж.Ермоловка — пос.Рожкао. ( 11.30старт — 13.30. финиш — 15.30 переезд) | 11 90 | Сплав Машина |
07.05 | 7 | 6 | Пос.Рожкао ( база у Деда) — Б.Лаба-4ый Каньон ( 12.00старт- 14.00 финиш-15.30 выезд) | 15 60 | Сплав Машина |
08.05 | 8 | 7 | Б.Зеленчук( мост) — пос.Исправная — антистапель — Г.Невинномысск ( 12старт-14.00финиш-15.30 отьезд) | 19 60 | Сплав /Антистапель |
09.05 | 9 | -Ростов | 1340 | Поезд | |
10.05. | 10 | — г.Рязань | Поезд |
Принятые в отчёте сокращения:
ПБ, ЛБ – правый берег, левый берег;
ПП, ЛП – правый поворот, левый поворот;
крПП, крЛП – крутой правый поворот, крутой левый поворот;
ЧХВ – чистое ходовое время – время движения без учёта остановок;
К4-1, К4-2, К4-3. «Состав группы и распределение по судам»)
Ф…-фото
12. Техническое описание прохождения группой маршрута.
01.05 К полуночи вся рязанская часть группы собралась на ж/д вокзале Рязань -2. Заранее были приобретены багажные билеты для провоза катамаранов. Около часа ночи сели в поезд, без каких то проблем, и поехали навстречу приключениям.
02.05. В пути около суток и на станцию Невинномысск мы прибыли в 02.50, где нас уже встречала заранее забронированная машина. В дороге большая часть группы отдалась во власть сна, лишь изредка некоторые поглядывали в окно автомобиля- за окном моросил холодный майский дождь. К 09.00 утра прибыли к погранзаставе выше поселка Хурзук, но увидев хороший уклон реки и «абсолютно белую воду» решили начать сплав несколько ниже. Проехав вниз по течению встали на ровной площадке левого берега (43.378283, 42.186495)( Фото 1-5).
Рядом с нами разбирается группа( вроде из Челябинска), накануне у них утонули 2 участницы после переворота катамарана двойки на участке, который мы обвезли утром. Достаточно прохладно, идет мелкий моросящий дождь. Солнца не ожидается. Изрядно утеплившись собираем свои четверки, поглядывая на неистовую воду. В 14.30 стартуем от берега(Фото 6-7).
Сначала река идет делясь на протоки, линия движения читается с воды, при разделении всегда выбирали более полноводную протоку( Фото 8-9).
В районе поселка Хурзук начинается Хурзукский каскад 3к.с.( Фото 10-14).
Длина каскада около 5 км, в конце каскада требуется обнос плотины, который лучше предварительно посмотреть с правого берега.. Ориентиром начала каскада можно считать повышение берегов, впереди виден поселок. Линия движения читается с воды. Порог представляет достаточно мощную шиверу- порог с четкой линией движения. Шли все с ходу походной колонной на взаимостраховке. При заходе в одни из ворот кат4-3 погнул одну из поперечин. Не доходя около 1 км до плотины, которая требует обноса, группа встала на полке правого берега. ( 43.450489, 42.115496)( Фото 15-17).
Машина осталась на обочине дороги из-за невозможности подъехать к месту лагеря. Разбив лагерь, сходили к плотине и посмотрели возможность ее обноса. Ниже плотины в 500метрах находится автомост с неприятными проходами между опор, поэтому было принято решение об обвозе судов сразу к месту слияния Уллу-Кама с Учкуланом.
03.05. Подъем в 07.00. Утро порадовало солнцем и температурой близкой к нулю градусов. В 11.30 начали переезд к стрелке с Учкуланом..(Фото 18-19).
Поочередно обвезя суда стартовали в 13.00 от стрелки Учкулан-Уллу-Кам( Фото 20).
Характер реки на участке «стрелка Учкулан-Уллукам- мост в пос.Карт Джурт» представляет собой несложные шиверы, разделение русла на протоки( выбирали более полноводную) ( Фото 20-22).
К 14.00 подошли к мосту в пос.Карт Джурт( Фото 23).
УчастокЗа 30 минут обнесли суда по правому берегу и стартовали из под моста в 14.30. Примерно через 30 минут сплава проходим по основной струе порог в районе автомоста — бочки в шахматном порядке, линия движения читается с воды. Река представляет из себя сплошную шиверу с участками усложнения к которым можно отнести, пройденные сходу, пороги «У рудника», «Даутская шивера»( Фото 24), «Взрывной»(Фото25-28)проход более безопасный под правым берегом во «Взрывном». Все пороги проходили с ходу на взаимостраховке. Сделали несколько вынужденных чалок для разминания ног. К 17.30 пришли на чалку к ПБ перед каньоном Аманхит. (43.660874, 41.985820).
04.05. Подъем в 08.00. Утром осмотрели каньон «Аманхит» с автодороги. Несколько участников по состоянию здоровья решили отложить сплав для восстановления здоровья (коленная посадка дала о себе знать у некоторых участников) и на сплав вышли две четверки. К4-1 и К4-3 в полных составах. На воду смогли встать к 11.00. Впереди нас ждал каньон Аманхит 4А. Длина каньона около 1 км. В каньоне условно выделяют три ступени, с участками пологих сливов с бочками и навалами на камни на плавных поворотах ( Фото 27-30), окончанием каньона можно считать разрушенный железобетонный мост, стоящий на одной опоре. Все экипажи прошли чисто по основной струе без каких либо проблем.
К 13.00 подошли к порогу «Каменномосткий» 4 А. Чалка и осмотр по ЛБ( при необходимости). В пороге мощная шивера с бочками длиной около 100метров. Четверки прошли все по центрам с ходу на взаимостраховке.(Фото 31-32).
К 13.30 подошли к порогу «Желоб» 5С. Бегло посмотрев порог ни у кого не возникло желание для его штурма, тем более он не входил в программу похода. Антистапель (43.750620, 41.909440) перед Желобом и подготовка к переезду. Общая фотка над «Желобом»( Фото 33).
В 15.00 начали переезд в Архыз. По пути докупили недостающих продуктов и газировки. По пути открываются прекрасные виды на гору Эльбрус. К 19.00 прибыли на стоянку в Архыз (43.660874, 41.985820) ( Фото 34).
Вечером созвонились с группой из Кольцово, которая стояла неподалеку, наметив совместный сплав на следующий день .Отбой в 23.00.
05.05. Утром ранний подъем ,традиционно, около 7 утра и начало очередного сбора катамаранов (Фото35).
Дождь не отступает и снова предоставляет нам возможность сдать экзамен на водо и морозоустойчивость. В 12.30. группа встала на весла. Идут все три четверки. Погода оставляет желать лучшего и не прекращает нас испытывать. За мостом слева все экипажи собрались для подгонки дуг( Фото36).
Участок сплава от Архыза до 1ого Взрывного( то что от него осталось) характеризуется как хорошая 2 к.с. Умеренной мощности струя с наличием прижимов, валы, бочки. Встречаются на поворотах поваленные деревья. Время сплава до порога «Пушка»4В составило порядка 1,5 часов..Длина порога около 600метров. Условно можно выделить два участка. Самый сильный первый участок: по типу мощного порога- шиверы порядка 400 метров– валы, бочки( в центре под водой обломки металла). 2ой участок длиной 200метров– проход под правым или левым берегом, в центре обливные камни(Фото 39). Чалка по левому берегу около железобетонной лестницы. В порог заходили под правым берегом и смещались влево. Основную ступень шли левее центральной линии. Вторую ступени проходили правой основной протокой, а К4-3 левой(Фото 37-38). Чалились слева за лестницей( Фото 40).
Вода очень высокая. Перед порогом третий Взрывной решили встать на стоянку в кемпинге. Дождь беспробудный и все уже достаточно замерзли. В 14.30 встали на стоянку в кемпинге «Просто Рай» (43.583129, 41.377804). Дождь шел практически весь оставшийся день. Спать легли около 21.00.
06.05. Подъем в 08.00 сильно радости не принес, поскольку погодные условия не сильно изменились- мелкий дождь не собирался прекращаться. Около 11.30 встали на воду — за поворотом нас ждал порог 3ий Взрывной. (Порог 3й Взрывной ( длина 150 метров) 3 к.с. расположен на правом повороте реки, бочки, валы. Проходили под правым берегом (Фото41) . Через 10-15 минут сплава порог 4й Взрывной 3 к.с.( длина 300 метров), который расположен на правом повороте реки. Слева идет дорога на высокой полке поросшей деревьями. Заходили под левым берегом и уходили вправо от гряды обливных камней слева(Фото 42-43).
Все камни в пороге оказались залиты, что еще раз подтвердило высокий уровень воды в реке. Валы, бочки. Чалка по правому берегу для обеспечения страховки. После прохождения судов намеченным курсом и сбора группы сплав продолжен. Через 20 минут сплава порог 5 Взрывной( длина 150 метров) 3 к.с., расположенный на крутом левом повороте реки. Ориентир высокая до 100 метров осыпь левого берега и поворот реки вправо, сверху проходит труба газопровода. Перед поворотом реки проведена подкачка судов и определен порядок и линия прохождения судов. Заходили придерживаясь правого берега, затем смещались к центру и уходили вправо от крупного камня, на которые шел сильный навал с прижимом.( Фото 44-45).
Все суда выдержали намеченную линию движения. После прохождения порога сбор судов в улове левого берега. Участок порядка 7 км, 2 к.с. по большой воде. Имеются разбои, в которых выбирали более полноводную протоку. Валы, единичные бочки. Сплав закончили на поляне левого берега в 14.00. (43.673442, 41.401057), где дорога подходит к реке и удобно выносить суда. Разобравшись, в 15.30 начали переезд на реку Большая Лаба. К 22.00. прибыли в пос.Рожкао база «У деда»,хозяин Валерий (43.823780, 40.915123 ). Где решили остановиться на ночь в домиках из-за непрекращающегося дождя. Отбой в 23.59.
07.05. Утром подъем в 8 утра. Утренний стапель и в 12.00 стартовали в сторону Грушевой поляны( Фото 46).
Примерно минут через 40 сплава берега начинают повышаться, скорость течения растет, идет мощная шивера, заканчивающаяся скальным коридором с мостом наверху, слева следы заброшенного рудника( Фото 47). Далее спокойный сплав до железобетонного автомоста ,где дорога переходит с правого на левый берег.( Фото 48) В этом месте зигзагообразная шивера с вертикальной турбулентностью. Около 14.00 закончили сплав на Грушевой поляне. (43.912138, 40.958287 ) ( Фото 49).
Начало антистапеля и подготовка к переезду в низовья Большого Зеленчука( Фото 50). В 15.30 выезд. Около 17.30 приехали к мосту через Большой Зеленчук ниже станицы Зеленчукская. (43.937365, 41.522799). Поездки выше и ниже моста показали отсутствие возможности встать еще бы то где либо. Лагерь ставили в сыроватом месте, с дровами туговато, зато рядом родник( Фото 51). К вечеру погода совсем приуныла и мелкий дождь стал переходить в легкий снег. После пары песен у костра в 23.00 все расползлись спать.
08.05. Утром быстрый стапель судов(( Фото 52). Выход из лагеря около 12.00( Фото 53).
Впереди нас ждет каньон Курлюк. Первые пару часов сплава река неспешно течет, иногда разделяясь на протоки. Ближе к станице Исправной над рекой проходит труба газопровода и на правом берегу появляются каменные выступающие породы, похожие на выступающий «лоб»-это начало каньона. Река постепенно сжимается и в русле стоит огромный камень к которому поджимает, проход слева от камня( Фото 54).
Далее идет прямой участок, заканчивающийся прижимом к левому берегу, где река резко поворачивает направо( Фото 55). Потом стенки каньона повышаются и река входит в небольшой каньон с невысокими стенками причудливой формы, наверху мост( Фото 56-58).
Далее прямой участок с водоворотами и бочками( Фото 59). Заканчивается каньон правым поворотом реки с бочковалом на уже левом поворот и прижимом к правому берегу( Фото 60-61).
Минут через 10-15 на правом берегу будет видна ровная площадка для проведения антистапеля, куда может подъехать машина из центра станицы Исправная. (44.072880, 41.597265). Сплав закончили около 14.00 ( Фото 62-63).
Быстрый антистапель, мясная солянка от девчат на скорую руку и в 15.30 выехали в сторону термальных источников. Примерно за полтора часа добрались до термальных источников недалеко от Невинномысска в ст.Воронежская для отмывки и отпарки в минеральных ваннах комплекс «Цунами», Лесная улица 100 (44.528853, 41.836527).( Фото 50)
На посещение источников ушло около 1 часа и в 19.30 выдвинулись на станцию Невинномысская. Уже в городе присели в кафе недалеко от ж/д вокзала. В 03.40 быстрая погрузка в поезд-стоянка 10 минут, своеобразное общение с неторопливыми проводницами и встреча рассвета 9 мая. С праздником Победы!
09-10.05 Поезд Ростов-Рязань.
13. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.
Пожалуй, это один из интересных моментов, на котором стоило бы остановиться. Руководитель группы и некоторые участники уже не первый раз бывали на этом маршруте, практически такой же маршрут был пройден большей частью группы за исключением УллуКама и низовьев Зеленчука. В задачи похода входило не освоение рек, а отработка технико-тактических навыков сплава по бурной воде и обучение молодых членов команды. Линию движения в пороге выбирал первый экипаж (руководитель), что, несомненно, повышало безопасность сплава за счет опыта и знания русла реки. Все определяющие и предопределяющие препятствия я бы отнес к разряду потенциально опасных. На Уллукаме- это участки разбоев реки. На реке Кубань это техногенный фактор, который мы не заметили из-за достаточного уровня воды. На реке Большой Зеленчук торчащие деревья от берегов с прижимами к ним.
- Опасность представляют определяющие препятствия – участки с высокой скоростью течения, обилием камней, сложной траекторией движения в порогах. Участникам следует особо тщательно отнестись к выбору сплавного снаряжения — шлем, спасательный жилет, защитный костюм.
- При организации путешествия с машиной сопровождения следует учитывать тот факт, что машина не везде может подъехать к реке. На судах следует иметь минимальный ремнабор, аптечку, перекус и запас воды.
- Следует серьезно отнестись к резким перепадам температур в дневное и ночное время, ночью возможны заморозки до -5 -7 градусов Цельсия.
- В нашем случае из 7 сплавных дней, 5 дней были с дождями разной интенсивности, что нашло отражение в уровне воды в реках( выше среднего). Сухо было только 03 и 04 мая.
14. Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов (занятий) на маршруте.
На маршруте большое количество исторических памятников, которые можно посетить при желании. На реке Б.Зеленчук возможно заехать в астрофизическую обсерваторию.
15. Дополнительные сведения о походе (перечень специального и особенности общественного и личного снаряжения, характеристика средств передвижения, особенности погодных условий и другая характерная для данного вида туризма информация).
15.1 Характеристика средств сплава
Сплав осуществлялся на трех катамаранах четверках и двух двойках:
2шт К4-2— катамаран «Фокс-400» производства «Рафтсервис» в штатной комплектации с дополнительными центральными наплывами. Имел по два независимых внутренних поддува на одну сторону баллона. Рама дюралевая Д16Т, разных размеров трубы, четыре продолины с выжимными трубами плюс четыре поперечин. Диаметр наружный от 40мм, стенка трубы от 1.5мм. Ширина рамы 200см. Наружняя оболочка – теза. Внутренний баллон — «1542».Обьем 2.0м3..
К4-3 Белрафт четверка в штатной комплектации.
На катамаран имелось по два запасных весла и одна морковки. Запасные весла крепились к раме резиной. Накачка проводилась помпой. У группы имелся комплект медикаментов и необходимый ремонтный набор.
15.2 Список общественного снаряжения
- Тент общественный 3х4 м- 4 шт
- Котлы 3 шт по 10,8,6 литров каждый
- Пила лучковая и бензиновая
- Топор 2 шт
- Помпа 6шт
- Весла запасные 8 шт
- Рации( Баофеньг, Кенвуд, Моторолла) 6 шт( по 2 шт каждой марки).
- Видеокамера 2 шт
- Палатка 6 шт
- Морковка(спасательный конец) 6 шт.
- Таганок 1 шт
- Гитара 1 шт
- Навигатор GPS 1 шт.
- Спутниковый телефон(Турайя) 1 шт.
- Ремнабор комплект
- Аптечка комплект
15.3 Состав ремнабора, аптечка в наличии.
Ремнабор | |||
Теза 0.5 м | Штуцера 2шт | Ножницы | Изолента |
Резина 0.5 м | Пряжки к рюкзакам | Бензин 0.2л | Ножовка по металлу |
Нитки 50м капрон | Стропа 2 метра25 мм | Ацетон 0.2 | Запасные болты для катамаранов (по размеру) |
Иголки 6 шт | Спички 10 коробок | Клей Уран 6шт | Шило |
Оргстекло | Клей резин 0.25л | Скотч водостойкий | |
ИТОГО | 2,5 кг |
15.4 Питание в походе.
Питание на маршруте можно разделить на питание в дороге и собственно в походе. Обеспечение питания в поезде по мере желания: с собой брали вареные яйца, отварной картофель, запеченую курицу. Бутерброды с колбасой. Копченые куриные грудки и бедра на каждого человека. Старались делать равные промежутки между приемами пищи. В походе питание строилось по отлаженному принципу: завтрак, перекус, ужин. Завтрак- молочная каша( пшено или рис),яичница, сосиски, кофе, сыр, хлеб, сгущенка, печенье. Перекус-вода, шоколад, хичины, с/к колбаса, чай, печенье. Ужин- гречка или макароны с тушенкой, шашлык, салатики, чай, сгущенка, плов, печенье. Специальной подготовки продукты не требовали. Однако вся транспортировка припасов проводилась в пластиковых пищевых бочках. Приготовление пищи было больше коллективным, чем по дежурствам. В населенных пунктах проводилась дозакупка хлеба, мяса. Раскладка рассчитывалась на 7 дней похода. Приготовлением завтрака начинали заниматься первые проснувшиеся, ужином занимались те кто грелся у костра, шашлык и плов готовили специально обученные люди.
15.5 Список личного снаряжения
Дорога | День | Ночь | Сплав | Вспомогательные |
Шлепки | Шлепки или кроссовки | Комплект термобелья | Пендюра | Рулон т/б |
Носки | Носки Х\Б | Кеды | КЛМН | |
Шорты или трико | Костюм туристич | Шерстяные носки | Защита и спасжилет | Спички |
Толстовка | Штаны Х\Б | Коврик | Шлем | Мыло,щетка,паста |
Трусы | Майка Х/Б | Спальник | Термобелье на тело | Фонарик налобный |
Дождевик | Трусы | Плавки | Рюкзак | |
Куртка теплая | Весло | 1-2 гермы( запас) |
16. Стоимость проживания, питания, снаряжения и его амортизации, средств передвижения и др.
№№ | Статьи расходов | На одного туриста |
1 | Билеты на поезд Рязань- Невинномысск-Рязань | 7500 |
2 | Багажные билеты Рязань- Невинномысск-Рязань | 500 |
3 | Трансфер Невинномысск-Домбай-Карачаевск-Карт Джурт-Карачаевск-Архыз-Ниж.Архыз-Рожкао-Невинномысск | 8000 |
5 | Термальные источники | 500 |
6 | Питание маршрут и прочие вкусняшки | 4500 |
8 | Прочие расходы | 1000 |
10 | ИТОГО | 22000 |
17. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.
- Маршрут пройден безаварийно при уровне воды в реках выше средней. Наиболее благоприятным временем для прохождения следует считать конец апреля- начало мая, хотя по разным литературным данным и собственному опыту погода год на год не приходится.
- Являясь учебно-тренировочным, поход позволяет участникам приобрести достаточные навыки сплава по рекам 3-4 к.с. и использовать их в автономных походах 4-5 к.с. района Саян, Алтая и Средней Азии.
- На четырехместном катамаране огромная роль отводится носовым гребцам, от капитана судна требуется грамотный выбор линии движения. Успешный сплав на четырехместном катамаране — результат совместной работы всего экипажа.
- Соответствие количества сплавных мест на катамаранах количеству участников позволяло проводить одновременный сплав группы с передвижением машин в одном направлении. Размещение груза в прицепе отдельно от людей полагаю более удачным и комфортным вариантом. Не исключен и остается вариант возможного комбинирования машин в рамках одного похода.
- Участники должны быть морально, физически и материально( вопрос личного снаряжения) готовы к возможному большому количеству осадков в данный период года, чтобы сплав не превращался в фрагменты проекта «Остаться в живых».
- В районе Западного Кавказа совершен полноценный водный поход по трем рекам Улукам-Кубань, Большой Зеленчук и Большая Лаба, который можно отнести к 3 с элементами 4 категории трудности и рекомендовать к прохождению подготовленным группам при достаточном опыте и соответствующем снаряжении. Набор и сложность определяющих препятствий соответствуют заявленной категории сложности.
18. Литература
- Отчет №1172 С.А.Молодцова «Теберда-Кубань» 4к.с. май 1994г. Б-ка РГТК
- Отчет №1176 С.А.Молодцова «Аксаут-Б.Зеленчук» 4к.с.апрель-май 1995г Б-ка РГТК
- Форма типового туристского отчета о походе: источник: Русский турист. Вып. №7 Дата добавления: 22 Января 2002г.
- Отчет №1223 А.Г.Щукиной «Теберда-Кубань-Б.Лаба» 5к.с. май 2002г Б-ка РГТК
- Отчет №1227 Р.Н.Крупнова «р. Б.Зеленчук-р.Теберда-р.Кубань-р.Б.Лаба» — 5к.с.май 2003 года Б – ка РМТК
- Отчет №1242 Р.Н.Крупнова «р. Б.Зеленчук-р.Аксаут-р.Б.Лаба» — 4к.с.май 2004 года Б-ка РМТК
- Отчет №1264 Р.Н.Крупнова «р. Б.Зеленчук-р.Аксаут-р.Б.Лаба» — 4к.с.май 2006 года Б-ка РМТК
- Отчет №1272 Р.Н.Крупнова «р. Б.Зеленчук-р.Аксаут-р.Кубань» — 4к.с.май 2007 года Б-ка РМТК
- «Архыз-Большая Лаба» – Н.Д.Бондарев – Москва-2002 год
- «Методические рекомендации по проверке туристских групп, отправляющихся в водные походы» — Москва – 1981 год.
- «Пособие по составлению отчетов о туристских походах, путешествиях и спортивных турах» — Москва.
- «Карачаево – Черкесская республика» — Туристская карта –Масштаб 1:310 000 – «Картинформ» — 2006 год.
- «Архыз» — топографическая карта –масштаб 1:100 000-Ростов на Дону – 2004 год.
- Питание в туристском походе – А.А.Алексеев – Москва – 2004 год.
- Отчет о походе 3 с эл 4 к.с. по Кавказу http://taganok.ru/caucasus/teberda-kuban-zelenchuk-laba-may-2021/