История Рязанского туризма

Рязань-Карпаты-Рязань автостопом за 40 дней

В. Грищенко

Воспоминания Валерия Грищенко о первом официальном походе рязанцев, студентов РРТИ, автостопом в 1961 году.

В середине июля 1961 года я отправился по Лесистым Карпатам. Маршрут мы решили пройти методом <автостоп>, который тогда входил в моду. Нужна была мобильная группа, поэтому нас было только трое: Валерий Дудко, Владимир Ленков и я.

До Карпат добрались по следующему маршруту: Рязань-Москва-Малоярославец-Сухиничи-Киев-Львов-Стрый-Лавочная. Прошли на электричках, товарняке, пассажирских поездах.

Ежики в тумане

Лавочная — это последняя ж/д станция в предгорьях Карпат.

Первые 4 дня мы шли по местам, где никогда не бывали туристы. Нас встречали местные жители: приглашали в гости, угощали, предлагали разные продукты.

Побывали мы в одном селе, где отмечали престольный праздник святого Кирилла. В посёлке Усть-Чорна посетили католическую церковь, послушали орган и службу. Устроили 2 днёвки на озере Синевир. Для гуцулов это озеро ритуальное. Оно очень глубокое из-за расщелины. Я нырял где-то в пяти метрах от берега. Чернота, страшно даже.

После Синевира  мы поднялись на Яблоницкий хребет. Переночевали на ферме. А утром на хребет село облако. И в этом облаке мы прошли примерно 20 км. Всё покрылось капельками воды — одежда, обувь, рюкзаки, даже волосы. Промокли и очень замёрзли. Видимость 15 метров, а слышимость хорошая — мычат коровы, люди разговаривают, бубнят коровьи колокольчики.

Решили остановиться в месте, где слышались многочисленные голоса. Стали спускаться с хребта. Спустились, пройдя примерно километр. Голоса рядом. Прошли ещё 1,5 км. И, наконец, наткнулись на изгородь. Перелезли — видимость лучше. Пройдя ещё метров 500, обогнули изгородь и вышли к ферме. На ферме нас приняли хорошо. Мы переоделись и подсели к печке. Женщины собрали нашу одежду и обувь, перестирали и развесили вдоль печки. Спали мы на пуховых перинах, такими же перинами укрывались. Никто не заболел.

Утром заведующий фермой провёл нас короткой дорогой до спуска с хребта.

На границах

Мы спустились и вскоре оказались в Ясинях. Это был конечный пункт карпатского маршрута. Далее — снова автостоповская эпопея. На электричке через Черновцы мы добрались до ж/д станции Мамалыга. Здесь сходятся три границы: Украины, Молдавии и Румынии. Естественно, прошли пограничный контроль с проверкой документов. Отсюда на машинах и автобусах добрались до Днестра у г. Атаки. Здесь была граница Украины и Молдавии. Сидели здесь 2 дня, т.к. попали в проливной дождь, который продолжался полтора дня. Потом перешли по ж/д мосту на другой берег Днестра и оказались на Украине — в г. Могилёв-Подольский. Отсюда за сутки на попутных машинах (помогали их грузить и разгружать) через Сороки, Рыбницу, Окницу добрались до Дубоссар.

Палаточные приключения

Прибыли мы туда глубокой ночью и поставили палатку в центральном парке. Утром мы слышали голоса, но нас не тронули.

Мы спокойно выспались. Из города Дубоссары проехали до Кишинёва, ознакомились с достопримечательностями (памятники Котовскому, Стефану Великому и т.п.) и местным Молдавским рынком.

На следующий день через город Бандеры прибыли в местечко Кицканы. Здесь располагался лагерь Дружбы народов и мужской монастырь. Естественно, мы там побывали. Любопытно, чтоб здесь узнали о космическом полёте Г. Титова.

На третий день мы пешком дошли до Тирасполя и на грузовике (автостопом) доехали до Одессы. Здесь мы провели 2 дня в пригороде Одессы Лузановке, а затем на теплоходе <Грузия> доплыли до Ялты. Любопытно, что в этот день администрация  города приняла постановление о выделении площадки для палаточного городка для туристов в районе гостиницы <Массандра>. Мы с рюкзаками бродили по окрестностям, но милиция направила нас к этому месту.

Пришли мы в темноте и разбили палатку, даже кашку сварили. Были одни, а когда проснулись, то вокруг было штук 15 палаток.

Здесь мы провели  5 дней, потом направились в Севастополь, где нас ждали туристы из Москвы, с которыми познакомились на озере Синевир. С ними мы добрались до Москвы, а затем и до Рязани.

Поход наш длился более 40 дней.

В сентябре мы не стали выпускать фотомонтаж, потому что считали поход несерьёзным не из-за малого количества участников, а из-за метода прохождения маршрута — авантюрным.

Воспоминания В. Грищенко, члена бюро секции туризма радиоинститута, записал Евгений Данилин.

Источник — Город-Р

• 21.10.09 23:16 ГостьВ.Дудко Привет коллегам-туристам!!!С удовольствием прочитал эти заметки,спасибо Вам,ребята,за память юности нашей!Турист-это ,наверно,состояние души,до сих пор вспоминаю наши походы.