Отчёт о спортивном водном туристичеком походе по рекам Теберда, Кубань, Большой Зеленчук, Большая Лаба. 3 категории сложности, май 2021 года.
Поход посвящается памяти моего отца-
Крупнова Николая Михайловича
- Рецензия
- Титульный лист
- Содержание
- 1. Паспорт спортивного похода
- 1.1. Проводящая организация
- 1.2. Место проведения
- 1.3. Общие справочные сведения о маршруте
- 1.4. Подробная нитка маршрута, обзорная карта маршрута
- 1.5 Определяющие препятствия рек
- 2. Ф.И.О., адрес, телефон, факс, e-mail руководителя и участников, распределение на судах
- 3. Общая смысловая идея похода, его необычность, уникальность, новизна
- 4. Справочные сведения о районе похода
- 5. Описание маршрута
- 6. Варианты подъезда и отъезда
- 7. Ситуация с коронавирусом
- 8. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты
- 9 Страхование жизни и здоровья участников
- 10. Изменения маршрута и их причины
- 11. График движения
- 12. Техническое описание
- 13. Потенциально опасные участки на маршруте
- 14. Перечень наиболее интересных природных, исторических объектов на маршруте
- 15. Дополнительные сведения о походе
- 15.1 Характеристика средств сплава
- 15.2 Список общественного снаряжения
- 15.3 Состав ремнабора
- 15.4 Питание в походе
- 15.5 Список личного снаряжения
- 16. Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения
- 17. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута
- 18. Литература
- Приложение 2 Маршрутная книжка
1. Паспорт спортивного похода.
1.1 Проводящая организация:
Туристский клуб «THELEOS» РязГМУ им.акад.И.П.Павлова.
Адрес:390000, г.Рязань, Почтовая, дом 54. 8(910) 900- 65-15
e-mail: ryazturclub@mail.ru
МАРШРУТНАЯ КНИЖКА № 1/ 4 выдана ТСМКК Федерации спортивного туризма Рязанской области ТССР. Шифр МКК 162-00-444650000
1.2 Район путешествия: Карачаево-Черкессия (Северный Кавказ).
1.3 Общие справочные сведения о маршруте
- Вид туризма — Водный
- Категория сложности похода — Третья (с элементами 4к.с.)
- Протяженность активной части похода, км — 115 сплав, 5- пешком. Итого 120 км.
- Продолжительность — Общая — 9. Ходовых дней — 7.
- Сроки проведения с 01.05.2021 г. по 10.05.2021г.
- Уровень воды Теберда— выше среднего. Кубань-выше среднего, Б.Зеленчук-высокий, Б.Лаба-высокий
1.4 Подробная нитка маршрута:
Заявленная и пройденная: г. Рязань – пос Теберда — р.Теберда — пос.Джингирик- пос.Учкулан / пос. Карт-Джурт — р.Кубань — г.Карачаевск — пос Архыз – р.Б.Зеленчук- пос.Нижняя Ермоловка — пос Рожкао- р.Б.Лаба — пос Азиатский- г.Невинномысск- г.Рязань
Красными треугольниками выделены места ночевок и старта на реках.
1.5 Определяющие препятствия маршрута
Вид препятствия | Название | Категория трудности | Описание |
---|---|---|---|
Р.Теберда-уровень воды средний | Шиверы | 2 | Валы |
Гай-Порог | 4 А | Сливы,бочки | |
Р.Кубань- уровень воды выше среднего | У Рудника , Даутская шивера, Взрывной порог 1, Взрывной порог 2 | 3 | Валы, сливы, камни в русле |
Каньон Аманхит 3 ступени | 4А | Камни в русле, сливы | |
Каменномостский | 4В | Мощные валы, сливы | |
Р. Б.Зеленчук- уровень воды высокий | Пушка | 4В | Мощные валы |
3ый Взрывной | 3 | Валы | |
4ый Взрывной | 3 | Валы, камни в русле | |
5ый Взрывной | 3 | Валы, камни в русле, прижим на поворотах. | |
р.Б.Лаба-уровень воды высокий | 4 ый Каньон | 3 | Валы, прижимы на поворотах, вертикальная турбулентность |
Ф.И.О., адрес, телефон, факс, e-mail руководителя и участников.
Ф.И.О | Возраст | Опыт | Обязанность, посадка по судам | Место работы/учебы | Адрес | |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | Крупнов Роман Николаевич | 1978 | р.Чонг-Кемин -р.Малый Нарын- р.Кекемерен-6Р. р.Кубань- р.Б.Зеленчук-р.Теберда- р.Б.Лаба-5Р. | К4-1, руководитель | ГБУ РО КБ Семашко врач – офтальмолог | г. Рязань, ул 4я Линия |
2 | Бородулин Александр Германович | 1975 | Р.Мста-2у, р.Б.Зеленчук-р.Кубань- р.Уруп-2с эл3к.с. Р.Тумча-3к.с. | К4-1 | ООО «ПМП Электросистемы», инженер | Г.Рязань, ул. Новоселов |
3 | Бородулин Никита Александрович | 2004 | Р.Мста-2у, р.Б.Зеленчук-р.Кубань- р.Уруп-2с эл3к.с. Р.Тумча-3к.с. | К4-1 | Школа №72 | Г.Рязань, ул. Новоселов |
4 | Ленский Владимир Петрович | 1971 | р.Катунь- 4у, р.Жомболок- Ока Саянская-5к.с. | К4-1 | Предприниматель | Г.Санкт -Петербург |
5 | Марченко Денис Николаевич | 1978 | Р.Мста-2у. Р.Тумча-3к.с | К4-2 | ООО Маркет | Г.Рязань, ул.Великанов |
6 | Колесников Александр Вячеславович | 1979 | Р.Мста-2у, р.Б.Зеленчук-р.Кубань- р.Уруп-2с эл3к.с. | К4-2 | ГБУ РО КБ им. Н.А. Семашко ,зав. отделением | г. Рязань, ул. Шевченко |
7 | Колесников Никита Александрович | 2007 | Р.Мста-2у, р.Б.Зеленчук-р.Кубань- р.Уруп-2с эл3к.с. | К4-2 | Школа №16 | г. Рязань, ул. Шевченко |
8 | Сидоров Павел Владимирович | 1991 | Р.Кура- р.Риони-р.Цхенискали- 4у, р.Она-4у | К4-2,кэп | ГБУ РО «Шиловская ЦРБ», врач реаниматолог | Г.Рязань, пр-кт Славянский |
9 | Бурмистров Эдуард Александрович | 1970 | р. Кекемерен- 5У., р. Китой — 5У р.Чонг-Кемин -р.Малый Нарын -р.Кекемерен-6у | К4-3,кэп | Нач. информационной службы. АО РЗМКП. | г.Рязань, ул.Тимуровцев |
10 | Штольвин Александр Сергеевич | 1977 | р.Дибанг -6У,р.Голубой Нил-6У, р.Чонг-Кемин-р.Малый Нарын-р.Кекемерен-6у | К4-3 | Сист. Администратор, администрация г. Рязани | г. Рыбное |
11 | Бохан Константин Анатольевич | 1975 | Р.Охта,-3у , р.Писта-3У, Р.Тумча-3у | К4-3 | ООО»Сервио техникс», програмист | МО, Сергиев Посад, ул.Лесная |
12 | Подьяблонский Василий Алексеевич | 1976 | Р.Китой 5у, р.Кекемерен-5у, р.Коксу-5у, р.Чарын-5у., р.Б.Лаба- р.Белая-5у | К4-3 | СНТ Станок, электрик | Г.Рязань, ул. Строителей |
13 | Сумароков Иван Александрович | 1981 | Р.Китой-6Р, р.Сараджаз-6У | К2-1-кэп | Инженер | Г.Ярославль |
14 | Смирнова Валентина Алексеевна | 1988 | 3й разряд по спорт туризму, оз.Сейдозеро -1У | К2-1,30% | Менеджер | Ярославская обл, пос Ишня, Ул. Фрунзенская |
15 | Соломаха Наталья Станиславовна | 1990 | Р.Теберда- Кубань-3У, р.Катунь-4У | К2-2,кэп | Спорттур, методист | Г.Рязань, ул.Нижне-Трубежная |
16 | Зенкин Данила Андреевич | 1987 | Р.Пра-1У | К2-2,30% | Менеджер | Г.Рязань, ул.Фрунзе |
Отчет сдан в библиотеку Рязанского туристского клуба, размещен на сайте http://taganok.ru
3. Общая смысловая идея похода (путешествия), его необычность, уникальность, новизна.
Руководитель группы уже имел богатый опыт руководства и проведения маршрутов на Северном Кавказе по планируемым рекам с машиной сопровождения. С 2003года по 2019год были неоднократно пройдены в различных связках такие реки как: Теберда, Кубань, Большой Зеленчук, Большая Лаба, Уруп, Аксаут. 2021год не стал исключением по выбору учебного -тренировочного спортивного похода. Была достигнута договоренность с машиной сопровождения в городе Невинномысск. Еще в феврале были взяты билеты на поезд Рязань-Невинномысск. В течении апреля был окончательно сформирован состав группы из 16 человек. Костяк группы составили как уже опытные туристы водники ,так и подрастающая смена. Проходимость машины с прицепом позволяла перемещаться только по грунтовым дорогам. Поэтому для связки рек были выбраны реки с хорошим дорожным покрытием вдоль рек: Теберда, Кубань, Большой Зеленчук, низовья реки Большая Лаба ниже пос. Рожкао. Время для похода тоже было выбрано в период майских праздников с длинными выходными, чтобы перекрыть период с 1 по 9 мая.
4. Справочные сведения о районе похода.
На юге Ставропольского края у подножья седого великана Эльбруса (Западный Кавказ) расположена небольшая горная страна Карачаево-Черкессия. КЧР входит в состав Южного федерального округа РФ. Это один из самых маленьких субьектов нашей Федерации – 83 место по площади(14.3 тыс кв.км). Население 434,5 тыс. человек. Теберда, Домбай, Архыз на ее территории -красивейшие уголки Западного Кавказа. Этот край богат лесами, живописностью пейзажей, прозрачностью рек и озер, чистотой воздуха. Тебердинский государственный заповедник в курорте Теберда создан как эталон природного ландшафта для его постоянного изучения и сохранения. Особенности климата Карачаево-Черкессии определяются геофизическим положением, близостью Черного и Каспийского морей, сложностью и разнообразием рельефа. Реки Карачаево-Черкессии берут начало с ледников (которых здесь насчитывается более 350 ), либо вытекают из высокогорных озер, крупнейшая река Карачаево-Черкессии — Кубань. Река Кубань берет свое начало у ледников на западных склонах Эльбруса. Общая ее протяженность 941 км (из них 187 км река течет по Карачаево-Черкессии). Средний уклон на р.Кубань в верховьях 12-15 м/км, а расход с верховьев до г.Карачаевска возрастает от 70-150 м/3. В своих верховьях Кубань принимает ряд правых притоков (Худес, Индыш и т. д.), слева в нее впадают Учкулан, Даут, Теберда и другие реки. Теберда впадает в Кубань у города Карачаевска, это одна из самых многоводных рек Карачаево-Черкессии.
Карачаево-Черкессия богата разнообразными минеральными источниками. Особенно много их в Приэльбрусье. Несколько источников имеется в долинах Учкулана и его притоков, в бассейне рек Даут, Индыш, Худес, Мара и других. Наиболее популярны Джамагатские нарзаны в верховьях реки Джамагат. Находятся они в девяти километрах от города- курорта Теберда на высоте более 1800 м. Около 30% всей территории Карачаево-Черкессии занимают леса, в которых насчитывается более 120 видов кустарников и деревьев, некоторые из них являются реликтами и эндемиками, занесены в Красную книгу. Животный мир Карачаево-Черкессии характерен тем, что среди его представителей немало эндемиков, т.е. животных, обитавших только в данной местности на небольшой территории, среди таких обитателей здесь — тур западнокавказский, кавказский тетерев, кавказский улар. Наиболее богаты дикими животными горные леса. Здесь можно встретить зубра, кавказского оленя, косулю, дикого кабана. Живут в лесах бурый медведь, куница, лесной кот, кавказская выдра, рысь и другие дикие животные, в горах Карачаево-Черкессии обитают несколько десятков видов птиц (альпийская галка, беркут, черный гриф и др.). Встречается немало пресмыкаюшихся — ящерицы, гадюки, ужи, медянки. В горных реках водится ручьевая форель, в некоторых озерах – озерная форель.
Для сохранения уникальной природы горного Кавказа созданы заповедники и заказники, крупнейшим из которых является тебердинский заповедник (его площадь составляет 65 тыс. га).
Район Архыза относится к среднегорной зоне, где климат умеренно влажный. Здесь на высоте 1200-1300метров велика роль в формировании климата Скалистого и Бокового хребтов. В пос.Архыз среднегодовая температура равна 5градусов Цельсия. Относительная влажность 72%. Среднегодовое количество осадков 820 мм. Б.Зеленчук образуется от слияния рек Псыш и Кизгыч на высоте 1500м. Общая протяженность реки с истоками 160 км. Расход воды в среднем составил около 40 м/3. Слева Псыш принимает реку Архыз, а справа – Софию, которая начинается у ледников. От верховьев Большой Лабы Архыз отделяет хребет Аркасара с его высшей точкой г.Дукка ( 3213м).
Ущелье Большой Лабы до 1964 года входило в состав Краснодарского края. До 1920 года это было дикое место. Рабочий поселок Загедан появился с началом лесозаготовительных работ. Позднее образовались поселки Дамхурц, Пхия, Закан. Сейчас в Ущелье Большой Лабы ведутся подготовительные работы по строительству новой автодороги Черкесск-Адлер.
5. Описание маршрута.
Маршрут проходит по территории Карачаево-Черкесской республики. Практически все долины рек Б.Зеленчука и Теберды густо населены. Долина Кубани и б.Лабы имеет меньшую плотность населения. Поход проходит с машиной сопровождения, что снижает автономность, но повышает безопасность, позволяя проходить препятствия на разгруженных судах. Также машина сопровождения позволяет осуществить связку нескольких рек, в нашем случае четыре, в относительно короткий промежуток времени. Маршрут позволяет раскрыть в полной мере учебно-тренировочные возможности Северного Кавказа в рамках сплава по рекам средней категории сложности.
6. Варианты подъезда и отъезда.
Существует несколько вариантов попасть на Северный Кавказ.
Прямые авиарейсы из крупных городов в Минеральные Воды. Для поиска рейса можно воспользоваться web-сервисом типа skyscanner.ru. или подобным поисковиком. Возможно добраться и железнодорожным транспортом до Армавира или ,как у нас, до Невинномысска. Все снаряжение перевозится с собой железнодорожным транспортом. Около 100 км от Невинномысска по асфальтовой дороге и ты оказываешься на горном курорте Домбай. Здесь можно воспользоваться подъемниками и насладиться величественностью горных вершин. Обратная дорога также лежит через Невинномысск. Наличие развитой сети автодорог позволяет в полной мере использовать возможности автосопровождения и охватить большое количество сплавных рек.
7. Состояние с коронавирусом.
Группа предварительно узнала ситуацию с коронавирусом в республике. В торговых местах действовал масочный режим.
8. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.
Вдоль всех рек водной части маршрута идёт дорога. Кроме этого в группе имелись медицинские работники с аптечкой достаточной комплектации для оказания первой помощи. Наличие машины сопровождения позволяе
т экстренно сняться при необходимости. Во время сплава на судах постоянно был ремонтный набор, аптечка и необходимый перекус.
9. Страхование жизни и здоровья участников.
Несмотря на наличие машины сопровождения правилами соревнований по «маршрутам» необходимо наличие страхового полиса. Страховку, в индивидуальном порядке, оформили в проверенной компании «Альфастрахование». Страхование по программе «Классик» с дополнительным условием «спорт», страховая сумма на каждого человека 35000 у.е., компания- SAVITAR GROUP.
10. Изменения маршрута и их причины.
На Кубани планировалось начать сплав от стрелки Учкулана и Уллукама, но из-за надвигающейся непогоды и начала дождя сплав начали в поселке Карт-Джурт от моста, который в случае более верхнего сплава потребовал бы обноса судов. Других изменений маршрута не было.
11. График движения заявленный.
Даты | Дни пути | Дни маршрута | Участки маршрута | км | Способ передвижения |
---|---|---|---|---|---|
01.05 | 1 | Г.Рязань- | 1340 | Поезд | |
02.05 | 2 | 1 | -г.Невинномысск- пос.Домбай- пос.Верх.Теберда | 160 32 | Машина Стапель |
03.05 | 3 | 2 | Р.Теберда- Гай-Порог- г.Карачаевск- пос.Учкулан | 35 50 | Сплав Машина |
04.05 | 4 | 3 | Р.Кубань-порог «У Рудника», «Даутская шивера, Взрывные 1.2 | 35 | Сплав |
05.05 | 5 | 4 | каньон Аманхит,пор. Каменномосткий Г.Карачаевск- пос.Архыз | 15 90 | Сплав Машина |
06.05 | 6 | 5 | Пос.Архыз -р.Б.Зеленчук -«Взрывные» пороги пос.Нижний Архыз-пос.Рожкао. | 20 105 | Сплав Машина |
07.05 | 7 | 6 | Пос.Рожкао-Б.Лаба -4ый Каньон | 15 | Сплав |
08.05 | 8 | 7 | Антистапель — Г.Невинномысск | 180 | Сплав /Антистапель |
09.05 | 9 | -Ростов | 1340 | Поезд | |
10.05. | 10 | — г.Рязань | Поезд |
11.1 График движения пройденный.
Даты | Дни пути | Дни маршрута | Участки маршрута | км | Способ передвижения |
---|---|---|---|---|---|
01.05 | 1 | Г.Рязань- | 1340 | Поезд | |
02.05 | 2 | 1 | -г.Невинномысск- пос.Домбай- пос.Верх.Теберда | 160 | Машина Стапель |
03.05 | 3 | 2 | Р.Теберда- Гай-Порог- г.Карачаевск- пос.Учкулан | 35 50 | Сплав |
04.05 | 4 | 3 | Р.Кубань-порог «У Рудника», «Даутская шивера, Взрывные 1.2 | 30 | Машина Сплав |
05.05 | 5 | 4 | каньон Аманхит, пор. Каменномосткий Г.Карачаевск- пос.Архыз | 15 90 | Сплав Машина |
06.05 | 6 | 5 | Пос.Архыз-р.Б.Зеленчук- «Взрывные» пороги пос.Нижний Архыз -пос.Рожкао. | 20 105 | Сплав Машина |
07.05 | 7 | 6 | Пос.Рожкао — Б.Лаба- 4ый Каньон | 15 | Сплав |
08.05 | 8 | 7 | Антистапель- Г.Невинномысск | 180 | Антистапель \ машина |
09.05 | 9 | -Ростов | 1340 | Поезд | |
10.05. | 10 | — г.Рязань | Поезд |
12. Техническое описание прохождения группой маршрута
Принятые в отчёте сокращения:
ПБ, ЛБ – правый берег, левый берег;
ПП, ЛП – правый поворот, левый поворот;
крПП, крЛП – крутой правый поворот, крутой левый поворот;
ЧХВ – чистое ходовое время – время движения без учёта остановок;
К4-1, К4-2, К4-3. «Состав группы и распределение по судам»)
Ф…-фото
01.05 К полуночи вся рязанская часть группы собралась на ж/д вокзале Рязань -2. Заранее были приобретены багажные билеты для провоза катамаранов. Около часа ночи сели в поезд и поехали.
02.05. В пути около суток и на станцию Невинномысск мы прибыли в 02.50, где нас уже встречала заранее забронированная машина. К 07.00 утра прибыли в пос.Домбай. Прохладно и солнечно, в горах лежит снег. Машину оставили на парковке, а руководитель пошел искать возможность завтрака, которая была найдена в отеле «Гранд Отель». Завтрак сытный и достаточный. Пока мы завтракали, заработали подъемники. В 9.00 взяв билеты на группу, мы выдвинулись к горным вершинам. Величие гор Кавказа поражает воображение.
Походив по местным торговым точкам и пофоткавшись, мы отправились подкрепиться в кафэшку и отведать шашлык из яка. Закупив шкур на рынке спустились вниз к машине и закупив хычанов поехали к месту стапеля. по дороге в пос.Теберда произвели закупки провизии согласно раскладки в 14.00. В 15.00 прибыли на место стапеля ниже поселка Теберда (43.490577, 41.758546 ). Начался стапель. Отбой 23.00.
03.05. Подъем в 07.00. и продолжение окончания стапеля. На воду встали в 11.00. Первые километры сплава порадовали несложным фоном, позволяющим экипажам провести раскатку, и потрясающими видами кавказских гор.
Через 8 км остановились на ПБ перед мостом в пос. Верхняя Теберда. Тут выяснилось что один из участников где то потерял/утопил/позабыл все свои документы с деньгами и телефоном- все ,короче. Проведя мозговой штурм и разбор ситуации сгоняли на машине к месту старта, где на берегу нашли забытый ксивник. Повезло))).
Продолжили сплав. Идут несложные шиверы, камни в русле, встречаются разбои, единичные мосты, все в рамках 2 к.с. Определенную опасность представляет труба газопровода ниже поселка Нижняя Теберда (43.657344, 41.886007) в этом месте под левым берегом труба притоплена и ниже нее образуется слив с бочкой через все русло- проходили у левого берега по центру трубы. Неспешный сплав к 16.00 привел нас в пос.Джингирик, где перед мостом расположено ключевое препятствие Теберды- «Гай порог» 4Ак.с.. Длина порога около 100 метров. Чалка на поляне правого берега, слева расположен поселок. В правой половине мощный слив под ПБ, слева череда более мелких сливов. Справа пологая поляна к которой можно пристать для просмотра. Экипаж К4-1 прошел препятствие сходу под ПБ и зачалился ниже моста по ПБ для съемки и страховки.
Остальные экипажи поочередно прошли порог по левой протоке с чалкой на ПБ.
В экипаже К4-2 была произведена замена одного из гребцов( Никита Колесников) на более опытного Александра Штольвина. Прохождение было закончено к 17.00. Ниже порога группа встала на стоянку для антистапеля. (43.741227, 41.891687 ). Поскольку требовалось около 2х часов на разбор судов, было принято решение встать на стоянку , а утром осуществить переезд в верховья реки Кубань. Отбой в 23.00.
04.05. Подъем в 07.00. В 9.30 выехали со стоянки. К 12.00 прибыли в пос.Карт Джурт.
Погода стремительно портится, постепенно сгущаются тучи, начинает накрапывать дождь. В 14.30 экипажи встали на воду. Экипаж К4-3 грузит катамаран на верхний багажник по причине спускания подушки от сидушки. На воду выходят 2 двойки и две четверки. Вода гораздо сильнее, чем на Теберде. Примерно через 30 минут сплава проходим по основной струе порог в районе автомоста- бочки в шахматном порядке, линия движения читается с воды. Дальше начинается беспробудный дождь. Река представляет из себя сплошную шиверу с участками усложнения к которым можно отнести, пройденные сходу, пороги «У рудника», «Даутская шивера», «Взрывные1 и 2».
Сделали одну вынужденную перечалку на ЛБ для согревания участников. К 17.00 пришли на чалку к ПБ (43.660874, 41.985820 ), где уже были натянуты тенты и горел разведенный огонь экипажем К4-3.
Последней пришла двойка рафтмастер К2-2, которая где то пробила левый кормовой баллон и чалилась из последних сил. Согревание участников, постановка палаток, приготовление ужина — отбой в 23.00.
05.05. Подъем в 07.00. Утром осмотрели каньон «Аманхит» с автодороги.
Несколько участников по состоянию здоровья решили отложить сплав для восстановления здоровья и на сплав вышли три четверки. К4-1 и К4-3 в полных составах. В экипаж К4-2 подсели Иван Сумароков и Данила Зенкин. На воду смогли встать к 12.00. Впереди нас ждал каньон Аманхит 4А. Длина каньона около 1 км. В каньоне условно выделяют три ступени, с участками пологих сливов с бочками и навалами на камни на плавных поворотах, окончанием каньона можно считать разрушенный железобетонный мост, стоящий на одной опоре. Все экипажи прошли чисто по основной струе без каких либо проблем.
К 13.45 подошли к порогу «Каменномосткий» 4 В. Чалка и осмотр по ЛБ. В пороге мощная шивера с бочками длиной около 100метров.Четверки прошли все по центрам.
Чалка после порога по ПБ. К 14.30 подошли к порогу «Желоб» 5С. Бегло посмотрев порог ни у кого не возникло желание для его штурма, тем более он не входил в программу похода. Антистапель (43.750620, 41.909440) перед Желобом и подготовка к переезду. Общая фотка у Желоба.
В 16.00 начали переезд в Архыз. По пути докупили недостающих продуктов и газировки. По пути открываются прекрасные виды на гору Эльбрус.
К 19.00 прибыли на стоянку в Архыз( 43.750620, 41.909440 ). Ночной ужин со свежими овощами — просто потрясающе. Отбой в 24.00.
06.05. Утром ранний подъем ,традиционно, около 7 утра и начало очередного сбора катамаранов. В 12.00. группа встала на весла. Сегодня решил не сплавляться и обеспечить съемку экипаж К4-2. Идут три четверки и К2-1 во главе с Иваном Сумароковым. Участок сплава от Архыза до 1ого Взрывного характеризуется как хорошая 2 к.с. Мощная струя с наличием прижимов, валы, бочки. Встречаются на поворотах поваленные деревья. Время сплава до порога «Пушка»4В составило порядка 1,5 часов..Длина порога около 600метров. Условно можно выделить два участка. Самый сильный первый участок: по типу мощного порога- шиверы порядка 400 метров – валы, бочки( в центре под водой обломки металла).
2ой участок длиной 200метров– проход под правым берегом, слева обливные камни. Чалка по левому берегу около железобетонной лестницы. В порог заходили под правым берегом и смещались влево. Основную ступень шли левее центральной линии. Вторую ступени проходили правой основной протокой. Чалились слева.Вода очень высокая. Порог 3й Взрывной ( длина 150 метров) 3 к.с. расположен на правом повороте реки, бочки, валы. Проходили под правым берегом. Через 10-15 минут сплава порог 4й Взрывной 3 к.с.( длина 300 метров), который расположен на правом повороте реки. Слева идет дорога на высокой полке поросшей деревьями. Заходили под левым берегом и уходили вправо от гряды обливных камней слева. Все камни в пороге оказались залиты, что еще раз подтвердило высокий уровень воды в реке. Валы, бочки. Чалка по правому берегу для обеспечения страховки. После прохождения судов намеченным курсом и сбора группы сплав продолжен. Через 20 минут сплава порог 5 Взрывной( длина 150 метров) 3 к.с., расположенный на крутом левом повороте реки. Ориентир высокая до 100 метров осыпь левого берега и поворот реки вправо, сверху проходит труба газопровода. Перед поворотом реки проведена подкачка судов и определен порядок и линия прохождения судов. Заходили придерживаясь правого берега, затем смещались к центру и уходили вправо от крупного камня, на которые шел сильный навал с прижимом.
Все суда выдержали намеченную линию движения. После прохождения порога сбор судов в улове левого берега. Отсюда сплав продолжен до столба 21км. Участок порядка 7 км , 3 к.с. по большой воде. Имеются разбои, в которых выбирали более полноводную протоку. Валы, единичные бочки. Сплав закончили у столба 21 км(43.673007, 41.400131) в 15.00, где дорога подходит к реке и удобно выносить суда.
Разобравшись, в 16.30 начали переезд на реку Большая Лаба. К 19.00. прибыли на «Грушевую Поляну», где решили разбить базовый лагерь из которого начать заброску в пос.Рожкао. Отбой в 23.00.
07.05 Утром подъем в 7 утра. В 11.00 выехали с Грушевой поляны. К 12.00 добрались до пос.Рожкао где в первом гостеприимном дворе ( База «У Деда», хозяин Валерий)
оставили снаряжение, заказали себе горячие хичины с чаем на обед и пошли на культурный осмотр каньона Соленые скалы. На просмотр и возвращение в лагерь ушло около 2х часов. Дошли до порога Кирпич, пофоткались и обратно в Рожкао. В 15.00., пообедав чаем и хичинами ,встали на воду. Примерно минут через 40 сплава берега начинают повышаться, скорость течения растет, идет мощная шивера ,заканчивающаяся скальным коридором с мостом наверху, слева следы заброшенного рудника.
Далее спокойный сплав до железобетонного автомоста ,где дорога переходит с правого на левый берег.
В этом месте зигзагообразная шивера с вертикальной турбулентностью. около 17.00 закончили сплав на Грушевой поляне. Начало антистапеля и приготовление праздничного плова- День РАДИО. Отбой 24.00.
08.05. Утром завершение антистапеля и начало переезда в Невинномысск. Выехали около 11.00. До Невинномысска около 170 км. Примерно за час добрались до асфальтовой дороги. К 16.00 заехали в местные термальные источники недалеко от Невинномысска для отмывки и отпарки в минеральных ваннах комплекс «Цунами», Лесная улица 100 (44.528853, 41.836527).
На посещение источников ушло около 1 часа и в 18.00 выдвинулись на станцию Невинномысская. Уже в городе присели в кафе недалеко от ж/д вокзала. В 23.48 быстрая погрузка в поезд-стоянка 2 минуты.
09-10.05 Поезд Ростов-Рязань.
13. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.
Пожалуй, это один из интересных моментов, на котором стоило бы остановиться. Руководитель группы и некоторые участники уже не первый раз бывали на этом маршруте. В задачи похода входило не освоение рек, а отработка технико-тактических навыков сплава по бурной воде и обучение молодых членов команды. Линию движения в пороге выбирал первый экипаж (руководитель), что, несомненно, повышало безопасность сплава за счет опыта и знания русла реки. Все определяющие и предопределяющие препятствия я бы отнес к разряду потенциально опасных. На Теберде- это участки разбоев реки,притопленная газовая труба ниже Нижней Теберды. На реке Кубань это техногенный фактор, который мы не заметили из-за достаточного уровня воды. На реке Большой Зеленчук торчащие деревья от берегов с прижимами к ним.
- Опасность представляют определяющие препятствия – участки с высокой скоростью течения, обилием камней, сложной траекторией движения в порогах. Участникам следует особо тщательно отнестись к выбору сплавного снаряжения — шлем, спасательный жилет, защитный костюм.
- При организации путешествия с машиной сопровождения следует учитывать тот факт, что машина не везде может подъехать к реке. На судах следует иметь минимальный ремнабор, аптечку, перекус и запас воды.
- Следует серьезно отнестись к резким перепадам температур в дневное и ночное время, ночью возможны заморозки до -5 -7 градусов Цельсия.
- В случае дождей следует серьезно отнестись к возможному подъему воды в реках.
14. Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов (занятий) на маршруте.
В Домбае осуществили подъем на первой очереди канатной дороги на высоту 2300метров для осмотра горных пейзажей. На реке Б.Зеленчук возможно заехать в астрофизическую обсерваторию.
15. Дополнительные сведения о походе (перечень специального и особенности общественного и личного снаряжения, характеристика средств передвижения, особенности погодных условий и другая характерная для данного вида туризма информация).
15.1 Характеристика средств сплава
Сплав осуществлялся на трех катамаранах четверках и двух двойках: 2шт К4-2— катамаран «Фокс-400» производства «Рафтсервис» в штатной комплектации с дополнительными центральными наплывами. Имел по два независимых внутренних поддува на одну сторону баллона. Рама дюралевая Д16Т, разных размеров трубы, четыре продолины с выжимными трубами плюс четыре поперечин. Диаметр наружный от 40мм, стенка трубы от 1.5мм. Ширина рамы 200см. Наружняя оболочка – теза. Внутренний баллон — «1542».Обьем 2.0м3..К2-1 Белрафт монобалонник. Рама из полипропиленовых труб ситемы Сумарокова Ивана.К4-3 Белрафт четверка в штатной комплектации.К2-2 Двойка Рафтмастер FOX 2T в штатной комплектации.На катамаран имелось по два запасных весла и одна морковки. Запасные весла крепились к раме резиной. Накачка проводилась помпой. У группы имелся комплект медикаментов и необходимый ремонтный набор.
15.2 Список общественного снаряжения
- Тент общественный 3х4 м- 3 шт
- Котлы 3 шт по 10,8,6 литров каждый
- Пила лучковая и бензиновая
- Топор 2 шт
- Помпа 7шт
- Весла запасные 8 шт
- Рации( Баофеньг, Кенвуд, Моторолла) 8 шт( по 2 шт каждой марки).
- Видеокамера 2 шт
- Палатка 7 шт
- Морковка(спасательный конец) 8 шт.
- Таганок 1 шт
- Гитара 1 шт
- Навигатор GPS 1 шт.
- Спутниковый телефон(Турайя) 1 шт.
- Ремнабор комплект
- Аптечка комплект
Ремнабор
- Теза 0.5 м
- Штуцера 2шт
- Ножницы
- Изолента
- Резина 0.5 м
- Пряжки к рюкзакам
- Бензин 0.2л
- Ножовка по металлу
- Нитки 50м капрон
- Стропа 2 метра25 мм
- Ацетон 0.2
- Запасные болты для катамаранов(по размеру)
- Иголки 6 шт
- Спички 10 коробок
- Клей Уран 6шт
- Шило
- Оргстекло
- Клей резин 0.2л
- Скотч водостойкий
ИТОГО 2,5 кг
15.4 Питание в походе.
Питание на маршруте можно разделить на питание в дороге и собственно в походе. Обеспечение питания в поезде по мере желания: с собой брали вареные яйца, отварной картофель. Бутерброды с колбасой. Копченые куриные грудки и бедра на каждого человека. Старались делать равные промежутки между приемами пищи. В походе питание строилось по отлаженному принципу: завтрак, перекус, ужин. Завтрак- молочная каша ( пшено или рис),яичница, кофе, сыр, хлеб, сгущенка, печенье. Перекус-вода, шоколад, хичины, с/к колбаса, чай, печенье. Ужин- гречка или макароны с тушенкой, шашлык, салатики, чай, сгущенка, плов, печенье. Специальной подготовки продукты не требовали. Однако вся транспортировка припасов проводилась в пластиковых пищевых бочках. Приготовление пищи было больше коллективным, чем по дежурствам. В населенных пунктах проводилась дозакупка хлеба, мяса. Раскладка рассчитывалась на 7 дней похода. Приготовлением завтрака начинали заниматься первые проснувшиеся, ужином занимались те кто грелся у костра, шашлык и плов готовили специально обученные люди.
15.5 Список личного снаряжения
Дорога | День | Ночь | Сплав | Вспомогательные |
---|---|---|---|---|
Шлепки | Шлепки или кроссовки | Комплект термобелья | Пендюра | Рулон т/б |
Носки | Носки Х\Б | Комплект термобелья | Кеды | КЛМН |
Шорты или трико | Костюм туристич | Шерстяные носки | Защита и спасжилет | Спички |
Толстовка | Штаны Х\Б | Коврик | Шлем | Мыло, щетка, паста |
Трусы | Майка Х/Б | Спальник | Термобелье на тело | Фонарик налобный |
Дождевик | Трусы | Плавки | Рюкзак | |
Куртка теплая | Весло | 1-2 гермы( запас) |
16. Стоимость проживания, питания, снаряжения и его амортизации, средств передвижения и др.
№ | Статьи расходов | На одного туриста |
---|---|---|
1 | Билеты на поезд Рязань- Невинномысск-Рязань | 6000 |
2 | Багажные билеты Рязань- Невинномысск-Рязань | 500 |
3 | Трансфер Невинномысск-Домбай-Карачаевск-Карт Джурт-Карачаевск-Архыз-Ниж.Архыз-Рожкао-Невинномысск | 7000 |
5 | Подьемники Домбай и термальные источники | 2000 |
6 | Питание маршрут и прочие вкусняшки | 4500 |
8 | Прочие расходы | 1000 |
10 | ИТОГО | 21000 |
17. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.
- Маршрут пройден безаварийно при высокой и средней воде в реках. Наиболее благоприятным временем для прохождения следует считать конец апреля- начало мая, хотя по разным литературным данным и собственному опыту погода год на год не приходится.
- Являясь учебно-тренировочным, поход позволяет участникам приобрести достаточные навыки сплава по рекам 3-4 к.с. и использовать их в автономных походах 4-5 к.с. района Саян, Алтая и Средней Азии.
- На двойке в составе опытного напарника участники даже с минимальным опытом( 1-2к.с.) гораздо быстрее адаптируются к сплаву по белой воде и более стремительно растут в техническом плане не нарушая принципов безопасности сплава по бурной воде. На четырехместном катамаране огромная роль отводится носовым гребцам, от капитана судна требуется грамотный выбор линии движения. Успешный сплав на четырехместном катамаране — результат совместной работы всего экипажа.
- Соответствие количества сплавных мест на катамаранах количеству участников позволяло проводить одновременный сплав группы с передвижением машин в одном направлении. Размещение груза в прицепе отдельно от людей полагаю более удачным и комфортным вариантом. Не исключен и остается вариант возможного комбинирования машин в рамках одного похода.
- Наличие двоек и четверок в группе позволило удачно комбинировать количество сплавных судов в случае временного выбывания участника со сплава по состоянию здоровья.
- В районе Западного Кавказа совершен полноценный водный поход по четырем рекам Теберда, Кубань, Большой Зеленчук и Большая Лаба, который можно отнести к 3 с элементами 4 категории трудности и рекомендовать к прохождению подготовленным группам при достаточном опыте и соответствующем снаряжении. Набор и сложность определяющих препятствий соответствуют заявленной категории сложности.
18. Литература
- Отчет №1172 С.А.Молодцова «Теберда-Кубань» 4к.с. май 1994г. Б-ка РГТК
- Отчет №1176 С.А.Молодцова «Аксаут-Б.Зеленчук» 4к.с.апрель-май 1995г Б-ка РГТК
- Форма типового туристского отчета о походе: источник: Русский турист. Вып. №7 Дата добавления: 22 Января 2002г.
- Отчет №1223 А.Г.Щукиной «Теберда-Кубань-Б.Лаба» 5к.с. май 2002г Б-ка РГТК
- Отчет №1227 Р.Н.Крупнова «р. Б.Зеленчук-р.Теберда-р.Кубань-р.Б.Лаба» — 5к.с.май 2003 года Б – ка РМТК
- Отчет №1242 Р.Н.Крупнова «р. Б.Зеленчук-р.Аксаут-р.Б.Лаба» — 4к.с.май 2004 года Б-ка РМТК
- Отчет №1264 Р.Н.Крупнова «р. Б.Зеленчук-р.Аксаут-р.Б.Лаба» — 4к.с.май 2006 года Б-ка РМТК
- Отчет №1272 Р.Н.Крупнова «р. Б.Зеленчук-р.Аксаут-р.Кубань» — 4к.с.май 2007 года Б-ка РМТК
- «Архыз-Большая Лаба» – Н.Д.Бондарев – Москва-2002 год
- «Методические рекомендации по проверке туристских групп, отправляющихся в водные походы» — Москва – 1981 год.
- «Пособие по составлению отчетов о туристских походах, путешествиях и спортивных турах» — Москва.
- «Карачаево – Черкесская республика» — Туристская карта –Масштаб 1:310 000 – «Картинформ» — 2006 год.
- «Архыз» — топографическая карта –масштаб 1:100 000-Ростов на Дону – 2004 год.
- Питание в туристском походе – А.А.Алексеев – Москва – 2004 год.