Ледяная. Высшая точка Корякского нагорья. Удаленная от поселков труднодоступная вершина, покрытая ледниками, обрамленная горными реками, текущими в непройденных каньонах.
Уж и не могу вспомнить, где впервые прочла о Ледяной. Долгие годы она оставалась лишь мечтой, мимолётным взглядом в район северных окраин Камчатки и легким вздохом
— Как же попасть в этот недоступный район?…
Мои дороги, пешие и водные, бежали по северАм — по плато Путорана и в Лапландии, горные — по Памиру и Алтаю, по Кодару, Якутии и Чукотке. А Ледяная оставалась мечтой.
г.Ледяная(1) и г.Зуб (2), вид с вершины Башкирия.
И вот, два года назад, я решила покопать эту тему глубже и сразу обнаружила, что в 100 км к югу от главной вершины, расположенной почти на границе Корякии и Чукотки, есть не только поселок в горах, но и регулярное авиасообщение Тиличики-Ачайваям.
Ачайваям! Одно имя на двоих — и поселок и река с истоками в районе Ледяной.
Начало маршрута вырисовалось легко: Ачайваям-Ледяная. Концовка — сплавом в любую сторону.
«Корякское нагорье — как цветок эдельвейса, с расходящимися лепестками — хребтами». Эту фразу я прочла в одном из старых туристских отчетов. Реки из района Ледяной и вправду текут во все стороны. Но одноименные поселки в низовьях имеют только реки Хатырка, Ваеги, Ачайваям и Пахачи. Конечно, полный траверс нагорья интереснее похода «туда-обратно» поэтому из всех вариантов сплава меня сразу привлекла Хатырка, имеющая общее направление на северо-восток, на всем протяжении текущая в горах и впадающая в море! В процессе более детальной подготовки я поняла, что Ваеги (река и поселок) доступна легче, чем Хатырка, годится для резервного (запасного) варианта, и, хотя тоже позволяет совершить траверс нагорья, впадает не в море, а в Майн, и затем в Анадырь со всеми прилагающимся в комплекте низменностями, меандрами, безлесной тундрой, голым плоским безнадежным пейзажем, стоячей водой, множеством озёр и болот, мошкой, встречным ветром (а другим он и не бывает). Река Великая, текущая параллельно Ваеги и впадающая в залив Онемен рядом с городом Анадырь, тоже имеет эти же безнадёжные недостатки и была мной по этим же причинам отметена сразу. Вместе с ней отметен и единственный вариант прихода в Анадырь «своим ходом».
В качестве аварийного варианта для сплава подходит все та же река Ачайваям, либо Апука (ее истоки текут непосредственно с Ледяной), возвращающие группу обратно в стартовый поселок Ачайваям.
Итак, река выхода выбрана — Хатырка. Туристы по ней сплавлялись всего 2 раза — в 1978г и 1982годах. Река 2к.с., всего с одним порогом, имеющая длину по карте 280 км, но с удлинением за счёт изгибов, по описаниям первопроходцев, до 400км. Таежно- тундровые реки я ходила во множестве, поэтому за сплав не переживала совсем. Суда для сплава я выберу, когда станет понятна команда, но скорее всего это катамараны 2-ка или 4- ка. Они оптимальны по весу для небольшой команды и большой пешей части.
В процессе подготовки в сети попались фото геолога Кирилла Крылова со следующими комментариями:
«»Основное поле Верхнехатырского серпентинитового меланжа истоки р. Хатырка. Корякское нагорье. В лишайниках склон — чирынайская серия — знаменитая Корякская «шуха» диавторитовый метаморфизм цеолитовой фации по пренит-пумпелиит- клиноцоизитовым метаморфитам чирынайской серии. 1983.»»
Как вам, а?! 🙂 Это же песня!
Прочел — и сразу хочется ногами его пройти-пробежать, меланж этот!!!
Это ведь не трава! Это горы из камня зеленого! Ну чуть лишайником подкрашенного.
Или:
ФОТО. «вид на тектоническое окно из под Верхнехатырского серпентинитового меланжа, Снеговые горы, Корякское нагорье, 1983».
Или:
ФОТО. «Породы чирынайской серии, выскакивающие в тектонических окнах из под Верхнехатырского меланжа. Снеговые горы, Корякское нагорье. 1983»
Эти фото, наряду со старыми отчетами дали возможность оценить: Корякское нагорье — это настоящие горы! Решено — хочу увидеть эти горы!
Осталось придумать маршрут на эту самую горную часть.
Не могу не признаться, что изначально мне очень хотелось внести вклад в туристское освоение района, активно посещаемого с 1973 по 1990 года и с развалом СССР забытого на долгие годы. Хотелось пройти что-то ранее не пройденное.
Первопроходы в районе Ледяной планировать просто. Дело в том, что главное внимание предшественников всегда оттягивала сама вершина. Хребет же Укэлаят, в котором она находится, исследован и пройден далеко не полностью. Есть белые пятна и в других хребтах. Расцвет туристского освоения пришелся на 1974 — 1990 годы. Но после развала СССР, многих оленеводческих хозяйств, транспортной сети Дальнего Востока, а так же системы помощи туризму от профсоюзов, район оказался в туристском смысле подзабыт и заброшен. Многие перевалы за давностью времён можно открывать заново.
Но для амбициозного горного маршрута необходим адекватный совокупный опыт команды. На момент придумывания маршрута команды у меня пока не было. Все известные мне путешественники того могучего уровня, который соответствовал бы плану под названием «траверс Корякского нагорья», либо планировали что-то своё, либо не имели достаточно времени или денег для осуществления такого большого маршрута.
За первый год подготовки команду собрать мне не удалось.
И вот осенью 2017 года я вспомнила, что после моей Чукотки 14-го года (см.рассказ и фильм «Неужели это Чукотка?») именно Миша Бабич просил не забыть о нем, если буду ещё раз планировать что-то подобное. Миша — широко известный в узких питерских туристических кругах человек, математик, профессор, читающий лекции студентам, исходивший многие горные и таёжные районы страны, но, в основном, зимой, когда спят комары и медведи, что оказалось немаловажным в его опыте обстоятельством. Он руководил двумя успешными зимними гренландскими лыжными походами 2009-2010 (во втором из них мне довелось принять участие), а в 2016 году Миша помог мне реализовать тогдашнюю мечту — попасть в Центральный Памир.
Мы тогда сходили на ледник Грумм-Гржимайло.
На предложение пойти в Корякию Миша сразу же горячо и обеими руками согласился! Он ещё не знал, в какую драку ввязывается! 🙂
Мы взяли самые дешёвые несдаваемые билеты Аэрофлота и продолжили подготовку.
Мы понимали, что вдвоем реализовать столь амбициозный план в разумные сроки — задача не просто нелёгкая, но практически невыполнимая в связи с полной ненаселенкой, отсутствием дорог, необходимостью проходить честных 15-20 км в день со средним весом около 40 кг.
Совокупный возраст наш перевалил за сотню и составил 108 лет. Мы продолжили искать спутников, желательно с горным опытом.
Зимой 2018 к нам примкнул Даниил Савин, тоже питерский турист, только что закончивший консерваторию музыкант, хорист Мариинского театра, 26-тилетний богатырь, кровь с молоком, яхтсмен и байдарочник, сумевший вписать полуторамесячное путешествие в плотный гастрольный график.
Нас стало трое. Мы продолжали искать четвертого.
Весной 2018 от большого желания начать нагружаться и тренироваться я повредила левую коленку — то ли надорвала мениск, то ли хрящ коленного сустава (мнения врачей разошлись), так или иначе я попала на три недели костылей, но продолжала при этом готовить карты, изучать отчёты по Корякскому нагорью (их в сети и библиотеке московского турклуба оказалось около 10-12), спорить с Мишей по поводу веревки, звонить по ночам в Петропавловск-Камчатский (разница по времени +9 часов), оформлять погранразрешения, шить 4-хместный катамаран (состав команды так и не был окончательным — трое нас или четверо), продумывать раму катамарана 4-ки, выяснять у случайных интернет-знакомых ассортимент камчатских и корякских магазинов, сушить мясо и сыр, считать раскладку на троих и раскладку на четверых одновременно, продумывать ремнабор и аптечку, варианты горелок и котелков (так же на 3-х и на 4-х одновременно, в том числе тестируя мультитопливную ковеевскую горелку) и многое многое другое. Питерские соратники помочь мне могли мало в чем. Но когда мне удалось выяснить, что в магазине корякского поселка Ачайваям можно купить газ в «дихлофосных» баллонах, тестирование мультитопливных горелок я закончила и переложила на Мишу некоторую долю забот — принять решение по горелкам. Сразу скажу, что Миша нашел варианты переходников с jetboila на баллоны «дихлофосного» типа, приобрел обычный jetboil 0,8 литра и «экономичную» кастрюлю с горелкой фирмы MSR объемом 1,5 литра и тем решил вопрос с горелками. Мне лишь оставалось продумать костровые варианты посуды.
ФОТО. Экономичные Jetboil (1л) и MSR (1,8л) с переходниками на «дихлофосные» баллоны.
По совокупности обстоятельств пешую часть маршрута слишком сложной делать не хотелось, не говоря уже о первопроходах. Поход и без специального накручивания препятствий обещал быть тяжёлым.
Главной мечтой была Ледяная, но так же хотелось увидеть тихоокеанские фьорды, попробовать дальневосточного краба (и половить и приготовить), погулять в Олюторских горах, где снежники с крутых скалистых вершин спускаются почти до океана и где за всю историю освоения Корякского нагорья туристы побывали лишь трижды: группа Шляпникова в 1973 году и дважды команда Николая Рундквиста — в 1984 и 1990 годах.
И каков же был восторг, когда в туре на перевале Мост мы обнаружили записку именно Николая Рундквиста 1990года!
ФОТО. Старые фотографии из отчетов Н.Рундквиста.
Постепенно вырисовалась идея сделать тренировочное горное кольцо в Олюторском хребте и затем перейти под Ледяную (хребет Укэлаят), с попутными радиальными выходами и восхождениями в Снеговом и Апукском хребтах. Но как попасть в Олюторские горы? Конечно, из изюминки побережья — бухты Северная Глубокая!
Так сама собой родилась мечта прийти морем (!) в бухту Северная Глубокая.
Выяснилось, что регулярного морского сообщения вдоль всего дальневосточного побережья не существует. Из Петропавловска-Камчатского за разумное время (5-8 дней) туда может дойти морская яхта. На яхтах я не только не ходила, но даже и не бывала никогда, в отличие от других членов моей команды. Морское путешествие само по себе привлекательно и очень заманчиво, как отдельное путешествие, но очень дорого. Очень. Дороже заброски вертолетом.
Мы все же нашли более-менее посильный для нас вариант. Заброска яхтой решала бы для нас помимо попадания в точку желаемого начала маршрута, проблему провоза с собой фальшфейеров, запрещенных в авиаперевозках, а так же именно того газа который нам удобен (ковеевского типа, а не «дихлофосного») и которого нет в продаже в корякских поселках. Правда, заброска морем имеет минус: требует времени — около недели, если морская болезнь не свалит новичков на еще большее время. Нехватка же времени будет сильным аргументом при осуществлении горной части путешествия.
На случай, если вариант с яхтой по каким-либо причинам не сможет осуществиться, переходники на неудобный «дихлофосный» вариант газа мы все равно берем. Именно так и произошло в действительности. Но об всем по порядку.
Итак, к июню 2018 маршрут путешествия вырисовался таким:
1. Заброска яхтой (либо вертолетом) в бухту Северная Глубокая, горное тренировочное колечко на 3-6 дней с перевалами 1А и восхождением на вершину Одноглавая,
2. Переход вверх по долине реки Аниваям в долину реки Ачайваям (заход попутно в Снеговые горы я планировала при наличии в группе 4-го участника, более опытного горника, а так же запаса времени),
3. Радиальные выходы в Апукском хребте,
4. Затем переход под Ледяную с использованием любого варианта — перевалов от н/к до 2А,
5. При благоприятных условиях — восхождение на Ледяную.
6. Далее пересечение хребта Укэлаят, хребта Пикасского (с переправами через реки Укэлаят и Пикасьваям),
7. Выход в верховья реки Хатырка и сплав по ней до Чукотского поселка Хатырка.
8. Далее рейсовый вертолет в Анадырь и затем самолёт в Москву (плюс поезд в Санкт- Петербург для питерской части команды).
Мечта приобрела ясно различимые контуры.
Обзорная карта маршрута с фактически пройденным и запасными вариантами.
Готовились мы тогда к походу, предполагая ее состав из 4-х человек, т.к. была ещё надежда, что с нами пойдет один мой друг, бывалый горник. Но мне давно известна истина: «надейся на худшее и жизнь тебя не обманет».
На случай, если он не пойдет и нас останется трое, мы предусмотрели суда для команды из трёх человек: в дополнение к имеющемуся заслуженному катамарану 2-ке, прошедшему якутский и Чукотский походы, я приобрела надувной каяк Колчим, намереваясь идти на нем сама. Мастер Александр Чучман учел мои индивидуальные пожелания и сотворил поистине шедевральный комплект надувной одноместной лодки из ТПУ под мои обещания поделиться результатами тестирования детища. В этой задумке был нюанс: если я иду одна на лодке, то на катамаране идут Миша и Даня. Но ни Миша ни Даня никогда не сидели на катамаране. Ни вдвоем, ни вообще. И это обстоятельство немного напрягало.
Но события сложились так, что новичкам на катамаране без меня, к счастью, идти не пришлось. Когда уже была готова лодка, стало ясно, что комплект катамаран 2-ка + каяк примерно на 3кг тяжелей, чем катамаран 4-ка. Для 3-х человек это ощутимо, поэтому я решила даже в случае 3-х человек идти на 4ке. Простите меня, Александр, автор каяка. Я обязательно опробую его в новом, следующем походе.
К середине июня дошит и опробован новый катамаран (дно — авизент, верх — парусина). Протестированы и забракованы имеющиеся для 4-ки надувные ёмкости из чернухи, в фирме ФМК у друзей заказаны и проверены новые, из совсем тонкого ТПУ- полиуретановой ткани. Катамаран 4-ка длиной 430см получился лёгким — баллоны общим весом около 4,7кг. Плюс комплект веревок для привязывания баллонов к раме, вязки из стропы, «сявки» — тонкие веревочки для крепежа скруток к раме. Не более 5,2кг.
Дольше всего я ломала голову над рамой. Брать? Но это вес! Не брать совсем? А вдруг переправа через Укэлаят и Пикасьваям окажется невозможной вброд, а строить раму в условиях тундры (Укэлаят) будет не из чего? В верховьях Хатырки, нашей сплавной реки, стланик есть, хотя бы составную раму сделать можно. Но если обстоятельства заставят выходить с маршрута по Ваеги? Или Апуке? Верховья этих рек лежат на высоте более 700 м, и стланика, пригодного для строительства, там нет.
После взвешивания всех аргументов я решаю раму все же брать.
4 поперечины общим весом около 2х кг, сделанные из отпиленных салютовских весел, у меня были. А вот продолины? Брать в качестве продолин по два нижних колена
телескопических удочек, как в Чукотском походе, я побоялась. Всё-таки катамаран 4-ка — это не 2-ка. Она длинней, нагруженней, и испытывает непереносимые для удочек нагрузки. Да и Даня у нас богатырь с живым весом около 90кг. Даже крепко стянуть вязками-скрутками стеклопластиковые трубки без их растрескивания не получится. Что делать? Брать для переправ и верховьев алюминиевые лыжные палки и связывать их по три, как посоветовали бывалые водники? Тащить 12 алюминиевых лыжных палок? А при появлении стланика усиливать раму деревом? Да, так. Но вместо алюминиевых лыжных палок я взяла набор облегченных алюминиевых стоек от старых польских палаток общим весом еще 2кг. Чтобы не разбирались на сплаве, отдельные колена скрепим скотчем. Да, вы правы, люфтит. Но нам же только было бы к чему баллоны привязать!
Был в моей сплавной истории опыт сплава в безлесных верховьях путоранских рек на катамаране 4ке с рамой, состоящей только из поперечин, без продолин. Продольную жесткость давали надутые как барабан баллоны. Но эта чрезмерная «надутость» сыграла с нами тогда злую шутку: в верховьях ещё слишком мало воды, а длительное трение передутых баллонов о камни непоправимо сказалось на целостности матерчатой оболочки и не позволило закончить поход так, как хотелось.
Вспоминая все это, алюминиевые стойки в качестве продолин катамарана я все же прописала среди готовящихся к походу вещей. По той же причине (отсутствие леса) я решила взять два полных разборных катамаранных весла (тоже сделанных из обрезанных салютовских) и две снятые с весел лопатки. Полные весла поработают на переправах и в безлесных верховьях. А усиление рамы и вторую пару весел с использованием лопаток мы сделаем при появлении первых же пригодных для этого стволов. Итого, вес катамарана 4- ки с вязками и рамой(!) оказывается рекордным — 9кг, а с веслами и лопатками — 11кг.
В конце июня мой друг-горник к моему большому огорчению принимает окончательное решение с нами не идти. Мы переигрываем палатки и раскладку на троих. Но все же катамаран 4-ку я решаю брать, так как втроём на катамаране 4-ке при грамотной развесовке идти все же можно.
И вдруг, за два дня до старта, случается неожиданность: Миша находит нам четвертого! Это собиравшийся на Камчатку двумя неделями позже питерский турист Роман Н. Некоторый горный и водный опыт у него имеется, опыта пеших походов нет. Но нам нужен четвертый! Усложнить горную часть в силу недостаточного совокупного опыта мы не сможем, но зато рюкзаки станут легче, а это даёт нам надежду на то, что нитка маршрута реально осуществима именно в задуманном варианте, причем мы можем попробовать заявить вместо «путешествия» категорийный маршрут — пешеводную «пятерку».
4 человека — минимальный для категорийного маршрута состав группы. Хорошо, что снаряжение готово на 4-х! Мы извещаем МКК о замене участника и, получив их благословение, 10 июля стартуем на Камчатку.
Отчет о прохождении водного туристского спортивного маршрута 5 категории сложности по району республики Дагестан (р.…
ПОЛОЖЕНИЕ Дата и время проведения: 28 мая 2023г., Природный парк Павловская пойма c 9.00 –…
Анонс Ночной ПРАгулки 2023 !!! 1-2 июля 2023, в классическом формате.
Дневник и воспоминания Андрея Бердинских , часть №2, о первопрохождении реки Тертер (Нагорный Карабах, Закавказье)…
Дневник и воспоминания Андрея Бердинских , часть №1, о первопрохождении Андийского Койсу на плоту в…
Отчет о прохождении рек Аргут, Чуя, Катунь, август 2022, водный поход, шестой категории сложности