Грузия

Отчет о спортивном походе 4 к.с. по рекам Грузии (Цхенисцкали, Кура, Риони)

Отчёт о прохождении водного туристско-спортивного маршрута четвертой категории сложности по Грузии (Самцхе — Джавахети, Рача-Лентехи, Сванетия, Имеретия) совершенного группой туристов т/к «Theleos» РязГМУ по рекам KУPA, РИОНИ, ЦХЕНИСЦКАЛИ в период с 11.08.2018 г. по 26.08.2018г

 

Поход посвящается 75-летию Рязанского государственного медицинского университета им. акад. И.П.Павлова

 

МАРШРУТНАЯ КНИЖКА 42/ 4

Руководитель : Крупнов Роман Николаевич

rnkrupnov@yandex.ru

Маршрутно-квалификационная комиссия ФСТ Рязанской области рассмотрела отчет и считает, что маршрут может быть зачтен всем участникам и руководителю ЧЕТВЕРТОЙ категорией сложности.

Отчет использовать в библиотеке ФСТ РО

Рязань 2018

Содержание отчета

1. Паспорт спортивного похода

1.1. Проводящая организация

1.2. Место проведения

1.3. Общие справочные сведения о маршруте

1.4. Подробная нитка маршрута

1.5 Определяющие препятствия реки Кура

1.6 Определяющие препятствия реки Риони

1.7 Определяющие препятствия реки Цхенисцкали

2. Ф.И.О., адрес, телефон, факс, e-mail руководителя и участников, распределение на судах

3. Общая смысловая идея похода, его необычность, уникальность, новизна

4. Справочные сведения о районе похода

5. Описание маршрута

6. Варианты подъезда и отъезда

7. Пересечение границы и пребывание на территории Грузии

8. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

9 Страхование жизни и здоровья участников

10. Изменения маршрута и их причины

11. График движения

12. Техническое описание

13. Потенциально опасные участки на маршруте

14. Перечень наиболее интересных природных, исторических объектов на маршруте

15. Дополнительные сведения о походе

15.1 Характеристика средств сплава

15.2 Список общественного снаряжения

15.3 Состав аптечки и ремнабора

15.4 Питание в походе

16. Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения

17. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

18. Литература

Приложения: 1 Карта маршрута

Приложение 2 Координаты мест стоянок

1. Паспорт спортивного похода.

1.1 Проводящая организация:

Туристский клуб «THELEOS» РязГМУ им.акад.И.П.Павлова при поддержке рязанского туристского клуба.

Адрес:390000, г.Рязань, Почтовая, дом 54. (910) 900- 65-15 e-mail: ryazturclub@mail.ru

МАРШРУТНАЯ КНИЖКА № 42/ 4 выдана ТСМКК Федерации спортивного туризма Рязанской области ТССР. Шифр МКК 162-00-444650000

1.2 Район путешествия: Грузия, Закавказье- регионы Самцхе-Джавахети, Рача- Лентехи, Сванетия, Имеретия.

1.3 Общие справочные сведения о маршруте

Вид туризма Категория сложности похода Протя женность активной части похода, км Продолжи тельность Сроки прове дения Уровень воды
Общая Ходовых дней
Водный Четвертая (4) 87/87/20– 194 сплав 10- пешком Итого 204 км 16 9 с 11.08.2018 г. по 26.08.2018г. Кура-низкий(1 день), далее средний. Риони-средний. Цхени-средний.

1.4 Подробная нитка маршрута: г. Рязань(поезд) – г. Беслан (машина) – пос.Вардзия- река Кура(сплав) — пос. Двири (машина)-г.Боржоми (машина)- пос Уцера- река Риони(сплав) – мост перед пос. Намахвани (машина)- пос.Лентехи- река Цхенисцкали (сплав) -пос Цагери (машина)- г.Тбилиси – г.Владикавказ (поезд) -г. Рязань.

Обзорная карта Грузии
Обзорная карта Грузии

Отчет о спортивном походе 4 к.с. по рекам  Грузии (Цхенисцкали, Кура, Риони)

1.5 Определяющие и предопределяющие препятствия маршрута (река Кура (Мтквари).

Вид препятствия (название) Катего рия труд ности Длина препят ствия (м) Характеристика препятствия (характер, высота, новизна, наименование и т.п) Путь прохождения для локальных препятствий./ Прошедшие суда.
Каньон «Вардзия» 4 А 1км В каньоне большие камни с навалом на воды них, в центре каньона мощный косой слив с габаритным проходом и навалом на камень левого берега. По основной струе лавируя между камней поочередное прохождение всех судов К4- 1.К4-2. К-2,каяк.
Каньон «Тмогви» 4 А 1км В невысоком каньоне слалом между крупных камней, валы, единичные большие камни с навалом воды. По основной струе, походной колонной. Все суда. Обнос в центральной по ЛБ и на выходе по ПБ.
Порог «Километровый» 3 1км На протяжении километра следует череда шивер на поворотах реки, валы ,бочки. По основной струе, походной колонной. Все суда.
Порог «Заплотинный» 3 200 После плотины метров через 300 на правом повороте реки под правым берегом заход. Мощная крутопадающая шивера. Осмотр по правому берегу затруднен. Возможен частичный обнос по ЛБ через крупные камни в случае наличия бревен в заходных воротах. По основной струе под правым берегом, походной колонной. Все суда.

1.6 Определяющие и предопределяющие препятствия маршрута (река Риони)

Вид препятствия (название) Катего рия труд ности Длина препят ствия Характеристика препятствия (характер, высота, новизна, наименование и т.п) Путь прохождения для локальных препятствий./ Прошедшие суда.
Участок шивер (включая порог Накиети») от п.Уцера- правый приток р.Сакаура 4 В 10км Мощная шивера с валами, бочками в основной струе. Проходили по основной струе, стараясь избегать крупных бочек. К4- 1,К4-2,К2, каяк.
Каньон «Мухли» 4 В 2,5км Линия движения средней сложности. Мощная шивера, валы, череда пологих сливов с бочками до 0.5-1м. Заход под правым берегом, далее по основной струе, стараясь избегать крупных бочек./ К4-1,К4-2,К2, каяк.
Порог «Древний мост» 3 200м Мощный пологий слив в скальном сужении. Навал на правый берег. По основной струею. / К4-1,К4-2,К2, каяк.
Каньон «Алпана» 3 6км Бочки, валы, прижимы Проходили по основной струе, уход от прижимов под внутренним берегом. К4-1,К4-2,К2, каяк.
Порог «Пред мостовой» 3 100м На правом повороте мощный слив с бочкой и прижимом под левый берег. Проходили по центру со свалом в улово правого берега. Под левым берегом прижим. К4-1,К4-2,К2, каяк.
Порог «Твиши»/ «Мост» 4 В 200м Мощные бочки ниже моста практически через все русло реки. Ближе к левому берегу на разгоне, пробивая бочку./ К4-1,К4-2,К2, каяк.
Порог «Меквена»/ «Мост-2» 4 В 400м S-образный участок реки с мощными косыми опроки дывающими валами, вертикальная турбулентность Сложная линия движения: мощные косые опроки дывающие валы на поворотах реки. / К4-1,К4-2,К2, каяк.

1.7 Определяющие и предопределяющие препятствия маршрута ( р.Цхенисцкали)

Вид препятствия Катего рия труд ности Длина препя- тствия Характеристика препятствия (характер, высота, новизна, наименование и т.п) Путь прохождения локальных препятствий.
Участок шивер от п.Лентехи-п.Цагери 4 В 20км Бочки, валы, прижимы на поворотах, особенно мощный участок первые 15 км, далее река спокойнее. Линия движения читается на ходу, на поворотах придерживаться внутреннего берега. К4-1,К4-2,К2, каяк.
Порог «Срединный» ( можно выделить в середине участка п.Лентехи-п.Цагери) 4 В 100м Мощные бочки, перего раживающие русло,валы. Под правым берегом есть участок для «безопасного» прохождения, либо пробивать бочки на разгоне. К4-1,К4-2,К2, каяк.

2. Ф.И.О., адрес, телефон, факс, e-mail руководителя и участников.

/tr>

  Ф.И.О Возраст Опыт Обязанность, посадка по судам
1 Крупнов Роман Николаевич г.Рязань 1978 р.Дибанг -6 у р.Кура- Риони-Цхенисцкали-6р. Руководитель К4-1, МС
2 Агеева Кира Александровна г.Рязань 1984 Р.Муезерка -Чирка -Кемь-2у Р.Тунтсайоки-р.Кутсайоки- Тумча-3у. Фотограф К4-1
3 Давыдова Ольга Германовна г.Рязань 1995 Р.Мста – 2 р. Р.Муезерка -Чирка-Кемь-2у Р.Тунтсайоки-р.Кутсайоки- Тумча-3у. Р. Лоймолан ьйоки-р.Уксуньоки -3р Хроно- метрист, К4-2
4 Кудишин Сергей Сергеевич г.Рязань 1989 Р.Мста – 2 у. Р.Муезерка -Чирка-Кемь-2у Р.Тунтсайоки-р.Кутсайоки- Тумча-3у. Р.Лоймолан ьйоки-р.Уксуньоки -3у Рембрат К4-2
5 Клейменов Олег Владимирович г.Рязань 1994 Р.Муезерка -Чирка- Кемь -2у Р.Тунтсайоки-р.Кутсайоки- Тумча-3у. К4-2
6 Папкова Ксения Сергеевна г.Рязань 1994 Р.Муезерка -Чирка- Кемь -2у Р.Тунтсайоки-р.Кутсайоки- Тумча-3у. Р.Лоймолань йоки -р.Уксуньоки -3у К4-1
7 Панасенко Константин Юрьевич Ставропольский край, г.Невинномысск 1992 Р.Муезерка -Чирка-Кемь-2у Р.Тунтсайоки-р.Кутсайоки- Тумча-3у. Завхоз К-2
8 Секисова Евгения Викторовна г.Рязань 1994 Р.Муезерка -Чирка-Кемь-2у Р.Тунтсайоки-р.Кутсайоки- Тумча-3у. Фотограф К-2
9 Судаков Александр Ильич г.Рязань 1999 Р.Мста – 2 у. Р.Муезерка -Чирка-Кемь-2у Р.Тунтсайоки-р.Кутсайоки- Тумча-3у Гитарист К4-1
10 Сидоров Павел Владимирович г.Рязань 1991 Р.Мста – 2 у. Р.Тунтсайоки-р.Кутсайоки- Тумча-3у. Р.Лоймолан ьйоки-р.Уксуньоки -3у Врач К 4-2
11 Щенников Александр Станиславович г.Самара, 1982 р.Кура-Риони-Цхенисцкали -6у р.Риони-Цхенисцкали -6у р.Чорох-5у. Зав.связь К4-1, МС
12 Никитин Иван Александрович Москва 1983 Р.Льняная –Мста-2у Р.Явонь-Пола-2у Р.Чирко-Кемь-3у Р.Тунтсайоки-р.Кутсайоки- р.Тумча-3у Каяк

Отчет сдан в библиотеку Рязанского туристского клуба, размещен на сайте http://taganok.ru и сайте федерации гребного слалома, рафтинга, спортивного туризма Рязанской области RZNstr.ru

3. Общая смысловая идея похода (путешествия), его необычность, уникальность, новизна.

Общей смысловой идеей похода являлась обкатка группы в условиях бурной воды и подготовка к походам высшей категории сложности. Несмотря на то, что руководитель был уже в четвертый раз на «подобном маршруте», большая часть группы имели максимум «карельский» опыт. Поэтому в качестве первой «водной «горной» четверки» для нашей группы был выбран вариант маршрута по Закавказью. Наряду с благоприятными климатическими условиями в этот период и развитой сетью автодорог вдоль реки маршрут насыщен препятствиями, позволяющими его классифицировать как 4 к.с.. Прохождение совместных маршрутов последние три года практически в неизменном составе и хороший психологический климат в группе давали надежду на успешное прохождение выбранного маршрута. Все участники группы совершили тренировочные весенние маршруты с целью подготовки к летнему походу: р.Мста, р.Льняная, реки Лоймоланьйоки и Уксуньоки. Руководитель имел опыт прохождения рек в условиях весеннего половодья 2015 и 2016 годов и хорошо знал лоцию рек, а все экипажи имели опыт совместного прохождения препятствий, полученный в ранее совершенных походах. Как и в 2015 году основные опасения были связаны с «наличием» воды в августовских реках. Опыт 2015года показал, что на Риони вода есть при любых раскладах и ее количество зависит от снега в горах и наличия осадков. Про Цхенисцкали можно сказать то же самое. Вода в Куре сильно зависит от сброса с плотины расположенной на турецкой территории. По классификатору маршрут 96 классифицирует Риони как с элементами 4к.с.. Маршрут 119 ( http://www.tssr.ru/files/materials/877/ webPerechen2008_TSSR_09.12.08.pdf ) по Куре благодаря двум каньонам позволяет классифицировать как 4 к.с., участок реки Цхенисцкали от поселка Лентехи до поселка Цагери, пройденный нами в весной 2015 и 2016 годов, можно охарактеризовать как сильную 4 к.с..

Отчет о спортивном походе 4 к.с. по рекам  Грузии (Цхенисцкали, Кура, Риони)

Отчет о спортивном походе 4 к.с. по рекам  Грузии (Цхенисцкали, Кура, Риони)

В результате комбинация рек Кура, Риони и Цхенисцкали (между Лентехи и Цагери) позволяет уверенно классифицировать как маршрут 4 категории сложности. В процессе подготовки к походу произошли изменения в составе группы: двое из участников не смогли принять участие в прохождении маршрута. Одна участница по семейным обстоятельствам ( Гусятникова Л.), а вторая участница по причине опоздания в получении загранпаспорта (Чекрышова Е.).

Как и ранее на маршруте предполагалось использовать машину сопровождения для мобильного перемещения между реками и транспортировки вещей во время сплава. Группе предстояло пройти более 100км по Куре и более 100 км по Риони и около 20 км по Цхенисцкали в линейном варианте. Сплав без вещей и возможность наличия машины сопровождения повышали безопасность похода, хоть и несколько снижали автономность. Мы нашли достаточное количество отчетов, где каждая из рек связывалась с другими реками Грузии и успешно использовали собственный опыт. Чтобы выдержать такой насыщенный график, просто необходима машина сопровождения. При планировании маршрута использовали информацию из отчетов Цветковой С.В., Любимова А.В., Романенко И.Б., Заботиной Е и собственный опыт.

4. Справочные сведения о районе похода

Активная часть похода проходила на территории Грузии.

Грузия (груз. Сакартве́ло) — государство, расположенное в западной части Закавказья. Грузия граничит с Россией на севере, с Арменией и Турцией на юге, Азербайджаном на юго-востоке, и на западе омывается Чёрным морем.

Природные условия Грузии очень разнообразны. На территории Грузии сочетается разные типы рельефа: горы, холмы, плоскогорья, плато, равнина и низменности.

Большая часть территории занята горами: на севере — хребты Большого Кавказа, на юге — Малого Кавказа (высшие точки — Шхара5068 м и Казбек 5033 м), между хребтами располагаются Колхидская низменность и Картлийская равнина, на востоке — Алазанская равнина.

Климат на западе субтропический, на востоке переходный от субтропического к умеренному. Большой Кавказский хребет образует барьер на пути холодного ветра с

севера. Средние температуры января от 30С до -20С, августа 23-260С. В Западной Грузии, обращённой к Чёрному морю, выпадает от 1000 до 2800 мм осадков в год – одно из самых увлажнённых мест на территории бывшего СССР; в Восточной Грузии — 300-600 мм.

Разнообразные ландшафты и климатические условия создают богатые растительный и животный миры. Стабильность климата в прошлом способствовала сохранению древних элементов флоры, реликтовых и эндемичных растений (рододендроны, самшит, лавровишня, хурма).

Реки Грузии принадлежат двум бассейнам — Черноморскому (75 % стока) и Каспийскому. Почти весь сток Каспийского бассейна выносится рекой Кура. Реки Черноморского бассейна (Западная Грузия) не образуют единой системы, впадая в море самостоятельно. Главная из них — Риони, протекающая на нижнем отрезке по Колхидской низменности. Значительна также Ингури.

Большинство рек, берущих начало в горах, имеет максимальный расход весной, при таянии снега (половодье). Реки, получающие питание главным образом из ледников, несут более всего воды летом и имеют в это время резко выраженный суточный ход расхода с максимумом в вечерние часы и минимумом перед рассветом. Горные реки замерзают редко. Они протекают в глубоких ущельях, имея значительное количество порогов.

Грузия богата гидроэнергоресурсами. На многих горных реках сооружены каскады ГЭС, построены водохранилища.

Население Грузии оценивается 4,5 млн человек, более 80% из них грузины, далее по численности азербайджанцы, армяне, русские. Большинство верующих — православные христиане.

Официальный язык грузинский, грузинский алфавит интуитивно непонятен и с точки зрения россиянина абсолютно не читаем. Однако широко распространено дублирование грузинских названий на английском языке.

Столица Грузии – Тбилиси, второй город – Кутаиси, третий – Батуми.

Территории частично — признанных республик Абхазии и Южной Осетии после конфликта 2008 года де-факто не контролируются грузинским правительством и расцениваются им как оккупированные Россией части Грузии. Вследствие этого в Грузии действует закон «об оккупированных территориях», предусматривающий уголовное наказание для иностранных граждан и лиц без гражданства за въезд в Абхазию и Южную Осетию не с территории Грузии.

Ведущими отраслями промышленности Грузии являются: пищевая (производство чая, вин и коньяков, табачных изделий, овощных и фруктовых консервов, минеральных вод, лесных орехов), лёгкая (шёлковое, шерстяное, хлопчатобумажное, обувное, трикотажное, швейное производства), машиностроение, чёрная металлургия, цветная металлургия, химическая.

За последние несколько лет были построены, восстановлены и улучшены дороги, связывающие разные районы страны. Не в малой степени это способствует развитию туризма, который для Грузии – один из национальных приоритетов. Природные условия (море, горы, источники), а также политика государства создают условия для привлечения иностранцев, а также для малого туристического бизнеса (отели, рестораны, транспортные компании, туристические агентства).

Часовой пояс UTC+4.

Денежная единица – лари GEL, 1 лари = 100 тетри.

5. Описание маршрута.

Маршрут похода проходит по разным регионам Грузии: Самцхе-Джавахети, Рача- Лентехи, Сванетия, Имеретия.

Кура (Мтквари, Mtkvari) протекает через всю страну и впадает в Каспийское море. Своё начало река берёт на северо-востоке Турции на Армянском нагорье. Интересный же для сплава верхний участок находится в районе Самцхе-Джавахетия. Этот район чем-то похож на предгорья Алтая: степи и мало леса. В верхней части Кура течёт в основном среди котловин и ущелий. Питание Куры смешанное: на 36% снеговое, на 30% подземное, на 20% дождевое и на 14% ледниковое. Основная часть стока приходится на весеннее время. Весеннее половодье наступает с марта по май, иногда затягивается до июня. Наиболее интересный участок реки начинается от с.Вардзия (Vardzia), где находится известный пещерный город. На участке примерно 15 км от Варзии до с.Хертвиси (Khertvisi) находятся два каньона – Вардзиа и Тмогви (Tmogvi) и несколько отдельных порогов. По низкой воде они имеют характер шивер и уровень самых сложных не превышает IV к.с., что даёт возможность провести тренировку перед более сложными реками. Однако отчёты о походах по высокой воде говорят о том, что Кура становится совсем другой рекой. Ниже поселка Аспиндза идет строительство ГЭС, поэтому требуется набраться терпения на обнос этого циклопического гидротехнического сооружения. Вдоль сплавного участка идёт хорошая асфальтовая дорога по ПБ, затем переходит на левый берег в поселке Минадзе.

Риони (Rioni) – одна из самых полноводных и протяжённых рек Грузии. Препятствия отличаются большой мощью. Начинается на склонах Большого Кавказа; ниже города Кутаиси течёт по Колхидской низменности. Впадает в Чёрное море у города Поти.

По гидропункту в с.Уцера (Utsera) среднемесячные расходы (м3/с).

месяц
4 5 6 7 8 9 10 11
35 60 58 60 44 31 21 14

Как видно уровень воды в августе не сильно отличается от уровня в начале мая.

Для спортивного сплава используется участок верхнего течения, находящийся в регионе Рача (Racha). Начало и окончание сплава зависит от уровня воды.

Распространённый вариант старта – а/мост через Риони, расположенному ниже притока Чанчахи (Chanchakhi). По этому мосту от дороги, проходящей вдоль Риони, уходит ответвление на курорт Шави (Shavi). Участок выше, со стартом ниже деревни Геби (Ghebi), пройден и описан как сплошная шивера; выше Геби — разбои.

Риони ниже а/моста близ устья р.Чанчахи – мощная, но несложная. Пороги локальны, между ними достаточные расстояния. В с.Уцера находится самый сложный порог участка – Уцерский каскад. В районе с.Накиети (Nakieti) несложный одноимённый порог. Далее участок разбоев, которые заканчиваются перед каньоном близ с.Мухли (Mukhli).

Ниже ещё есть короткий S-образный каньон (по некоторым лоциям Древний, или Каменный, мост) перед а/мостом у с.Химши (Khimshi).

Далее река течёт в широкой долине и уже по малой воде имеет большой расход, и даже на прогонных участках валы и сбойки струй на поворотах могут заставить понервничать.

Описаниям реки указывают на каньон перед посёлком Твиши (Tvishi) с двумя мощными порогами в начале и конце каньона. При высоком уровне воды описаны также притоки Риони – Чанчахи (Chanchakhi), Джоджора (Jejora), Лухуницкали( Lukhunistskali).

Вдоль сплавного участка по ПБ идёт грунтовая дорога приличного качества.

Цхенисцхали (Tskhenistskhali) — хорошо известная еще с советского времени река, расположенная в регионе Сванетия (Svaneti).

По гидропункту в с.Лентехи (Lentekhi) среднемесячные расходы (м3/с)

месяц
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
14.2 14.7 21.4 68.1 118 109 73.1 45.2 33.8 27.3 21.9 19.2

Вдоль сплавного участка идёт дорога: сначала по ЛБ грунтовая, затем становится асфальтовой, а над порогом №1 Лентехского каньона переходит на ПБ.

Наиболее интересный участок реки – Лентехский каньон, расположенный от а/моста, где дорога переходит с левого на правый берег, до с.Лентехи. Каньон – название условное: берега высокие, но не скальные стенки. В каньоне череда препятствий, следующих одно за другим. Препятствия образованы нагромождением камней в русле, перепадом высоты и поэтому представляют собой сливы разной высоты, формы, сложности, бочки, манёвры между камней.

Первая часть каскада наиболее сложна, так как, фактически, представляет собой один длинный порог. Во второй половине уклон слегка уменьшается и пороги становятся более локальными.

Между поселками Лентехи и Цагери можно выделить интересный 20 километровый участок шивер до 4 к.с., который мы и включили в свой маршрут.

6. Варианты подъезда и отъезда.

Существует несколько вариантов попасть в Грузию.

Прямые авиарейсы из Москвы в Грузию (аэропорты Тбилиси, Кутаиси и Батуми) осуществляют компании различные авиакомпании. Для поиска рейса можно воспользоваться web-сервисом типа skyscanner.ru. Летом участникам группы пришлось использовать оба варианта заброски: по железной дороге и путем авиасообщения.

Группа снова собиралась из разных городов.

Часть группы на поезде добралась до Беслана (35,5 часов). Границу Россия-Грузия уже пришлось пересекать на автотранспорте через погранзаставы «Верхний Ларс» (РФ) и «Казбеги» (Грузия). Этот погранпереход – единственный непосредственный между Россией и Грузией, он доступен для пересечения границы только на автомобиле. Руководитель уже имел опыт пересечения этого поста. Для пересечения границы можно договориться с одной из компаний автоперевозок («Автоколесница» http://avtokoles.ru/ (8672) 51-29-29(8672) 51-29-29 , 51-78-48, 405-406, 40-43-40; директор Тедеев Алан Юрьевич (928)067-0720(928)067-0720 ).

Мы выбрали для себя железнодорожный вариант заброски на поезде Москва- Владикавказ(№34) , отправление из Рязани в 0ч50мин. Далее нас в Беслане должна была встретить заранее заказанная машина, под габариты нашей группы, для доставки к началу маршрута.

Один из участников( из Самары) прилетал в Ростов и подсаживался к нам на наш поезд. Для заброски в начало активной части маршрута, переброски между реками и возвращения в Тбилиси удобно использовать машину сопровождения. Учитывая насыщенные сплавные участки рек и высокий темп сплава, машина сопровождения просто необходима. Это избавляет от необходимости искать транспорт на месте с риском терять время и выбиться из графика. И, как обычно в таких случаях бывает, при правильном подходе водитель на время похода становится проводником и гидом группы, помогает в общении с местными.

7. Пересечение границы и пребывание на территории Грузии

Информация по состоянию на август 2018 года.

Граждане РФ могут въезжать и находиться в Грузии без виз 90 дней в течение 180 дней. Посещение Грузии осуществляется по загранпаспорту, который на момент въезда должен быть действительным в течение 180 дней.

В Грузии действует закон «об оккупированных территориях» от 23 октября 2008 года, предусматривающий уголовное наказание для иностранных граждан и лиц без гражданства за въезд в Абхазию и Южную Осетию не с территории Грузии. То есть в загранпаспорте не должно быть отметок о посещении Абхазии и ЮО.

Надо учитывать, что билеты на транспорт, на котором будет пересекаться граница (туда и обратно), должны быть оформлены по загранпаспорту.

Стоит ознакомиться со списком подлежащих таможенному декларированию при ввозе в Грузию предметов, например на сайте Консульского департамента МИД России.

8. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.

Вдоль всех рек водной части маршрута идёт дорога. Только местами на Куре, Риони и Цхени дорога может отходить ненадолго от реки и сплав приобретает автономный характер. Наличие машины сопровождения позволяет экстренно сняться при необходимости. Во время сплава на судах постоянно был рем.набор, аптечка и небольшой перекус.

9. Страхование жизни и здоровья участников

Поход проходит по территории другого государства, где не распространяется действие российского полиса обязательного медицинского страхования. Для иностранных граждан медицинское обслуживание в Грузии платное. Экстренная медицинская помощь, в том числе стоматологическая, оказывается бесплатно. Но для любого заграничного путешествия, а тем более спортивного, будет правильным оформить медицинскую страховку.

Страховку оформили в компании «Альфастрахование».  Страхование по программе «Классик» с дополнительным условием «спорт», страховая сумма на каждого человека 15 000 у.е., компания- SAVITAR GROUP.

10. Изменения маршрута и их причины.

Заявлен был маршрут: г. Рязань – г.Беслан– пос. Вардзия –р.Кура (сплав) — г.Боржоми — пос.Уцера- р. Риони (сплав) – пос.Намахвании – г. Тбилиси – г.Владикавказ — г.Москва

В качестве дополнения, в случае успешного прохождения запланированного маршрута, бал оставлен дополнительный участок после прохождения реки Риони с переездом в поселок Лентехи и сплав по Цхенисцкали до пос.Цагери. Благодаря успешному сплаву и слаженной работе команды на маршруте удалось осуществить сплав в запланированном варианте с дополнительным участком по реке Цхенисцкали. Других изменений маршрута не было.

11. График движения.

Дата День пути Участок пути От и до Длина пути, км Чис тое ход овое вре мя, ч. Опреде ляющие препят ствия на участке Способ передви жения/ погода
11.08 — 12.08 1 Рязань- 1600 31   Поезд
12.08 2 Беслан –граница п.Вардзия 450 6   Машина/дождь
13.08 3 П.Вардзия стапель П.Вардзия-Р.Кура- конец к.Тмогви 6 6.5 3.5 Стапель Каньон «Вардзия» и «Тмогви» 4к.с. Стапель/солнце Сплав, частичный обнос.
14.08 4 конец к.Тмогви – поляна п/б в пос. Аспиндзы 26 4.0 Шиверы до 3 к.с. Сплав /солнце
15.08 5 поляна п/б в пос. Аспиндзы –плотина- поляна л/б 4км ниже пос.Ацкури 10.0 40.0 1 1.5 6.00 1 Пор. «Километ ровый» 3к.с. Обнос плотины пор. «Запло тинный» 3к.с. Сплав /обнос пешком /солнце
16.08 6 поляна л/б 4км ниже пос.Ацкури-плотина в пос.Двири- г.Боржоми-стоянка ниже Боржоми 5 1 Шиверы Сплав /солнце Машина Осмотр г.Боржоми
17.08 7 стоянка ниже Боржоми-осмотр у р.Сакаура-пос.Уцера – осмотр пор.Уцера- стапель у моста на п/б р.Риони 2 2 1 1   Машина Осмотр пешком Осмотр пор.Уцера/ Стапель /солнце
18.08 8 Мост в пос.Уцера – р.Риони-стоянка п/б ниже пос.Чребало 56 7 Шиверы 4 к.с. Каньон «Мухли» 4 к.с. Пор.«Древний мост»3к.с. Сплав/ солнце
19.08 9 стоянка п/б ниже пос.Чребало- стоянка п/б у автомоста 31 3.5 Каньон «Алпана» 3к.с. Пор. «Предмос товой» 3к.с. Порог «Твиши» 4к.с. Порог «Меквена» 4к.с. Сплав/ солнце Анти стапель
20.08 10 стоянка п/б у автомоста-переезд на р.Цхенисцкали- стоянка выше пос.Лентехи осмотр Лентехского каньона 5 1 Осыпи Машина/солнце Стапель Пешком
21.08 11 Стоянка выше пос.Лентехи- р. Цхенискали- стоянка л/б пред пос Цагери до моста 20   Шиверы до 4 к.с. Пор.» Срединный» 4к.с. Сплав /солнце Анти стапель
22.08 12 стоянка л/б пред пос Цагери до моста- Тбилиси 300 6   Машина /солнце
23.08 13 Тбилиси       Машина /солнце
24.08 14 г.Тбилиси- г.Владикавказ 196 4   Хостел/ Экскурсии
25.08 15 Ростов 600 10   Поезд
26.08 16 г. Рязань 1000 21   Поезд

Принятые в отчёте сокращения:

ПБ, ЛБ – правый берег, левый берег;

ПП, ЛП – правый поворот, левый поворот;

крПП, крЛП – крутой правый поворот, крутой левый поворот;

ЧХВ – чистое ходовое время – время движения без учёта остановок; К4-1, К4-2, К2,каяк. «Состав группы и распределение по судам») Ф…-фото

12. Техническое описание прохождения группой маршрута.

Время в отчете указано московское!!

11.08-12.08

Ночью к 23.00 группа начала переброску вещей к вокзалу Рязань-2. В полночь вся группа была в сборе. В первом часу ночи подошел поезд Москва-Владикавказ, в который мы погрузись без особых проблем, сдав часть вещей в багажный вагон. Каяк оттранспортировали в вагон, указанный начальником поезда. Утром 12 августа нас уже ждал в Беслане заказанный автомобиль. Единственной неожиданностью было то, что багажник у машины был не верхний, а задний. Погрузив все вещи, мы выдвинулись в сторону границы, предварительно купив осетинских пирогов в дорогу. На границе нас ждал очередной сюрприз: четырех километровая пробка, которую мы проходили 11 часов( с 11.00 до 22.00). Вечеров около 20.00 пошел дождь и несколько похолодало. Пройдя границу под покровом темноты, мы выдвинулись в сторону поселка Вардзия к началу стапеля. На подъезде к Боржоми в городе Хашури обменяли часть денег на местные лари. К месту стапеля в поселке Вардзия (41.379900, 43.286269) прибыли с гудящей головой от дороги в 5.00 и сразу легли спать.

13.08 Подъем оказался ранним, встали в 9.00 и сразу приступили к стапелю и приготовлению пищи. Погода стоит солнечная и теплая. Воды в реке, судя по течению и прозрачной воде, не очень много.

В 15.30 по московскому времени вышли на воду. Участок до начала каньона Вардзия характеризуется в нашу малую воду слабым течением и наличием большого количества шивер с габаритными проходами для катамаранов четверок и достаточно интенсивным слаломом. В некоторых шиверах были навалы на камни, с которыми экипажи справились самостоятельно. За 30 минут сплава подошли к каньону «Вардзия»-4к.с. Ориентир каньона- появляющееся сужение высоких скальных стенок. Длина каньона около 1км. Осмотр, при желании, возможен по ПБ.. Началом каньона считается так называемый «Людочкин камень»( Ф1-2 ), лежащий по середине реки, который мы походной колонной обошли слева.

Невысокая скорость течения реки позволяла плавно подходить к препятствию и принимать взвешенное решение о способе его прохождения. До порога «Три абрека» все шли с ходу.

Отчет о спортивном походе 4 к.с. по рекам  Грузии (Цхенисцкали, Кура, Риони)

Отчет о спортивном походе 4 к.с. по рекам  Грузии (Цхенисцкали, Кура, Риони)

 

Ф 1-2.Съемка К2 «Людочкин камень» начало каньона «Вардзия»,интервал кадров 40 сек.

Далее через 300 метров начинается «слалом гигант» между большими валунами стоящими в русле. Из –за малой воды слалом носил достаточно спокойный характер. Через 150 метров подошли к самому «интересному» месту каньона, которое в «рязанских» описаниях именуется как «Три абрека».

Ф.3 К4-1 в воротах пор. «Три абрека»
Ф.3 К4-1 в воротах пор. «Три абрека»

 

Ф.4 Разгрузка К4-1 для выхода из ворот.
Ф.4 Разгрузка К4-1 для выхода из ворот.

 

Ф.5 К-2 на заходе в ворота пор. «Три абрека»
Ф.5 К-2 на заходе в ворота пор. «Три абрека»

 

Ф.6 Выход судов из порога «Три абрека»
Ф.6 Выход судов из порога «Три абрека»

 
Предварительно зачалились на отмели левого берега и оценили возможность прохождения. Проход был габаритным чуть больше 2х метров в ширину, расположенный на правом повороте. Первым пошел экипаж К4-1. Хорошо зайдя вдоль ЛБ, экипаж немного не вписался в «ворота» и катамаран расклинило рамой по диагонали воротах(Ф 3). Экипаж катамарана поочередно вылез на камень правого берега(Ф 4), после безуспешных попыток выйти из «каменного плена», и собственными силами сдернул катамаран на воду. Каяк и остальные экипажи(Ф 5-6) , с рамами шириной 200см, четко прошли в ворота, преодолев препятствие. Далее следует мелководная выходная шивера.

Через 700 метров идет начало каньона «Тмогви»-4к.с., в честь одноименного поселка на правом берегу. Длина каньона также около 1 км. Начало каньона знаменуют два пологих лежащих камня в русле, которые обходятся слева. Далее на протяжении 700 метров идет лавировка между камней с габаритными проходами(Ф 7).

Ф. 7 Каньон « Тмогви»
Ф. 7 Каньон « Тмогви»

Подходим к ключевому месту каньона «Каменный завал». В русле видно множество крупных камней без признаков явного прохода. Группа зачалилась на камнях по ЛБ(Ф.8) и адмирал произвел осмотр участка(Ф.9), оценив возможность его прохождения. Чистого прохода нет совсем!!, вода сочится между камней, ширина проходов не более 1.5метров. Потом большая часть воды сливается в единый мелководный поток и 1.5метровым сливом бьет в центральную скалу, после чего струя поворачивает налево под углом 90 градусов и далее направо под 90 градусов, где запирается плоским надводным камнем. Оценив участок как непроходимый, провели обнос судов по камням левого берега.

Ф.8 Чалка по ЛБ перед «каменным завалом».
Ф.8 Чалка по ЛБ перед «каменным завалом».

 

Ф.9 Вид на «каменный завал»-обнос по ЛБ.
Ф.9 Вид на «каменный завал»-обнос по ЛБ.

Дальше идет слалом между камней. И метров через 150 подходим к очередному непроходу с небольшим обносом судов по правому берегу(Ф 10), откуда продолжили сплав до конца каньона(Ф 11) с лавировкой между камней и уходом от большого камня в русле налево.

Ф.10 Обнос по ПБ участка непрохода
Ф.10 Обнос по ПБ участка непрохода

 

Ф.11 Выход из каньона «Тмогви»
Ф.11 Выход из каньона «Тмогви»

Уже стало темнеть. Пройдя еще двести метров мы преодолели несложную шиверу и зачалились на левом берегу в 19.00.( 41.412809, 43.320599). За день мы прошли 6 км от пос.Вардзия. На полке левого берега, поднявшись вверх на 100 метров, мы разбили лагерь. С дровами проблем особых не было, но пришлось поискать. Надо сказать, что нам потребовалось около 3.5 часов на преодоление участка. Основной причиной стала малая вода в этот день. Надо отметить , что по высокой весенней воде в 2016 году участок Вардзия – Хертвиси был пройден тремя четверками за 2 часа.

14.08. Утром все отметили подъем воды в реке около 30-40 см, что значительно упростило линию движения на участке, просматриваемом со стоянки вниз по течению. Вероятно ночью спустили воду на плотине с турецкой стороны.

В 10.00 начали сплав вниз по течению. Погода стоит солнечная. Через 10 минут подошли к минеральному источнику по ПБ( яркий желто-оранжевый камень по ПБ) за которым расположен порог «Источник»-3 к.с., сливы с подводных плит, валы, навал на скалу ЛБ(Ф 12- 13). Прошли походной колонной по основной струе. К4-2 попал в прижим под ЛБ и самостоятельно вышел. Далее до поселка Аспидза шли походной колонной со взаимной страховкой. Характер реки- это шиверы средней сложности, небольшие прижимы, достаточно однообразно.

Ф.12. Прижим под ЛБ в пороге «Источник»
Ф.12. Прижим под ЛБ в пороге «Источник»

 

Ф.13 К-2 проходит порог «Источник»
Ф.13 К-2 проходит порог «Источник»

В 14.00 по московскому времени( разница во времени 1 час, местное +1) встали за поселком Аспиндза на ПБ(41.583876, 43.239264). За день прошли 26 км.

15.08 В 8.30 – выход на воду. За Аспиндзой можно идти без разведки до подвесного моста. Через 2 км после него начинается порог «Километровый»- 3 к.с., который идется без разведки по основной струе. Валы, бочки, линия движения читается с воды(Ф14-15).

Линия движения в пороге достаточно однотипна-по основной струе, избегая посадки на расположенные в русле камни(Ф . Все суда прошли походной колонной.

Ф.14 К4-1 Порог «Километровый»
Ф.14 К4-1 Порог «Километровый»

 

Ф.15 К4-1 Порог «Километровый»
Ф.15 К4-1 Порог «Километровый»

После порога «Километровый» сплав носит неторопливый характер. По берегам реки начинает появляться строительная техника, берега достигают 10-15 метров в высоту. И в 10.00 мы увидели колоссальное сооружение, перегораживающее реку, и два тоннеля(Ф.16), в которые уходила река. Это была строящаяся плотина, которую мы не заметили при заброске, поскольку была ночь и «взор туманился слегка».

Ф.16 Тоннель плотины впереди.
Ф.16 Тоннель плотины впереди.

 

Ф.17 Подъем судов по склону вверх.
Ф.17 Подъем судов по склону вверх.

 

Ф.18 Обнос плотины по ПБ.
Ф.18 Обнос плотины по ПБ.

 

Ф.19 Спуск судов по ПБ ниже плотины.
Ф.19 Спуск судов по ПБ ниже плотины.

Предстоял подъем судов по склону ( Ф.17) 25 метров и обнос(Ф.18) по правому берегу. Проехав на машине вперед около 1 км, мы наметили спуск(Ф.19) судов( ниже плотины на правом берегу. Там по нашему мнению удобнее и короче спускать суда по тропе к реке. Обнос был произведен за 1.5 часа. В 11.30 – вышли из-под плотины. Через 200 метров после старта мы подошли к порогу, который назвали « Заплотинный»-3 к.с.. На ПБ высокая обрывистая скальная стенки, под самой стеной есть ворота с воротами около 3 метров, далее пологий слив и валы до 1.5 метров. Слева находится оросительный канал, пристав в котором можно обнести основную часть порога в случае его завала бревнами.

Ф.20 К4-1 заход в порог «Заплотинный»
Ф.20 К4-1 заход в порог «Заплотинный»

 

Ф.21 К4-2 заход в порог «Заплотинный»
Ф.21 К4-2 заход в порог «Заплотинный»

Пристали к ЛБ и оценив безопасность прохождения, поочередно прошли препятствие по основной струе(Ф 20-21). Далее сплав носит спокойный характер: шиверы до 2 к.с. На подходе к поселку Минадзе река начинает течь в живописном зеленом каньоне. Справа по берегу идет дорога. Находим место на ЛБ и делаем небольшой перекус с 13.30-14.00. В 15.00 проходим мост в Минадзе, где дорога переходит с левого на правый берег. Далее поочередно проходим три железобетонных моста. Справа на склоне расположено какое-то крупное производство по изготовлению железобетонных изделий. Река постепенно выходит в широкую долину, где дует сильнейший встречный ветер, что существенно снижает скорость движения и выматывает экипажи. Приходится произвести замену Жени на К2 и взять ее на К4-1, отправив Судакова Сашу в помощь Косте на К2. Постепенно долина сужается и река начинает течь между невысоких холмов. Слева поселок Ацкури, а справа расположена древняя крепость(Ф.22).

Ф.22 Крепость в пос.Ацкури справа.
Ф.22 Крепость в пос.Ацкури справа.

Встречный ветер не утихает. К 17.30 встаем на поляне ПБ в 4 км ниже поселка Ацкури. (41.748863, 43.207702).. Пока команда разбивала лагерь, адмирал съездил на машине в поселок Ацкури за лепешками и местным провиантом. За день было пройдено 50 км.

16.08. Выход из лагеря в 10.00. До плотины идет участок реки с несложными шиверами до 2 к.с.. В 11.00 чалимся (Ф.23-24) по ЛБ перед плотиной (41.769097, 43.250728). За день прошли 5 км. Беглый осмотр показывает малое количество воды ниже плотины. Принимаем решение об антистапеле и начале переброски на реку Риони с посещением г.Боржоми. 11.00- 12.30 – антистапель. В 12.30 выдвинулись в сторону города Боржоми. В городе обед, осмотр Боржомского парка и местных достопримечательностей, дозакупка провианта. В 18.30 выдвинулись ниже г.Боржоми в поисках стоянки. Нашли съезд справа от дороги у знака Ахалдаба на 500м ниже плотины и встали на стоянку в 19.00. (41.938560, 43.501671).

Ф.23 Подход к плотине Двири.
Ф.23 Подход к плотине Двири.

 

Ф.24 Чалка по ЛБ перед плотиной Двири.
Ф.24 Чалка по ЛБ перед плотиной Двири.

17.08. Встать постарались пораньше. К выезду в сторону Риони были готовы в 09.00. По пути купили дыню и арбузы. В 14.00 были в поселке Амбролаури, где посетили завод по производству вина «Хванчкара». По пути к поселку Уцера временами выходили из машины и производили пешую разведку «предполагаемых» непроходимых участках реки, о которых мы слышали от команд прошедших весной 2018года. За время осмотров таких участков выявлено не было, хотя было заметно, что ранее с руслом хорошо поработали техникой. К 15.30 прибыли в поселок Уцера (42.626706, 43.535505). На машине забросились к началу поселка, чтобы набрать воды из родника. Далее произвели пешком осмотр порога «Уцерский» до стоянки (в наши планы не входило его прохождение, но осмотр притягивал). К вечеру был закончен стапель.

18.08. Стартовали из под моста (Ф.26) в поселке Уцера (Ф.25) в 11.00. Первый экипаж К4- 1, пройдя метров 200, встал на страховку на ЛБ. За К4-1 зачалился каяк.

Ф.25 Поляна в пос.Уцера
Ф.25 Поляна в пос.Уцера

 

Ф.26 Старт из под моста в поселке.
Ф.26 Старт из под моста в поселке.

Уклон реки, скорость и мощь течения сразу поразили своей мощью. Подождали остальные суда. Дальше двинулись походной колонной в порядке К4-1, К4-2, К2, Каяк. Участок от поселка Уцера до впадения правого притока Саккаура характеризуется мощными валами, бочками (Ф.27-29), встречаются прижимы — участок на протяжении 10 км оценили как 4 к.с. Приходится останавливаться и отливать каяк каждые 20-30 минут, вставая на чалки (Ф. 30). Практически вся линия движения читается с воды, но иногда приходится уходить от мощных бочек в русле.

Ф.27 Начало сплава по Риони
Ф.27 Начало сплава по Риони

 

Ф.28 Шиверы Риони
Ф.28 Шиверы Риони

 

Ф.29 Шивера начала сплава по Риони
Ф.29 Шивера начала сплава по Риони

 

Ф.30 Чалка судов.
Ф.30 Чалка судов.

В 11.30 подошли к правому притоку Саккаура, который впадает в Риони ниже автомоста( Ф31).

Ф.31 Мост через Риони, ниже моста справа впадает река Саккаура.
Ф.31 Мост через Риони, ниже моста справа впадает река Саккаура.

Идем походной колонной. К 14.00 подошли к каньону «Мухли»

Каньон «Мухли», протяженность около 2.5 км- ориентир — заканчиваются разбои, видно сужение реки, кр ПП, линии движения не видно, справа крутой поросший лесом берег, большое улово для чалки.

Просмотр захода по ПБ) Заход в каньон под ПБ. Слева забито камнями. В каньоне валы и бочки. Прохождение по основной струе, двумя тандемами. ( Фото 32)

Ф.32 Старт в каньон Мухли.
Ф.32 Старт в каньон Мухли.

 

Ф.33 К4-1 каньон «Мухли»
Ф.33 К4-1 каньон «Мухли»

 

Ф.34 каяк каньон «Мухли»
Ф.34 каяк каньон «Мухли»

 

Ф.35 К4-2 заход в каньон «Мухли».
Ф.35 К4-2 заход в каньон «Мухли».

 

Ф.36 К2 в каньоне «Мухли».
Ф.36 К2 в каньоне «Мухли».

Посмотрели заход, который был логичен под ПБ. Далее было видно, что все идется практически по струе (в пределах видимости).

Прошли все ровно походной колонной, используя взаимостраховку. Шли двумя тандемама: сначала шел тандем К4-1, каяк (Ф.33-34), следом К4-2, К2 (Ф.35-36) при страховке прошедшими судами. Уровень воды средний. Заходили под правым берегом, уходя телемарком от навала на камень и далее по основной струе.

В 15.00 подошли к поселку Цеси и порогу «Древний мост» или S образный каньон.

Порог «Древний мост» (42.536123, 43.190496) длина 200 метров- ориентир- в поселке Цеси проходит пешеходный мост, отсюда начинается каньон. Далее река начинает сужаться и справа появляется забетонированная стена из камней, а слева вертикальная скала.

Порог расположен на крутом ЛП. Порог – это участок с локальным сужением всей реки до ширины около 20 м, и локальным перепадом высоты, образующим очень плавный слив, или мощный язык с сильной турбулентностью. В конце порога на обоих берегах остатки старого каменного моста, чуть ниже – современный а/мост.

Порог прошли походной колонной и встали на перекус на ЛБ. Сначала шел К4-1(Ф.37), следом каяк, далее К4-2.К2( Ф.38-39)

Ф.37 К4-1 заход в порог «Древний мост»
Ф.37 К4-1 заход в порог «Древний мост»

 

Ф.38 К4-2 в пороге «Древний мост»
Ф.38 К4-2 в пороге «Древний мост»

 

Ф.39 К2 на заходе в порог «Древний мост».
Ф.39 К2 на заходе в порог «Древний мост».

В 15.30 закончили небольшой получасовой перекус и двинулись дальше. Дальше характер реки представлен шиверами до 2 к.с. После того как по правому берегу становится виден пологий зеленый склон и кончаются постройки- это ориентир стоянки ниже поселка Чребало. 18.00 – встали ниже Чребало (42.548527, 42.929499). За день было пройдено 56км.

19.08 В 10.30 стартовали из лагеря. Через 40 минут в 11.10 подошли к входу в каньон «Алпана»-3 к.с., который начинается автомобильным мостом через реку Риони. Основные препятствия каньона валы, единичные бочки, прижимы. Линия движения читается с воды. Окончанием каньона считается порог «Предмостовой»-3 к.с. Ориентир — река делает крутой правый поворот, на повороте находится мощный пологий слив через все русло, под ЛБ прижим. Проходили походной колонной по основной струе (Ф.40-41). В 11.40 – вышли из каньона Алпана.

Ф.40 Порог «Предмостовой»
Ф.40 Порог «Предмостовой»

 

Ф.41 порог «Предмостовой». Впереди виден мост.
Ф.41 порог «Предмостовой». Впереди виден мост.

Далее идут шиверы 2-3 к.с.. Постепенно река сужается, по краям появляются высокие скальные стенки, автодорога идет полке ПБ. После появления в русле крупных камней (Ф.42) надо быть осторожнее и готовиться к чалке по ПБ (Ф.43)- это ориентиры начала порога «ТВИШИ».

Ф.42 На подходе к порогу «Твиши».
Ф.42 На подходе к порогу «Твиши».

 

Ф.43 Чалка перед порогом «Твиши».
Ф.43 Чалка перед порогом «Твиши».

В 13.00 подошли к порогу «Твиши». 4 к.с.

Порог «Твиши» (42.520735, 42.799028) длина 200 метров. Ориентир — в русле появляются огромные камни под ПБ, метров за 200-300 видно автомобильный мост и ПП реки, ширина реки до 100 метров. Чалка к ПБ. Ниже моста большая горка и здоровенная бочка, за которой еще одна косая (со скосом от центра к ПБ). Под ПБ бой в выступ скалы.

Осмотрев порог, приняли решение о поочередном прохождении тандемами судов. Сначала проходили каяк и К4-1 (Фото 44-45) и вставали на страховку по ПБ. Затем поочередно прошли тандем (К4-2 и К2)(Ф.46). Линия движения у всех судов была однотипна. Заходили ближе к опоре моста по ЛБ, и далее, пробивая левую бочку, старались не попасть в правую бочку. Чалка за порогом по правому или левому берегу.

Фото 44 Порог Твиши каяк.
Фото 44 Порог Твиши каяк.

 

Ф.45 Заход в порог «Твиши» К4-1
Ф.45 Заход в порог «Твиши» К4-1

 

Ф.46 Порог Твиши К2, остальные суда впереди.
Ф.46 Порог Твиши К2, остальные суда впереди.

После порога идет участок мощной шиверы. Идет череда валов и бочек, разбросанных в шахматном порядке. Характер реки позволяет идти все сходу, всегда требуется постоянный четкий и слаженный маневр, чтобы уйти от мощных бочек. Линия движения читается с воды.

В 13.30 подошли к следующему препятствию порогу «Меквена»- 4 к.с.

Порог «Меквена» (42.477433, 42.759619) —длина 400 метров – ориентир широкая река, над водой идут провода через реку, справа видны постройки деревни Меквена, за которыми через 100-150м начинается мощный участок из косых валов, опрокидывающего характера. Страховку целесообразно проводить с воды первым прошедшим судном. Осмотр порога по берегу осложнен густым кустарником.

Порог проходили походной колонной в следующем порядке. Сначала шел К4-1, каяк, К4- 2,К-2 ( Фото 47-50).

Ф.47 Прохождение порога «Меквена» К4-1
Ф.47 Прохождение порога «Меквена» К4-1

 

Ф.48 Вид на суда в пороге «Меквена».
Ф.48 Вид на суда в пороге «Меквена».

 

Ф.49 Выходная часть порога «Меквена».
Ф.49 Выходная часть порога «Меквена».

 

Ф.50 К2 в выходной части порога «Меквена».
Ф.50 К2 в выходной части порога «Меквена».

Линия движения была направлена на то, чтобы избежать попадания на косые обратные валы, бочки. Все суда выдержали намеченную линию движения и безаварийно прошли порог.

В 14.00 завершили сплав, пройдя около 2.5 км ниже порога «Меквена» и начали антистапель с подготовкой судов к переброске на реку Цхенисцкали. Чалка по ПБ за автомостом с подьемом судов на удобную большую поляну(42.460614, 42.759876). За день пройдено 31км.

Принимая во внимание, что до сумерек оставалось около трех часов было, принято решение основательно подготовиться к переезду, погрузить суда и рано утром стартовать на Цхенисцкали.

20.08 В 7.00 ранний подъем, погрузка, выезд в направлении Цхенисцкали. При переезде отмечаем полностью спущенное водохранилище с «лунным пейзажем дна». Завтрак решили отложить до поселка Лентехи. В машине сух.паек. К 9.30 добрались до начала поселка, где в кафэшке у памятника плотно позавтракали лепешками кубдари, хачапури и местной газировкой. Для начала решили съездить посмотреть лентехский каньон с его порогами, а потом встать на стоянку и начать стапель. Лентехский каньон как всегда прекрасен. Мощные, крутые пороги 6 к.с. — нам туда еще рановато. Пройдя пешком вдоль первых восьми порогов, едем ставить лагерь и начинать стапель(42.789720, 42.735687).

21.08. Ранний подъем в 06.30. В 10.00 – старт с места стоянки(Ф.51). Сегодня финальный сплавной день.

Ф.51 Старт с поляны выше пос.Лентехи. Река Цхенисцкали.
Ф.51 Старт с поляны выше пос.Лентехи. Река Цхенисцкали.

Река сразу показывает свой нрав. Требуется постоянный четкий маневр с заходом в нужную протоку(Ф.52), т.к. река периодически разбивается на протоки. Идет постоянный мощный фон крутопадающих шивер до 4 к.с. (Ф.53). Приходится периодически останавливаться, чтобы отлить каяк, а экипажи перевели дух. Около 10.40 подходим к порогу «Срединный» 4 к.с. Четкий ориентир выделить сложно. Река делает крутой правый поворот и реку перегораживают бочки в шахматном порядке с условно чистым проходом под самым правым берегом (54-57).

Ф.52 К4-2 готовится к сбойке струй.
Ф.52 К4-2 готовится к сбойке струй.

 

Ф.53 Шиверы Цхени
Ф.53 Шиверы Цхени

 

Ф.54 К4-1 в начале порога «Срединный»
Ф.54 К4-1 в начале порога «Срединный»

 

Ф.55 К4-2 в начале порога «Срединный».
Ф.55 К4-2 в начале порога «Срединный».

 

Ф.56 Тандем К4 на выходе из «Срединного»
Ф.56 Тандем К4 на выходе из «Срединного»

 

Ф.57 Каяк в пороге «Срединный».
Ф.57 Каяк в пороге «Срединный».

Все суда прошли походной колонной со взаимной страховкой, успешно преодолев препятствие. Далее река успокаивается фон становится проще до 3к.с. В 12.00 подходим к скальному сужению, слева расположена площадка «Зеленого театра», чалка заблаговременно по ЛБ. Антистапель перед поселком Цагери. (42.659380, 42.770367). За день пройдено 20км.

22.08. 06.00 – подъем. 08.30 – выезд. 15.00 – прибытие в Тбилиси, заселение в хостел «Намасте». Прогулки по городу.

23.08.— Продолжение экскурсий по Тбилиси, посещение парка и встреча делегации президента Алиева и канцлера А.Меркель.

23.30 – выезд в сторону России.

24.08. 02.50 Погранпост «Казбеги»-04.00. Погранпост «Верхний Ларс». 05.00 Владикавказ. Прогулки по городу, перепаковка вещей. 17.48 поезд в сторону Рязани.

25.08-26.08. Дорога. Рязань 2.

Ф.58 Антистапель перед пос. Цагери. Наша группа.
Ф.58 Антистапель перед пос. Цагери. Наша группа.

 

13. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.

1. Опасность представляют определяющие препятствия – участки с высокой скоростью течения, обилием камней, сложной траекторией движения в порогах. Участникам следует особо тщательно отнестись к выбору сплавного снаряжения — шлем, спасательный жилет, защитный костюм.

2. При организации путешествия с машиной сопровождения следует учитывать тот факт, что машина не везде может подъехать к реке. На судах следует иметь минимальный ремнабор, аптечку, перекус и запас воды.

3. Следует серьезно отнестись к возможной высокой температуре воздуха в этот период и возможности теплового удара и солнечных ожогов. Обязательно следует потреблять достаточное количество пресной жидкости в течении суток и не допускать перегрева организма.

4. В случае дождей следует серьезно отнестись к возможному подъему воды в реках.

14. Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов (занятий) на маршруте.

Грузия- страна с древней историей, великолепной архитектурой и потрясающей кухней. Практически в каждом поселке есть старинная церковь, на маршруте встречаются остатки крепостей и древних монастырей. Для всего этого, возможно, надо организовывать отдельный поход, но тогда уже не брать с собой катамараны.

При переезде на реку Риони посетили парк в Боржоми и осмотрели местные достопримечательности.

Тбилиси – красивый город с древней историей и своими традициями ( Фото ). Фото Вид на Старый Тбилиси. Слева серные бани.

15. Дополнительные сведения о походе (перечень специального и особенности общественного и личного снаряжения, характеристика средств передвижения, особенности погодных условий и другая характерная для данного вида туризма информация).

15.1 Характеристика средств сплава

Сплав осуществлялся на трех катамаранах четверках:

К4- самоделка. Имел по два независимых внутренних поддува на одну сторону баллона. Рама дюралевая Д16Т разных размеров трубы четыре продолины с выжимными трубами плюс пять поперечин. Диаметр наружный от 40-45мм, стенка трубы от 1.5-2.5мм. Ширина рамы 230см. Наружняя оболочка — теза, капрон. Внутренний баллон — «1542». Обьем 2.2м3.

К-2— производства «Рафтмастер» в штатной комплектации.

К-4производства «Рафтсервис» «Нарын 400».

Каяк каркасно- надувной.

На катамаран имелось по два запасных весла и одна морковки. Запасные весла крепились к раме резиной. Накачка проводилась помпой. В таблице «График движения» указана погода на момент сплава. У группы имелся комплект медикаментов и необходимый ремонтный набор.

15.2 Список общественного снаряжения

Тент общественный 3х4 м- 3 шт

Котлы 3 шт по 7,5,3 литров каждый

Комплект обвязки, карабинов, веревка 40 м 10мм

Пила лучковая

Топор 1 шт

Помпа 3 шт

Весла запасные 6 шт Рации 4 шт

Видеокамера 1 шт

Палатка 4 шт

Морковка 3 шт

Таганок 1 шт

Гитара 1 шт

Навигатор GPS 1 шт

Ремнабор комплект

Аптечка комплект

15.3 Состав аптечки и ремнабора

Ремнабор   Аптечка  
Теза 0.5 м Штуцера 2шт Левомицетин 10 табл Наколенник 2 шт
Резина 0.5 м Пряжки к рюкзакам Фестал 20 таб Левомеколь 1 шт
Нитки 50м капрон Стропа 2 метра25 мм Аспирин 10 таб Пантенол 1 шт
Иголки 6 шт Спички 10 коробок Супрастин 10 таб Троксевазин 1 шт
Ножницы Изолента Пенталгин 10 таб Шприцы 5 шт
Бензин 0.2л Ножовка по металлу Имодиум 10 таб Ампульные препараты (лидокаин, анальгин, димедрол, адреналин, преднизолон)
Ацетон 0.2 Запасные болты для катамаранов (по размеру) Ципролет 500 20т Клей БФ 1шт
Оргстекло   Капли глазные Ножницы
Клей резин 0.2л   Спирт 0.1л Валидол 10 таб
Клей Уран 6шт   Зеленка 1фл Бинт стерильный
Шило   Йод 1фл Пластырь 1шт
Скотч водостойкий   Перекись 1фл Бинт эластич 2 шт
ИТОГО 2,5 кг 2,5кг  

15.4 Питание в походе

Наличие машины сопровождения позволяло своевременно подкупать необходимые продукты для приготовления пищи. В условиях высокой температуры воздуха продукты лучше сохранять в машине с целью сохранности. Из России заранее была закуплена сырокопченая колбаса и мясные консервы и взят небольшой запас продуктов на первые дни похода. Остальная часть продуктов закупалась в Боржоми по пути переезда на реку Риони. В походе было организовано двухразовое с перекусом в середине дня.

Специальной предпоходной подготовки продуктов не требовалось.

Питание в поезде и в населенных пунктах организовывали из подручных продуктов. Все дежурства по приготовлению пищи были суточные и делились между экипажами по два человека на смену на разжигание костра и приготовление продуктов. Имеющиеся продукты равномерно распределялись перевозились в машине.

16. Стоимость проживания, питания, снаряжения и его амортизации, средств передвижения и др.

№№ Статьи расходов На одного туриста
1 Поезд Рязань– Москва — Рязань 7000
2 Багажные билеты Рязань — Владикавказ- Рязань 500
3 Трансфер Беслан- маршрут (сопровождение)- Владикавказ. 11000
5 Проживание в Тбилиси 1000
6 Питание маршрут 11000
8 Прочие расходы 2000
9 Страховка участника 2500
10 ИТОГО 35000

17. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.

1. Маршрут пройден в запланированные сроки. Уровень воды в Куре — ниже среднего, Риони — средний, Цхенисцкали – средний. Схоженный состав группы и хороший психологический климат в коллективе позволили успешно завершить маршрут. На реке Кура наибольший интерес представляет, верхний участок с каньонами Вардзия и Тмогви. Участок ниже пос.Аспиндзы осложнен обносом строящейся плотины и содержит участки реки до 3 к.с.. Участок Вардзия -Двири возможно пройти за два дня или Вардзия-ГЭС за один ходовой день при наличии высокой воды. Этот участок, возможно, использовать для раскатки экипажей перед более сложными реками Риони и Цхенисцкали.

2. Сплав по Риони и Цхенисцкали позволяет пройти большинство определяющих препятствий 4 к.с.: шиверы ниже пос.Уцера, каньон Мухли, пор.Древний мост, пор.Твиши, пор.Меквена, шиверы ниже пос.Лентехи.

Основная часть препятствий каньона пройдены безаварийно.

3. Наличие машины сопровождения позволяет осуществлять прохождение связки рек, существенно повышает безопасность сплава и позволяет сделать маршрут более насыщенным и интересным. Оптимальным составом группы для транспортировки на машине считаем группу из трех судов. Оптимально, если на машине имеется верхний багажник.

4. Маршрут возможно рассматривать как тренировочный поход перед более длительными путешествиями. Наличие дороги дает потенциальную возможность группе неоднократно пройти технически интересные участки, отработать прохождение сложных участков реки.

5. В районе Закавказья совершен водный поход по трем рекам Кура, Риони и Цхенисцкали, который можно отнести в пройденном варианте к 4 категории сложности и рекомендовать к прохождению подготовленным группам при достаточном опыте и соответствующем снаряжении. Набор и сложность определяющих препятствий соответствуют заявленной и пройденной категории сложности маршрута.

18. Литература

1. http://www.tk-perovo.ru/index.php?id=1029&gid=129&gpn=4 Отчет о водном походе 5 к.с. в районе похода — Кавказ по р. Хевсурская Арагви – р. Кура (Мтквари) – р. Паравани – р. Риони – р. Цхенисцхали — р. Хеледула. 11.09. 2014 г. — 27 .09. 2014 г. Руководитель: Зaбoтинa Eвгeния.

2. http://tlib.ru/doc.aspx?id=31108&page=8Риони – Цхенисцхали, отчёт о водном походе IV к.с., октябрь 1973, рук-ль Шамро Ю.;

3. http://splav.211.ru/node/129Цхенисцкали – Хеледула, отчёт о водном походе VI к.с., май 2006, рук-ль Цветкова С.В.;

3. http://komanda-k.ru/отчет-о-походе/сплав-по-реке-риониРиони – Цхенисцкали, отчёт о водном путешествии с эл. IV-V к.с., май 2008, рук-ль Романенко И.Б., автор Фаустов А.В.;

4. http://tlib.ru/doc.aspx?id=38705&page=1Ненскра-Чанчахи-Риони, отчёт о водном путешествии с эл. V к.с., май 2011, рук-ль Цветкова С.В.;

5. http://www.ticket2ride.ru/2011/09/blog-post_11.html«Грузия и ее бурные реки», описание путешествия по рекам Терек, Хевсурская и Пшавская Арагви, Паравани, Ненскра, Местиа, Цанери, Бжужа, август 2011, автор Свешников А.;

6. http://alonabus.blogspot.ru/2011/10/blog-post_28.html«Путешествие в Грузию», описание путешествия по рекам Паравани, Цхенисцхали, Риони, Ингури, Долра, Ненскра, Абаша, октябрь 2011, автор Буслаева А.;

7. http://pandia.org/text/77/455/3086.phpРиони-Джоджора, отчёт о водном путешествии III с эл. V к.с., октябрь-ноябрь 2011, рук-ль Любимов А.В.;

8. http://www.ticket2ride.ru/2012/06/blog-post.html «Грузия и ее бурные реки. Продолжение гайда», описание путешествия по рекам Цхенисцхали, Хеледула, Риони, Ингури, Цанери, Мулхура, май 2012, автор Свешников А.; описание путешествия по рекам Кура, Паравани, Цхенисцхали, Риони, октябрь 2012, автор Шариков А. (Агенство Венгрова);

9. http://tvertop.ru/blog/miha/gruziya-v-oktyabre-dopolnenie-k-gaidu.html

«Грузия в октябре. Дополнение к гайду», описание путешествия по рекам Терек, Пшавская Арагви, Паравани, Цхенисцхали, Риони, Абаша, Техури, октябрь 2012, автор Орлов М. (Tver Kayaking team);

10. http://www.tvertop.ru/blog/miha/zapozdalyi-tekst-pro-maiskuyu- gruziyu.html «Запоздалый текст про майскую грузию», описание путешествия по рекам Хевсурская и Пшавская Арагви, Риони, Джоджора, Лухуницкали, Цанери, Техури, Кинтриши, Бжужа, май 2013, автор Орлов М. (Tver Kayaking team);

11. Отчет о водном походе 6 к.с. по рекам Кура — Риони – Цхенисцкали, рук. Крупнов Р.Н. май 2016г. http://taganok.ru/index.php?n=20884

12. http://taganok.ru/images/o_gruzia_2015/leto.pdf Отчет о водном походе 6 к.с. по рекам Риони-Цхенисцкали. Август 2015 года. Крупнов Р.Н.

13 http://taganok.ru/images/o_gruzia_2015/vesna.pdf Отчет о водном походе 5 к.с. по рекам Риони-Цхенисцкали. Май 2015 года. Крупнов Р.Н.

14. Отчет о водном путешествии 4 к.с. по Кавказу, река Кура, апрель-май 1989г, рук. Хлопенкова Л.В.

Приложение 1. Вершина красного треугольника- место стоянки.

Река Кура.

Отчет о спортивном походе 4 к.с. по рекам  Грузии (Цхенисцкали, Кура, Риони)

Карта Риони

Отчет о спортивном походе 4 к.с. по рекам  Грузии (Цхенисцкали, Кура, Риони)

Отчет о спортивном походе 4 к.с. по рекам  Грузии (Цхенисцкали, Кура, Риони)

Отчет о спортивном походе 4 к.с. по рекам  Грузии (Цхенисцкали, Кура, Риони)

Река Цхенискали.

Отчет о спортивном походе 4 к.с. по рекам  Грузии (Цхенисцкали, Кура, Риони)

Приложение 2. Координаты мест стоянок

OziExplorer Waypoint File Version 1.1 WGS 84

Reserved 2 garmin

Название места Координаты GPS
Р.Кура стапель пос.Вардзия 41.379900 43.286269
Р.Кура стоянка каньон «Тмогви» 41.412809 43.320599
Стоянка ниже пос.Аспиндзы 41.583876 43.239264
Стоянка ниже пос.Ацкури 41.748863 43.207702
Антистапель плотина пос.Двири 41.769097 43.250728
Стоянка ниже г.Боржоми 41.938560 43.501671
Р.Риони стапель в пос.Уцера 42.626706 43.535505
Стоянка ниже пос.Чребало 42.548527 42.929499
Антистапель на р.Риони 42.460614 42.759876
Стапель выше пос.Лентехи 42.789720 42.735687
Атистапель перед пос. Цагери 42.659380 42.770367

Отчет о спортивном походе 4 к.с. по рекам  Грузии (Цхенисцкали, Кура, Риони) Отчет о спортивном походе 4 к.с. по рекам  Грузии (Цхенисцкали, Кура, Риони) Отчет о спортивном походе 4 к.с. по рекам  Грузии (Цхенисцкали, Кура, Риони) Отчет о спортивном походе 4 к.с. по рекам  Грузии (Цхенисцкали, Кура, Риони) Отчет о спортивном походе 4 к.с. по рекам  Грузии (Цхенисцкали, Кура, Риони) Отчет о спортивном походе 4 к.с. по рекам  Грузии (Цхенисцкали, Кура, Риони) Отчет о спортивном походе 4 к.с. по рекам  Грузии (Цхенисцкали, Кура, Риони) Отчет о спортивном походе 4 к.с. по рекам  Грузии (Цхенисцкали, Кура, Риони) Отчет о спортивном походе 4 к.с. по рекам  Грузии (Цхенисцкали, Кура, Риони)