ТВТ

Кубок Мира (Чуя-Ралли) 1989

Таганок

Свою историю популярные соревнования ведут с 1978 года, когда с подачи барнаульских водников Колчевникова и Пелевина туристы начали сплавляться наперегонки не только на байдарках, но и на судах других типов. На волне эйфории от падения «железного занавеса» наибольшей популярности «Чуя-ралли» достигло в 1989 году, когда в Горный Алтай приехали представители 14 стран (кроме СССР): США, Великобритании, Германии, Италии, Франции, Канады, Непала, Зимбабве, Австралии, Новой Зеландии, Коста-Рики, ЧССР, Индии, Замбии, Польши.

Мероприятие получило приличный резонанс — о нем написали не только специализированные издания, но и центральные общественно-политические. После этой первой и весьма удачной пробы пера (правильнее сказать, весла) соревнования широко шагнули в «большую жизнь». Вторые международные соревнования по водному слалому были проведены в 1990 году в США, третьи — в 1992 году в Коста-Рике, четвертые год спустя в Турции. В последствии проект под свое теплое крылышко взяла фирма «Camel», которая достаточно долго проводила соревнования «Camel White Water Challenge».

Большинству советских команд Чуя была хорошо знакома, в том числе и по лучшим дням своим, когда вода, не в пример нынешней, бывала высокой и мощной. Американцы же были несколько даже разочарованы. Осмотрев Буревестник, они оценили его всего лишь «троечкой», не больше. Словом, ничего сверхъестественного не ожидалось. Но стоило первым экипажам выйти на старт…

Впрочем, обо всем по порядку. Организаторы международных «Чуя-ралли-89» от СССР — Алтайское туристско-экскурсионное производственное объединение «Алтайтурист» и московский кооператив «Лаборатория приключений» при Советском фонде мира — едва ли предполагали, что конкурентами на чуйских трассах окажутся столь разнообразные конструкции. У советских команд это разнообразие предполагалось: в условиях полного отсутствия серийного снаряжения каждому любителю спортивного сплава приходится мастерить судно самому. Естественно, что одинаковыми они не получаются. Но все же и принципы общие есть, и техника гребли похожая. И вдруг на трассе появляется катамаран с одним гребцом, который работает… распашными веслами! В другом варианте центральному загребному помогал традиционный экипаж катамарана-четверки. И уже совсем оригинально управлялся «рафт»: загребной, сидя высоко над бортами, работал распашными веслами, а четверо или шестеро его помощников, вставив ступни в специальные зацепы на днище, перегибались за борт и, выделывая веслами немыслимые приемы, заставляли «рафт» то нестись вперед, то вращаться на месте, то смещаться вбок. Перед судейством немедленно встала неразрешимая проблема: как оценивать соревнования плотовиков? Ведь участвовавшие в них «рафты» в отличие от наших конструкций имели положительную скорость, а значит, стопроцентно выигрывали по времени… Непросто было и с катамаранами. Познакомившись с идеей двух спаренных баллонов лишь в 1988 году во время совместной с нашими водниками экспедиции по Чулышману, американцы привезли на Чую собственную интерпретацию судна, удачную лишь одним: крайней простотой изготовления (прямоугольная рама стягивает два баллона из ПВХ, надутые непосредственно без поддува). Легкая эта конструкция мялась и гнулась в жесткой воде, а при наездах на камни частенько ломалась. Иное дело катамараны с распашными веслами. Скорость они имели, несомненно, большую, нежели наши, а «одиночки», пожалуй, и в маневренности превосходили советские конструкции. И, конечно, каяки (и каякеры!) могли дать фору любому из наших участников. Укороченные (3,5 м в длину) пластмассовые (не стеклопластиковые!) каяки «Альфа», «Пиранья», «Дэнсер» и «Прийон», созданные специально для большой воды, чувствовали себя в ледяных объятиях весенней Чуй как в родной стихии еще и потому, что управляли ими классные слаломисты, в большинстве своем профессиональные гиды-проводники по рекам. Наши же слаломисты на Чую приглашены не были. Но и те, кто занимался ТВТ, сумели-таки составить достойную конкуренцию гостям. Шестое место, занятое в классе каяков Александром Глытенко из подмосковных Люберец, — результат, вполне достойный великолепного приза: фирменного каяка, врученного экс-чемпионом мира по гребному слалому Тони Прийоном.

Так что заезды на трассах «Чуя-ралли 89» шли с переменным успехом. Примерившись, друг к другу на пороге Буревестник, участники стартовали в полную силу на длинной 8-километровой трассе с ориентированием между порогами Буревестник и Бегемот. Вторая слаломная трасса — на Бегемоте — принесла, успех в основном зарубежным участникам, а в последовавших за соревнованиях по спасработам оказал впереди советские команды. В итоге в командном зачете первенствовали горьковчане (Команда Горький), второе место заняли экипажи из Новой Зеландии, третье досталось английским спортсменам.

Но интернациональные «Чуйские ралли» стали не только дебютом наших водников на международной арене. Немало полезного для себя увезли туристы, пообщавшись друг с другом. Несомненно используют они и идеи зарубежных изобретателей средств сплава, тем более, что кое-какие образцы иностранного снаряжения были там же, на Чуе, проданы с молотка. И зарубежным участникам соревнования «Чуя-ралли» дали немало. Сколько контактов завязалось, сколько предложений отправиться в совместный поход сыпалось с обеих сторон! А с каким интересом рассматривали американцы, канадцы и замбийцы катамаран-двойку московской команды «Советские путешествия» — изобретение ребят из Тушинского клуба туристов! Понравились иностранцам и соревнования по спасработам — наглядная иллюстрация нашей идеи о том, что туризм дело коллективное, дело друзей-единомышленников, а не самоуверенных суперменов-одиночек.

Любой, побывавший однажды на соревнованиях «Чуя-ралли», запоминает их на всю жизнь. Наверное, причины этого в особой притягательности Алтая, и в том, что соревнования проходят на отличной спортивной реке, которая на столько подходит для проведения соревнований, и конечно, причина в том, что уже столько лет «Чуя- ралли» собирает вместе замечательных людей, которых объединяет так много общего.

Ровно 20 лет назад, в 1989 году на «Чуя-ралли» прошли международные соревнования, ставшие краеугольным камнем в развитии мирового рафтинга, открывшие нашим спортсменам выход на международный уровень. Рассказ о «Чуя — ралли» 1989 года украшает практически все учебники по рафтингу, которые выпускались в мире с тех пор.
Сегодня Россия — ведущая мировая держава в рафтинге. За прошедшие годы на международных соревнованиях, на Чемпионатах и Кубках мира и Европы, сборной России завоевано 40 медалей, из которых 23 золотые. Во всех этих наградах есть частичка, вложенная каждым участником «Чуя-ралли».

По материалам: газеты «Ветер Странствий» № 25 1990г., сайта Сибирские ЖАБЫ, сайта АлтайПресс, сайта Чуя-Ралли. Сканированные слайды http://picasaweb.google.com/SergeyN007/1989ChuyaRally1989?feat=directlink#. К сожалению не знаю автора фотосъемок. По мнению рязанских участников тех соревнований — фотограф мог быть из Рязани, т.к. на одной из фото — «проводы» нашей команды. Да и вообще, много кадров с нашими экипажами. Номер рязанской команды -25.