Автор Тема: Пургометный опус - Чорох 2007 март  (Прочитано 11309 раз)

Оффлайн zacep

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 13
Пургометный опус - Чорох 2007 март
« : 22 Апреля 2009, 23:39:31 »
Начало

 - А чего поехали зимой в Гималаи? Чего тут прозябать. Хочу большие горы увидеть! – продрогший и захмелевший от принятого пива предложил мне Арканя.   
- Поехали – согласился я.
Мимо остановки у «Родины» где мы баловались пивком проходил наш друг Новогранов Андрей.
- А мы в Гималаи собрались. Сообщили мы ему. …. Сплавляться.
- Я тоже хочу!
Так было начато путешествие в Турцию. Арканя пролетел с поездкой, ну да Бог с ним. Подобралась команда, закаленных  бурной водой порогов друзей. 33-летний Антон Новиков (автор данного опуса) гид-проводник по горным рекам. Его богатый опыт стал решающим в определении руководителя команды. 30-летний менеджер «Невской косметики» Андрей Новогранов – немногословный спортсмен,  с феноменальной выносливостью. 35-летний предприниматель Евгений Орехов – улыбка команды.    Благодаря его чувству юмора  команде гарантируется отличное настроение. Он постоянно острит, и остальные его поддерживают в этом –  то есть – «гонят пургу». Обаятельное хамло, самосвал полезных и бесполезных советов, человек стреляющий словами как АК-47, это 42-летний бизнесмен Хайрулин Борис.   
На Непал надо было в два раза больше средств чем в Турцию – около 60т.р. После обсуждений была выбрана Турция и связка рек Чорох - Фиртина и  месяц март.
Историко-географическая справка – Район путешествия это северо-восток Турции. Историческая область Лазистан. Древний центр грузинской государственности. На рубеже эр  район занимало Понтийское царство. Вспомните знаменитого Митридата Великого – при победе над которым Цезарь изрек – veni,vidi,vici. Район считается историками источником распространения металлургии. По реке Чорох   железо везли на север. По Евфрату в Месопотамию. Река Чорох около 400км длиной впадает в Черное Море в районе Батуми. Из них 200км сплавных. С севера прижимают Качкарские горы с высотами до 4000 метров. 
В мартовскую  студеную ночь мы загрузились в микрик и отправились в путь. Коньяк пошел хорошо.  Погрузка в аэропорту. У нас перегрузка в 30кг. Добрая девушка нас пропустила. Славно! Страшный буфет в аэропорту. Мы с Жекой жжем по водке.  А  Новограну встретился его директор. Мы понаблюдали его рассказ в виде движений. Взяли еще градусов в самолет.
Взлет. Мне было страшно. Как представлю, что этим агрегатом управляет, кто то - плохо становится. А вдруг рука дернется или чихнет в ответственный момент.   Вот если бы я сам вел тоды другое дело!

Посадка. Адлер. Пальмы и тепло. Ну и конечно таксисты кавказкой наружности. Увезут в «центр в гостиница хороший». Толпой окружили. Объяснили, что мы никуда не едем. Вроде успокоились. Сходил   к бабуське у платного туалета и взял телефон, где можно поблизости устроиться. Оказалось 200 метров от порта. Пошли пешком. Последний таксист остался:
- давай подвезу до дома. Так подвезу.
- Слушай чачу возьми с собой - передашь человеку! – обрадовался он когда узнал что мы из Ангарска. Чего ж не передать.
- Позвоним, как вернемся в Сочи.



Адлер - Сочи – Морвокзал – Дольмены - Красная Поляна - пьянкагулянка.
 Устроились напротив построенного нового здания аэропорта у дороги ведущей к Красной Поляне. В армянской семье. В ночь прилета отметили приземления в кафешке. Возвращаясь хмельные дышали  по летнему теплым ночным воздухом. Наутро направились пешком вдоль дороги на Красную Поляну в супермакет и  затарились продуктами, что бы по Турции не бегать. Оказалось все  правильно сделали! Несколько раз мимо проезжали команды велосипедистов – тренируются и создают аварийную обстановку. По пути в центр Сочи попали в пробку на час. Оказалась авария. Как они собираются проводить Олимпиаду не понятно! Если пробка собирается в не туристический сезон? На Морвокзале, нам романтично настроенным и окосевшим от вина, сообщили, что паромы стоят на рейде и когда мы отправимся в Туркестан никому неизвестно.
Но не сегодня.
- Звоните завтра - сообщила приятная дамочка с шикарным бюстом. Все четверо молча и с пониманием согласились, вчетвером глядя через стекло на ее волнующий разрез.
Справка: паромы Трабзон-Сочи – «Принцесса Виктория» «Аполония» и еще какой то – турецкие суда. Ходят один-два раза в неделю в Сочи с овоще-фруктами и руссопроститутками. Отправка обратно после разгрузки и тех и других. Разгрузка в России понятие растяжимое с овощефруктами больше проблем. Билеты продаются по отправлению. Ход 12 часов. Виза оформляется после чалки на таможне.
А какая у нас культурная программа на эти неожиданные два дня, гуляя между колоннами Морвокзала и глядя вдаль морского горизонта, задались мы вопросом? Сочи и Красная Поляна. Ну и пьянкагулянка! Пообедали в уличном кафе у шикарных покрытых мхом платанов в компании   облезшего черного кота. Не дождавшись стопарей, начали пить из горла.  Дальше центр Сочи. Столб Архангела Гавриила. Книжные магазины – закупка путеводителей по Сочи и Турции. Зашёл в аптеку и как врач команды закупил закупился.
- Презервативы купил? Хорошие? – типа шутка!
- Не подведут!-  типа тоже пошутил я. 
Рынок с   названием  толи  «коридор» то ли «галерея». Ходили и дивились на обнаженные  по самое не хочу ножки девчонок. Все-таки опасно так из зимы в лето попадать! Закупили сковороду, сланцы и я удочку 4 метра длиной. С ностальгическим названием «Катунь». Когда еще нам придется бесшабашно пошабашить на великой реке? Вышли на ЖД Вокзал – вот где масштаб! Смеркалось я сделал прикольную фотку вокзала. На маршрутке домой в Адлер. Ужин с вином. А дальше?
- Я знаю здесь все в Адлере –   Женя изрек – пойдем на море проведу.
- Там луна парк и вообще …весело!
На такси приехали до точки. Пошли дальше, какими то подзаборными тропами как диверсанты.
- Ты куда нас ведешь? – красноречиво молчали мы.
- Щас, щас будет ваще ништяк!
Вышли на жд пути. Мы на Адлерской сортировке. Дымит вдали вагончик черным противозным дымом. Мы по путям шагаем куда то. Поняв бесконечность железных путей, вернули напрямую к морю. А спустится не могем – высоко и мы не скалолазы. По какой то трубе как макаки спрыгнули к прибою. Боря занялся фотоохотой морского прибоя. Сырки, водка, предвкушение приключения, море. Хорошо дышится на воле! Все-таки мы молодцы!
Второй день – направились в Красную Поляну. 200 метров и сели на автобус. По пути Боря по обыкновению громко (на весь автобус) и весело разговаривал с водилой. О чем то нужном и захватывающем. О чем? Убейте меня не помню. Новая дорога тем временем проходила над рекой Мзымта, периодически протыкая тоннели. Водила показал старую дорогу, которая шла слева и выше и серпантинами петляла по отрогам. Вышли на форелевом хозяйстве. Посмотрели лотки но вроде наших Аршанских. Купили вина и вышли уже на Красной Поляне. С желанием оказаться на вершине Уибге пришлось растаться. С каждого за подьем по тысяче рубликов! То есть стоимость скипаса. Прошвырнулись по местности. Как-то все скучковано – тесно. У нас в Байкальске получше, однако. Ну и вонючее! Жека поймал форель в прудике за 60 р. - радости  не было предела,
- Пойдем на дольмены – предложил я.
- Ну….  пойдем –
Вниз по речке Мзымта. Мост. И мы в деревне Красная Поляна. Наняли за 600р. УАЗ и через 15 мин. мы поднялись к метеостанции. Чуть дальше по снежной натоптанной тропе и открылись хребты Уибге и Ачишку. Красиво. Тропа доставила огромное удовольствие. В принципе в марте  (не говоря уже о лете) в поход можно сюда сходить – на вершину Ачишку и дальше куда нибудь. Тепло и  много снега, и главное 30минут от Аэропорта и ты в горах. Встретили группу из 15 туристов с рюкзаками. Увидели дольмены и после моей краткой и насыщенной ничего незначащими междометиями культпросвет речи о сущности дольменов, пошли вниз. Нам в два надо быть дома и отзвониться на вокзал. У остановки разговорились с местным аборигеном. Грек. В детстве обшарил все горы вокруг. Сейчас 60 летний добряк старик с бутылкой пива в руках  легко и непринужденно гнал пургу вместе с нами. Мы оказались настроены на одну волну.
- По-моему мы, какую то ахинею несем – в разрыве между приступами смеха поделился грек. Было и грустное. Крутые, заезжие дядечки, следуя рекомендациям Дона Карлеоне, скупают Красную поляну  делая местным обитателям предложения, от которых невозможно отказаться. Хороший дядя жаль забыл имя.
Паром откладывался на завтра. Поехали на продуктовый рынок в Адлере. Походили по рядам. Рыбку посмотрели. Зашли в винный погребок (куда без него). К нам подсела местная молодая и  пропащая совсем алкашка и вечер перестал быть томным. Из вежливости нам не хотелось ругаться. А жертва порока как заклинивший  механизм:
- Дайте мальчики закурить?
- Налейте сто грамм!
- Ну, налейте пжаалллуййстааа! Я вам чё не нравлюсь?
 По вымощенной улице, по сторонам которой стоят добротные то ли дома, то ли дворцы вышли к морю.  У всех было желание искупаться. Но оно быстро пропало. Был бы с нами Колька Сергеев, он бы точно искупался. Мелкая береговая галька и морской прибой, и свет фонарей позвал нас в прогулку по ночному Адлеру. Не знаю где мы ходили. Ориентировались по сторонам света. Фотографировались – на пальмах, под пальмами, с пальмами. Ну, совсем дикие и пьяные были. Вышли к забору аэропорта после десяти километрового броска и мы  дома  - завтра в Турцию!


Паром
С вещами мы на набережной, билеты взяты - 60 баксов с носа. Ждем погрузку. Вокруг собрались турки челночники, девчонки, как оказалось проститутки, ну и мы. Немного. Таможня. Дьюти Фри. По два литра водки «Морозов» немецкого производства   100р. за литр. Если бы мы знали что в Турции нас никто не шмонал взяли бы больше. Гораздо больше! Для парома взяли вермут и Жека виски. Перетащили в чрево парома снарягу. Приняли каюту. Поднялись на верхнюю палубу. Изобразив с Новограном от радости бразильский танец-борьбу на верхней палубе, принялись активно радоваться путешествию. Для чего выбрали удобные открытые места на боку лайнера.
Наконец, настал  долгожданный  момент, и   морской паром отвалил от причала в сторону  Трабзона.   Нам было  трудно удержаться от восторга, когда соленый морской ветер  мощно оторвал нас от Родины и понес в далекую и незнакомую Турцию. Как там нас встретят природа и люди?  А пока вермут лился рекой и остроты вперемежку с пургой заливались далее вискарем. Большая группа страшных и непрезентабельных на наш российский взгляд жриц любви были нашими попутчицами на пароме. Общаться с ними не было желания. В каких то трико и куртках как деревенские Марфы прости Господи из загибающегося колхоза.
Справка. Российские девушки в Турции не выглядят несчастными. Спокойно ходят по магазинам и счастливые покупают обновки. При виде нас не здоровались. Попадались симпотные. Со  слов турок зарабатывают отдельные до 10000 дуляров в месяц. К нам на пароме и в Турции были равнодушны. Когда уезжали из Турции – было ощущение что расстаются надолго. И все были счастливы оторваться.

Боря как всегда что-то говорил невидимым зрителям на камеру. Покушали скромно в столовой, купив талон на питание по 10 баксов и расположились с Борей на закрытой палубе у бара. Серое море переваливало свои волны. Окна на всю высоту - открывали отупевающие для пропитанного виски и вермутом разума бесконечные шевелящиеся пенные волны. Вдруг все с общим восхищением   приникли к стеклам – турки, проститутки и вдупель пьяные два русских туриста. Параллельным курсом шла стая дельфинов. Одновременно в воздух поднималось с десяток упругих влажных тел. Десять минут все смотрели на чудо и ни о чем не думали. Потом я не помню. Рассказывали, что разбудил битьем пустой пластиковой бутылки Новограна и Жеку. (Ну, это то я помню) Одевал кастрюлю на голову вместо каски и ходил по парому и пытался надеть на турков (ну а это врут скорее всего).    В общем веселился.

Трабзон

С разбухшим мозгом я поднялся навстречу ночным огням древнего города. Когда-то греки, римляне, готы им может быть аргонавты также с похмелья приставали в эту гавань. В темноте сияли буквы на горе
- TRABZON. Потащили снарягу к терминалу. По полированным плиткам прокатили ее до таможни. После проштампования наших паспортов мы в Турции. Остановились у витрины офиса «Аполония» где к нам обратился на русском языке турок. Зовут Фахид.   Помнит Светлану Цветкову. Учился в Новосибе пять лет. Заказали такси – около 30 лир. Хотя можно пройти пешком при желании потопать.  Турки стрельнули у меня пачку сигарет. У них пачка Моте Карло около 5 баксов. Можно понять.  Только мы сгрузились у автостанции как были атакованы местными зазывалами на рейсовые мерседесы. Энергичные и крикливые они внушали нам большие опасения. Наша российская ментальность не позволяла верить непонятным турецким словам и жестам. В итоге, отогнав от себя навязчивый сервис, наша маленькая компания заночевала на автостанции в окружении брезгливо-неинтересных турецких бомжей. Нехорошо, в общем, начался наш анабасис в Турции. Спали тяжело - на скамьях. Рядом у стекла стояла коробка. Через две недели она стояла там же. Туалет – 50 курушей(10р.) бумаги нет. Стоят кружки и внизу краны для подмывания.  На выходе служащий обильно опрыскивает одеколоном руки. В буфете впервые увидели, как проводит мужское население свой вечерний досуг – смотрят телек и пьют чай из  «стопариков» с талией несчитанное количество. В буфете работала женщина из Грузии. Рассказала, что периодически работает в Турции. В Грузии работы нет. Мы пожелали ей всего хорошего.
Справка
Автостанции – отобас терминале – это здания с офисами автопервезчиков. Есть компании работающие на дальние маршруты – «Метро», «Сузер» и др. И на компании среднего и ближнего действия. Стоимость проезда сравнима с российскими. 18-20(400р) лир на  500км. Одинакова в принципе в разных компаниях. Работники офисов (если стойки типа барных и компы за ними можно так назвать) встречают туристов особенно иностранных на входе «перехватывают» - конкуренция однако. Проводят до своего офиса и оформят билет. Угостят бесплатно чаем с сахаром. Можно ожидать рейс и оставить безбоязненно вещи. Перевозки осуществляются на Мерседесах. В брюхе оных можно поместить взвод солдат, а не только багаж. Работают два водителя в цивильных костюмах. Раза два за рейс проносят кофе. Соки, чай, воду.
Турция. Дорога.
 Наутро увидели Турцию. Оказалось Турция это одна большая стройка. Весь морской берег усеян гигантскими крабами экскаваторов и самосвалы перевозят огромные булыганы. Как скелеты морских чудовищ возвышаются из песка каркасы будущих отелей и даже надстраиваются уже жилые здания.  Дома лепятся по скальным склонам гор. Как они построили пятиэтажки на 45 градусном склоне для нас загадка. Не даром турецкие строители в России с успехом работают. Как чувствовали турки себя в автобусе не знаю, но мы страдали.
- «Кажется спиртом пахнет!» - давай искать где пролитую водку под сиденьями, пока не поняли, это перегарище вискарное от нас прет. Что думала лысая башка впереди меня не знаю, но периодически стучала об стекло. За стеклом пролетала горная дорога и горы.     Дороги Турции это отдельная тема, это   национальный символ, наверное. Вырубленные в скалах петляют трассы с подьемами и спусками заставляя напрягаться части тела в соответствии с изгибами дороги. Слева бездна - справа скалы. Жуть. Култукский тракт отдыхает. Вошли в тоннель, вынырнув из которого попали в зиму – снег и видимость метров двадцать. А дорога поворачивает то туда, то сюда над пропастями. Это посерьезнее самолетов – это надо видеть. У меня сразу созрело желание приехать в Турцию на месяц и взять в аренду авто и исколесить страну вдоль и  поперек. Тем временем первый перевал взят – высота 2000м. Затем второй Ваукдаги- 1900метров. Мы на трассе Е-97 – Трабзон-Гумюшане-Байбурт. Промелькнул между перевалами городок Гумюшане. Поражало то, в каких местах строятся дома турок – на вершинах  и склонах хребтов – стоят в основном трехэтажные квадраты!

 
Байбурт-Испир

Мы на отобасе в Байбурте. Высота 1600метров. Замшелые здания. Снег. Печки буржуйки в комнатах – офисах. Начались наши потешные разговоры с турками. Смесь турецких, английских, немецких слов с русскими матерными комментариями своим сопровождающейся выразительной жестикуляцией. Жестикуляция, по-моему, важнее. Но главное весело и все всем понятно. Было бы желание. Автобус в Испир будет завтра. Сообщение непостоянное. Сели типа в столовой – полупустое полукруглое остекленное помещение. Буржуйка. Чай. Экмек-хлеб. Чача. Держим совет. Куда поедем на юг или на Чорох – все-таки снег тут и как будем сплавлятся непонятно. Решили все-таки ехать на Чорох,  взяв такси – это удовольствие нам встанет в  120 лир за 120км. Дороговато! На всех четверых до Байбурта мы заплатили  80 лир. Выпил чачи и мне полегчало заметно. И чего ломался? Вызвали желающего таксиста. Показали груз. Он согласился. И вот на фиатовской девятке мы поехали в город купить тент и газовые баллоны к горелке. Еле нашли нужные баллоны. Тент пробивали на мостовой люверсами при нас. Боря пошел за батареями или еще х.й знает за чем. И пропал….. Вокруг маленькие улочки. Магазины по бокам. Улицы скрещиваются и расходятся. Где наш Шишман-Бай то? Начали искать. От машины один из нас отходит в пределы видимости  второго. Прошел час. Мы серьезно нервничаем. Водила наш – с рыжими волосами и голубыми глазами тоже. Обьяснил турку чего стоим.
- Шишман-Бай нереде? (Толстый человек где?) показывая руками большой живот. Турок понял. Нашли магазин электроприборов. С девушкой долго и безрезультатно общались и бестолку. Все таки мужики посообразительней оказались. Вдруг звонок ей. Вышла куда то и … вернулась с Борей через десять минут.
  Спасибо новым технологиям и Бориным разговорам. Оказывается  – зашел в магазин купил чего-то. Вышел и потерялся.
- Куда идти не помнит. Пошел. Совсем потерялся. Догадался позвонить Фахиду в Трабзон. Он позвонил в электромагазин бабе ентой. Ну она и нашла нашу потерю. Боря радостный спрашивает нас с Новограном

-  Как переводится «тэшекулюр»?
- Спасибо.
- Блин, а я всем туркам на их «Мерхабалар-здрасти» отвечал – «Тэшекулюр, тэшекулюр-спасибо». Типа -  они – Привет, я – спасибо. То-то вся улица веселилась.
Почти добрым, беззлобным матом мы проводили сияющего найденыша в такси. Нанятая «арба»  с водилой внешностью обычного русского деревенского Феди повлекла нас из Байбуртской горной котловины вниз по берегу Чороха к месту сплава. Уплыла назад величавая огромная Байбуртская крепость с развевающимся десятиметровым турецким флагом, мимо пролетели пейзажи, покрытые снегом и напоминающие Окинское плато. Фиат, в отличие от «девятки», без снижения скорости хищно и мощно  съедал крутые виражи мокрой горной дороги, аж дух захватывало. Осознание того, что знаменитый Ксенофонт  вел вдоль Чороха, утопая по колено в снегу, 10000 греческих наемников из Вавилона   к Черному Морю повышало мой интерес к мелькавшим мимо заснеженным скалам и пропастям стремившегося вниз Чороха и от серьезности вытягивало, измученное вискарем, лицо.
Справка. Ксеновфонт проспарнтански настроенный афинянин. В ранге стратега (генерала) учавствовал в походе 10000, нанятых сыном Дария Киром вторым против своего правящего брата. После прочтения книги «Анабасис» не возникает никаких вопросов  типа – а как так Александр Македонский завоевал Персию? А так! Читайте Ксенофонта. Персы от одного вида шедшей на них фаланги торопились на задние ряды. Это конечно, не про персидских всадников – профессиональных военных и тяжело вооруженных!

Оффлайн zacep

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 13
 У маленького городка Испир  (в древности грузинское княжество Спири)  выгрузились.   Вечером в темноте (темнеет в Турции в 6 часов) мы прогулялись в городок. По дороге попробовали настоящего пива «Эфес». Ничем от нашего оно не отличалось. После прогулки и комичной покупки пластыря в аптеке, напоминавшей дикую пантомиму, вернулись  в лагерь. В ночной темноте даже на самых вершинах гор горел свет в домах, отражаясь в двигающемся Чорохе. Наконец мы у нашей цели. Темная безлунная ночь прокрадывалась в наши души странным сочетанием счастья и тревоги. Впереди опасные, но желанные пороги и сказочное по красоте ущелье. Нам предстоит 140 км  бурноводинга среди завораживающих скал, вершин и руин крепостей. Начало сплава на высоте 1200 метров над уровнем моря. Река классифицируется вроде как пятерка. Лагода  в мае ходил шестерку. Древние эллины, населявшие берег Черного Моря, называли реку Аркос, то есть петля. Сами турки называют ее Кору-Нехри – Река Жизни.   На Чорохе у г.Юсуфели проводятся этапы кубка мира по каякингу.  Водят по реке на рафтах туристов.
 

Сплав
Утро следующего дня началось с дикого крика Жени: «Парни, снега по колено!». Мы чуть из спальников не выпали. Ночью в горах прошел снегопад. Палатки, катамараны, скалы, деревья, все было покрыто белой и мокрой ватой. Лишь вскрытая вена реки мутно бурлила жизнью среди этого мертвенного савана. К обеду снег растаял. Выглянуло солнце и больше, как по заказу, не скрывалось в облаках неделю. Сели на груженые катамараны, оттолкнулись от берега, и понеслась! Первые пороги 4 категории трудности стали необходимой тренировкой перед серьезным испытанием – Модерским прорывом. Специально заморачивая траекторию движения, мы выкладывались до предела и хруста в руках, проходя извращенным путем пороги. Ненормативная лексика команд «Греби, …ть!», «Табань, …ть!» словно магические заклинания, от которых раздвигались горы и откатывались в сторону огромные валуны.
  На второй день сплава нам предстояло пройти через главное обиталище злых водных духов – Модерский прорыв. Река здесь как шумный восточный базар. Бурлят пороги, схлестываются потоки, в каменных гротах лопаются пенные пузыри. Движение по этому ущелью напряженное, с препятствиями     пятой категории, а в большую воду – полноценные шестерки . Наши катамараны вошли в эту гигантскую щель и как в чужой гарем попали. Главный хранитель девственной неприкосновенности ущелья водный джин, назовем его ёмким русским словом с турецким гражданством - Капец-оглу. Он аж захлебнулся от нашей наглости. Секир-башка нам готовил, Модерский евнух! Ущелье нас потрясло – водопады падающие с головокружительной высоты громоздящихся друг на друга скал. Видимые в разрывах скальных коридоров снежные вершины, залитые   солнцем. Древние выходы шахт в скалах. Задрав бронированные в касках головы, мы  шарили жадными до впечатлений глазами  по каменным чертогам ущелья.
Катамаран с экипажем Новиков – Хайруллин более громоздкий и более устойчивый чхать хотел на какого-то Капец-оглу, пробивал пороги со животным остервенением. Весла рвали тело реки, помогая уйти катамарану от ловушек водного джина. Зато над катамараном Новогранова и Орехова Капец-оглу поиздевался сполна. Три раза катамаран сверкая брюшками гондол взлетал вверх. Мощи воды хватало, чтобы пару восьмидесятикилограммовых мужиков легко опрокинуть вверх тормашками.
Катик правда маловат для таких жлобов надо сказать, даже нет 3.5 метров.  Но сибирского мужика не согнет и горная река. Спасательные работы экипаж производил самостоятельно, профессионально и без истерик. Управляя перевернутым катом в порогах и самостоятельно приставая к берегу.   Уже вечером, среди садовых деревьев речной терассы, на фоне освещенных закатом скал было повторное  эмоциональное переживание   захватывающего дня с  возлиянием в честь победы над Капец-Оглу. Немного поубавил  восторженных настроений мутный цвет реки с некоторым канализационным душком. Отчего все мероприятие озвучилось как – КАНАЛИЗАЦИЯ РАФТИНГ – ФЕКАЛИЯ ЭКСТРИМ. Но это оссобености любой азиатской реки. Ну не делают выгребных ям и отстойников пока в Азии. КАКАШ-ЭКЗОТИКА.
От начала сплава – до тоннеля и прижима перед тоннелем – сплавлялись четыре-пять км по троешным порогам. В Модерском прорыве четыре порога 4-5к.с. И один непроход. Можно прыгнуть скамней с высоты 3м. Но как то не мощно и в камень слив косо  бьет. Больше воды и можно в стороне прыгнуть. Модерский прорыв миновали, а дальше три дня жили  сплавными буднями. Подход к порогу, разведка, планирование, прохождение и полное растворение  в турецком солнце, а те препятствия, что остались позади, станут еще кому-то лекарством от серой тины суетливых будней.  Устав от нескончаемых простых четверочных порогов, мы, надеясь на еще один сплав в поездке по реке Фертине, сдули в Юсуфели каты. Дальше озеро Тортум горнолыжный курорт Паландокен.

Пение муэдзинов и чтение лоций
Это особые переживания так пение нас заставало   только заснувшими, либо еще спящими. Эффект от пения – иногда вздрагиваешь потому что,  ссука разбудил! Иногда спишь и кажется что ты,   на другой планете – инопланетные звуки какие-то. Ложились мы рано – в шесть было уже темно. Вставли не напрягаясь в восемь. Солнце шло к полудню. Засыпали под каждодневный обряд чтение лоции на ночь. Все уговаривали Новограна читать.
- Зачем? Вы же сразу заснете!
- Читай надо знать что там впереди!
- Ну ладно.
Ура! После несколких строк мысли путались. Камни со сливами в голове крутили хоровод и ….! Тут Новогран – вы спите?
- Читай!- слушаем внимательно, не сумневайся!
- 46 препятсвие. Камни правого бере… левый …
- Хррр… ХХХррррр…..   АААА… Мня… мня….хрр уууфффф…
- Ну и козлы!
- Хррррр….

Юсуфели
После антистапеля с последними каплями водки «Морозоф» закончились последние наши сплавные турецкие километры. Были на чплаве и серьезные пороги. Были красивейшие горы. Проплывали мы мимо полуразрушенных замков стоявших над водой. Когда долина расширилась стали видны разноцветные горы вокруг с плантациями чая у подножия. Однажды экипаж Жени-Новограна бросился на дерево. Оказалось это за гранатом высохшим полезли. А мы думаем одичали совсем что ли парни! Нормальная речка. Вот Толька пить из нее нельзя. А кто то из наших туристов еще и рыбу готовит Чорохскую … и потом ест ее. Ужас!
Удовлетворенные сплавом, нам захотелось сытно  аглавное весело поужинать. Ну и пробираясь незамеченными по дачам(это мы думали) вышли в город. Какой то инвалид показал направление на кафе. Заняли в второй этаж, так как с пивом однако лучше спрятаться. Наелись, напились на 26 лир! Сытые выкатились на улицу. И потихоньку спустились к нашему огороду. Начали укладывать спальники в палатку. Сверху стали спускаться тени. Собралось много теней и стало резко и по турецки говорить. Я осветил свою рожу фонариком надел каску и изрек –
- рашин рафтинг, вашу мать! Слип будем!
- О руссишь!
- Я, я руссишь.
- Водка?
- Водка иок! Беш литрс иок.
- О, О!! таинственно заулыбались тени и исчезли  с добрыми пожеланиями.

Озеро Тортум
Уже в автобусе мы поняли свою ошибку. Надо было плавится дальше. После речек Тортум и Бархал река Чорох становится мощной.
Мы прилипли к окну оценяя каскды порогов и радуясь мощи воды. А впереди еще ждал бы Кинг-Конг. Да это мы зря не сплавились еще день.
Дорога шла вверх по речке Тортум голубого цвета. На что мы восклицали как дети, увидев чудо.
- Тут форель есть сто пудов!(Жека)
- Как на Хамар-Дабане! (Антон)
Другие кивали головами. По низу пропиленного каньона мы дальше и дальше въезжали в царство скальных разломов и разрывов с которых вырывались потоки и водопады. Проехали плотину. Впреди открылась бирюзовая гладь прекрасного озера.Автобус петлял метров сто над озером. Мест где можно встать лагерем нет. Трехтысячники обрываются двухкилометровыми стенами в озеро. Кое где у притоков видны сады. Озеро длинной около пятнадцати и шириной с километр.
Вылезли глядя на изумленные лица турок  в конце озера в «култуке». Мы одни, рюкзаки, пронизывающий ветер, дорога хрен знает куда и озеро. Спустились к притоку, которое нам нужно перейти что бы заночевать. Речка разбита на несколько проток. И…… воняет, блинть!; со страшной силой. Какие то дикие собаки явно болезненного вида. Тазики разных цветов и прочий мусор лежит перед нашими изумрудными как озеро глазами. После попыток форсировать протоки с барахлом наткнулись на грязевую протоку бездонной глубины. Полтора часа передвижений в оранжевых гидрокостюмах пошли насмарку. И нормальная ночевка на берегу прекрасного озера становилась призрачной мечтой. Как только вылезли на асфальт были атакованы с дв4ух сторон военными с автоматами. К нам подошел пузатенький важноватого вида военный в кепке и с хлыстом. И началась пантомима с солянкой  из слов.

- Руссо туристо. Рафтинг Чорох-Юсуфели (нами демонстрируются каски, весла) Виз онт слип – показывая на сады на берегу озера.- Отель нереде?
- Слип иок! Отель иок! Скул отобас файв о клок. Ан ду стенд?
- Ес андестенд.
- Гуд бай раша крейзи!
- Пока чучело!
Полтора часа стояли на дороге скукожившись от ветра. Решили поехать  к строениям на мысу, примерно на середине озера. Сели на попутку заплатили за десять  км 36 лир. И выгрузились затемно у мыса. Длиной метров триста и шириной сто мыс представляет «туристкий цетр», где стоит две чайханы и стоят столики с прошлогодними скатертями на улице.
Запалили горелку и  с завистью ходили и заглядывали в окна наблюдая буржуйки, столики. Солнце заходило освещая вершины изломанные Потихоньку с темнотой спускались местные горцы, как мы потом поняли привлеченные иностранцами. Приехал, видимо ради нас, «гарсон» мы уселись за стол. Заварили в кухне индийский чай, открыли консервы, разломили экмек. И поздравили все меня с днем моего рождения! Ради нас турки включили грузинский канал, из которого мы ничего не поняли и попросили выбрать самим.
 Сразу как мы вышли из чайханы к палатке в ней погас свет и турецкие тени попрощавшись, исчезли на склоне среди холмов.

Паландокен
Проснулись под вопли расстроенного рыбака.
Женя – «Бл_ть, они все селитерами!!! ААА! СССука! »
Чуть пригрело солнце и рыба стала ходить кругами . так как регуляция воздушного пыряя нарушена и в пузе газы от червей. Ужас, что же турки сделали со своим озером! Красота вокруг просто офигенная.
Погрузились в автобус и как по мановению палочки пошел плотный снегопад. Автобус забирал выше и выше через заснеженное плато оказались в Эрзуруме.
Справка. Эрзурум промышленный центр восточной Турции. Русские брали его два или три раза. Пушкин с русскими войсками дошел до этого города. Впоследствии написав «Путешествие в Арзрум». В двадцатом веке в первую мировую российские войска  заняли восточную часть Турции и Эрзурум. Зная, через какие перевалы на пришлось переехать. Военные победы просто нереальны. Спали что ли турки то? Рядом с Эрзурумом находится горнолыжный курорт. Самый продвинутый в Турции курорт - Паландокен. Три отеля. Один внизу, другой повыше, третий наверху. Уровень Дедеман отеля пониже. С более навороченного идут крытые подьемники. Паландокен - это вершина и хребет так называются. Высота вершины и начала спуска 3100м.
Нагрузили в Фиат каблучок  снарягу и вперед как белые люди кататься на горнолыжку!!
У нас приподнятое настроение. Все таки мы любим покататься. В фойе «Дедеман-отеля» мы впервые услышали русскую речь. Стюарды на нормальном русском   не очень то приветливо обращались. Конечно, видно,   что мы не  VIP туристы. А это, кстати, показатель отеля!
За 200 баксов залезли в четырехместный номер. Установили очередь стираться. Постирушки занимали по часу. Один в ванне другой в раковине. Я стирал и мылся одновременно. Терся четыре раза, смывая гидрокостюмную грязь. Пошли на полдник. В 200 баксов входит трехразовое питание и пиво неограниченное количество на обеде и ужине!; скипас!! Баня!!! Ну, все отрываемся! Ужин. Новогран, как самый голодный, плотно закусил на полднике и о чем пожалел. Набрал один поднос (он у нас вегетарианец) и глядя на искушения лежащие впереди благополучно оставил его. Так же оставил и второй поднос. Я набрал столько всякой дряни – типа «по ложке». За столом вся эта свистопляска закончилась:
 – Антоша скушай кусочек!
 - Боря скушай еще, вкусно! – А места под пиво то нет уже! А время ужина ограничено и выносить нельзя, а! а! Попадаем! Не буду описывать чего там на шведском столе было – скажу – всего было!
Смогли выпить только по три кружки пива. Молча смотрели друг другу в глаза, гладили пузени, вздыхали и надували щеки.
Через полчаса попали в баню. Банщики русские. Можно пойти в сауну можно в турецкую. Мы в сауну. В парной русский говор. Только веников нет. Кто то знаючи пдкидывает водичку для мягкости. ХХоррОшо! Дольше не в бассейн. А открыли окно и вылезли на крышу и купаемся в снегу. Турки – о эти крэйзи рашен. В парной с меня сходит шматками какая то слизь. И это после садисткой мойки под душем.
Утро. Взял боты и доску за 30 баксов. Снег совсем сырой тяжелый. Я даже на бугеле несмог подняться. Пошел вверх пешком. Борька и Женька катаются тоже как первый раз – падают. Оказывается к снегу там привыкают на третий день. Я попривыкал полчаса растянул жестко у себя, где-то в паху и пошел обедать. Вершина была после снегопада еще закрыта.
« Последнее редактирование: 23 Апреля 2009, 07:57:28 от bg »

Оффлайн zacep

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 13
Re: Пургометный опус - Чорох 2007 март
« Ответ #2 : 22 Апреля 2009, 23:42:20 »
Великая Депрессия и ох////е таксисты
Новогран в депрессии. Остопиздела Турция,   денег не хватает по его расчетам и домой хочет. Пытается испортить всем настроение с вечера. Все не обращают внимание на явный эгоизм. Решили приехать в Трабзон и посмотреть, сколько аренда авто стоит. А то на атобасах да такси действительно разоришься.
- бери доску я, по-моему, накатался, растянул себе чего-то.
- мне подачки не нужны
- да пропадут же деньги все равно. Может у тебя покататься получится, и вершина открыта уже.
- Не хочу – так и остался нехочухой сидеть Андрюха в комнате.
Боря и женя до пяти еще покатались-помучились.
- Блин как первый раз на лыжи встал, чё за фигня? – смеется Жека.
Договорившись заранее со стюардом о «Буюк арба» большой машине. Ждем.  Дурачки. Подхожу к каблучку.
- Буюк арба, гуд! Ай онт буюк арба!
А он мне показывает что не его очередь и придется брать две кучюк арба. А это в два раза дороже. 1000 рублей за 15 минут трансфера это серьезно. Пытались дозвонится до турка который нас привез. Стюард в разношенных и расстегнутых зимних сапогах типа «скороход» сказал не приедет.
- Писды ему татут если приетет!
Мы в кучюк арбах. Снгаряга заткнута в багажники. Поубивал бы уродов.
Привезли нас в офис «Сузер». Поговорил и понял – мимо автобуса попадем. Поехали в отобас. Мерс «Канабероглу» - буквально типа «старая земля» взял направление на север в Трабзон. Проскочили мост через Евфрат.  Двигая в детстве  пальцем по карте,  думал ли я,  что окажусь в истоках Евфрата. В салоне показывали Ван Дама. С краю экрана выплывали совсем зеленые личности. Как алкаши из «Крокодила». С нашим синхронным переводом все приобретало смысл – негры, где то украли партию зелёнки. И доблестный Ван Дам добивался получить ее обратно периодически сам становясь как огурец. И негры приобретали совсем нереальный цвет! У всех лица серьезные, стреляют, зеленеют, опять стреляют. Ржали мы на весь автобус. Никто нам замечаний не сделал. Впереди ехал парняга читавший «Код да Винчи» на другом ряду солдат в штатском. На вопрос –
- офицер?
Ответил  пантомимой - вытаскивая рукой «гвоздь» из лба и сопровождая звуком «Пьууук!»
Тут мы все легли! Понятно  «дух!». Долго с парнями(!) обо всем(!)разговаривали(!).
Главное все друг друга поняли.

Рено-КЕНГУ
В Трабзоне пришли  вконтору по аренде авто. В офисе дым коромыслом. Девченки такие же, как наши ничего чернявого нет, курят и едят тут же. Независимость показывают. 39 баксов в сутки – и мы получили Рено Кенго.
И сразу почувствовали себя другими людьми. Надо было сразу с этого начинать. Нечего по общественному транспорту и такси ездить. Машинка неказиста на вид но выходишь-заходишь как магараджа, не корячась. Двери задние съезжают. Потолок как в автобусе. Высокий. Ништяк в общем.

Фиртина и Зил-Кале
Вперед нас еще ждет одна речка. Загрузили кат. Трасса вдоль Ченого Моря. Пролетел «Дедеман отель». Город не понятно где кончается. Мечети через каждые пятьсот метров. Табличка Ризе. Заехали в Ризе. Я пристал к полицескому.
- Проблем?
-Но проблем! Туристиш центр нереде, плиз!
Махнул рукой и мы поехали за гишниками. Респект турецким жандармам! В музее взяли карты округа Ризе. Сказали что мы из Сибири.
- О! Голд!
- Ес! Голд!
Ризе очень чистый и аккуратный город.  80 процентов жителей это лазы. А значит грузины. Много цветов.
Свернули на Фиртину. Все разрыто. Грузовики и экскаваторы трудятся. Укрепляют набережную.
Справка. Долина Фиртины одна из самых посещаемых долин Турции. Сочетание красивых и доступных гор, рафтинга, минеральных источников, архитектурных достопримечательностей – привлекает со всего мира туристов из тех что ходят с легкими рюкзаками. Ну а зимой снега столько что фрирайдеры на вертолете каждый день летают. Много туристов приезжают на фольклорные празднества лазов. Надо сказать что долина действително выделяется. Видно что все дома на склонах старые. Грузия в общем. Мимино не хватает только.
Двигаемся по дороге и успеваем останавливаться – водопады через каждые сто метров. Пороги есть. Но воды нет. На рафтах есть тут народу где погрести даже на участке «для чайников».
Дорога все выше. Все ясно мы сплавлятся не будем. Вышел у Чамлихешмина поглядел шестерошный каскад. Блин как тут в этом кубатуринге из двухметровых булыганов проходить – Непонятненько!
Пошел снег. Ренушка по слякоти над обрывом прет. Вот и крепость Зил –Кале.
Справка. Система крепостей, охранявшаяся лазами на службе у римлян. несла стратегическую задачу. Снабжение Ближневосточных римских легионов в войнах с парфянами в Великой Армении и Ариане. Трапезунт был опорой легионов в четырехстолетнем противостоянии с Парфией. Полагаться на порты на Средиземном море значило обречь себя на неопределенность. В итоге так или иначе войны с Парфией обескровили многонациональную империю и она тихо рассосалась по местам службы своих легионеров.
Походили по крепости. Фотки скажут лучше, чем слова. Поразил туалет.
Будка на улице, унитаз, смывается. А куда? В фертину! Цивилизация блин. Лучше бы наше очко в земле.
Если ехать дальше будет перевал. Пешикам летом можно начинать движение   оставив авто  на перевале у поста жандармов.
Заночевали у развалин за заправкой перед Чамлихешмином. Идет дождь.
Мы под тентом гоним пургу. Бутылка 0.7 сухого вина. Нутро поймал форельку отпустил красавицу. Взяла на сыр. Турки говорят рано еще. Снасти лежат по берегам реки. Леск не хилая и крючки такие же. Пытаемся рыбачить постоянно. Женя поймал на обеде после развилки на Айдер еще одну. Покрупнее.
Айдер
К вечеру приехали в Айдер. Снега очень много! Нашли отель за 20 лир расположились. Не обогревается не сезон. Трамвайки приперли. Пошли прогуллись по поселку. Купили пивка. Дальше вверх больше снега. Видно что по дороге уже только вездеходы едут. Природа клеевая Хамар-Дабан напоминает. Ели, снег, влажно, тепло. По сугробам ходим и не проваливаемся. Я думаю можно в пеший зимний поход там ходить. Днем снег растает ночью замерзнет – и ходи по такому конгломерату. Кайф!
В селении Айдер,  десятки заснеженных отелей, есть выход термальных вод. Где мы и приняли на следующий день горячий бассейн. Просто горячая вода. Отели не работают, ждут сезона. Работал один отель, специализирующийся на Хели-Ски. Геликоптер забрасывал экстремалов в горы. Вообще снега такого мы нигде еще не видели. Хамар-Дабан отдыхает. Телефонные будки полностью засыпаны. А в горах снега около 5-7 метров  Всем любителям лыжного туризма рекомендуется хребет Качкар – проверено сибиряками.
Ночной Трабзон и костер под Сумелой
Ночью был снегопад, а у нас не джип. По колее с пургой всякой нашей обычной выехали на асфальт. Протиснулись по улицам Трабзона к порту. Потрендели с фахидом и поехали в Сумелу. Ночь. Дорога петляет. Развилка после Мачки. Лево право. Женя и все гонят. Новогран только серьезный.
Доехеали до поста. В гостинице не стали ночевать. Нашли площадку с костровищем. Зажгли костер реальный. Вина не было. Борька с Женькой рассказывали про свою службу. Вечер удался. Я так еще не ржал. Пря животики заболели.
Сумела
 
Монастырь построен в 6-10 веке. Даже император Византийской Империи Алексей Комнин в 12 веке был помазан на престол в монастыре. Каким образом удалось древним византийским строителям взгромоздить лабиринты келий в огромном гроте  на стене отвесной скалы непонятно. Титанический труд. Несколько пятиэтажных зданий парят на окружающей долиной прилепившись к  скале. С чувтвом восхищения бродили среди запутанных лестниц монастыря наслаждаясь древностью и фресками, пусть  попорченными временем и мусульманскими фанатиками. Восстанавливать фрески пригласили украинцев. С нами в святыне народ был со всего мира. Христианин с дочкой из Ирака,   румыны, американцы. Рядом еще церковь постарше. И скала в виде головы. Наверно сначала пошло языческое капище потом церковь ну а потом Сумела. Речка внизу шумит водопадами. Я прошелся вверх по речке, идти можно, в снег не проваливаешься. Водопады один за другим. Прямо тянет идти и идти вверх. Заночевать там, на вершинах где нибудь. На об этом подумать потом! И приехать! Горы вокруг красивые.
 Турки
  Странно, но половина населения Турции имеет кавказкий тип лица, а половина европейский. В кафешках никто не пьет алкоголь, сидят полста человек и просто разговаривают. Чем кафе живет, непонятно. Чай в чайханах турки пьют, из похожих на наши, стопариков, только с талией. Могут весь вечер просидеть уставясь в телек. Сами турки доброжелательный и гостеприимный народ. На Чорохе нас и хлебом  свежим угощали и орехами. Проезжающие авто приветливо сигналили. Полиция и жандармы крайне доброжелательны. Ощущается в стране некоторая двойственность. Что в стране хозяева скрыты где то и за проступок пускай и случайный огребешь. Хотя может это параноя.
Да самое главное!   В Турции не дешевле, чем в России! Бензин после начала войны в Ираке вырос до 2.9 лиры за литр. Т.е 60 рублей. Мясное все дороже, чем у нас. Овощи на 40 процентов дешевле только.
 Выводы и рекомендации! Паром.
Таких дорог нет наверно нигде, горные ущелья потрясают. Самое лучшее для тех, кто хочет путешествовать по Турции, это группой взять на две недели в ренту авто. 30-40 баксов сутки. И проколесить по всей Турции с путеводителем. Дешево, дом с собой, нет нервотрепки, свободен и мобилен. Рекомендуем.
По рекам – Чорох – Модерский прорыв на арендованной машине как разминка в конце марта. Потом в начале апреля шестерошная Фертина. 
 
 Даже не представляете, как все затосковали по России. Не могли дождаться, когда погрузимся на паром домой. Мы даже не ожидали такого острого чувства ностальгии и усталости от чужбины.
Уже на пароме, на верхней палубе обдуваемые ветром наливали мы в стаканы водку турецкую. Да потчевали себя молодцы зеленым вином. Надпись TRABZON ушла в темноту.
Адлер
А дома в Адлере – кафешка у платанов с водкой и облезлым котом, ночные многокилометровые прогулки в сланцах с вином в руках, менты заподозрившие в нас рослых охальников.
- Документы!
- А у нас тока у одного. Га-Га!
- Давай.
- А мы с Турции! Га-Га!
- А чего там не остались?
- ---? Га-Га!!
- А чего ржете? Накурились?
- Неа!  Это мы постоянно такие! Га-Га

Пургометы одним словом.
 ::)
« Последнее редактирование: 23 Апреля 2009, 07:35:30 от bg »

 

            Экстремальный портал VVV.RU Клуб Хронических Водников