Саяны

Отчёт о сплаве по рекам Утулик, Хара-Мурин, август 2007

ОТЧЕТ О водном спортивном туристском походе пятой категории сложности в районе хребта Хамар-Дабан по рекам УТУЛИК и ХАРА-МУРИН

МАРШРУТНАЯ КНИЖКА 25/4

РУКОВОДИТЕЛЬ ГРУППЫ:

КРУПНОВ

РОМАН

НИКОЛАЕВИЧ

РЯЗАНЬ 2007

I.Справочные cведения

1
Проводящая организация:

ТУРИСТИЧЕСКИЙ КЛУБ «THELEOS» РязГМУ,

ТУРИСТИЧЕСКИЙ КЛУБ «ЗВЕЗДА» РГСХА,

Адрес:390000, г.Рязань, Почтовая, дом 54

e-mail: ryazturclub@mail.ru

МАРШРУТНАЯ КНИЖКА № 25/4 выдана Федерацией спортивного туризма Рязанской области. Шифр МКК 162-00-434550000

2 Район путешествия:
РОССИЯ, хребет Хамар-Дабан (Иркутская область)

3 Общие справочные сведения о маршруте

Вид туризма Кате гория слож ности похода Протя женность активной части похода, км Продол житель ность Сроки прове дения
Общая Ходовых дней
Водный Пятая(5) 213км (пешком 94.5км, водная часть 118.5 км) 21 18 с 26.07.2007 г. по 15.08.2007г.

4
Подробная нитка маршрута:

г.Рязань – г Москва-ст.Слюдянка — р.Слюдянка — г.Пик Черского — пер.Чертовы Ворота – р.Спусковая-р.Утулик(пор.Мангутайский, Зев, Большой) – оз.Байкал — ст.Утулик – стСлюдянка – р.Слюдянка       пер.Чертовы Ворота — р.Спусковая – р.Утулик (брод) – р.Шибутуй – р.Дабатый – пер.Нарин-Гол – р.Нарин-Гол — р.Хара-Мурин (пор.Сайбатский, Бобслей, Ниагарка, Дракон) – озБайкал – ст.Мурино – ст.Слюдянка – г.Москва — г.Рязань

5.1 Определяющие и предопределяющие препятствия маршрута ( река Утулик)

Вид препят ствия (название) Катего рия труд ости Длина препят ствия (м) Характе ристика препят ствия (характер, высота, новизна, наимено вание и т.п) Путь прохож ения для локальных препят ствий.
Пр.16 Порог «Рассо хинский» 4 100 Расположен на прямом участке реки, впереди в русле
большие камни. Осмотр порога
по левому берегу. Порог начинается на плавном левом повороте
реки. Далее река собирается в основную струю, проходящую у
огромного камня левого берега. И через обливные камни в центре
реки уходит вправо, в то время как вся струя бьет в центральный
жандарм.
Прохождение по основной струе. Страховка с левого берега морковками.
Пр 26 Порог «Раздель ный» 4 100 Первая
ступень на крутом эс образном повороте реки. Вторая ступень с
прижимом к огромному камню правого берега. Осмотр препятствия по
левому берегу – вторая ступень. Первая осмотра не требует.
Страховка спасконцами. Проход по основной струе.
Пр 28 Порог «Чижик» 4 100 Крутая шивера, расположенная на эс образном повороте реки. Падение около
4-5 метров. Очень красив, характерна внезапность порога, если вы
уже в нем.
По основной струе. Осмотр по левому берегу.
Пр. 37 Порог «Трех каскадный» 4 100 Расположен на прямом участке реки. Впереди видно нагромож дение валунов. За
порогом на правом берегу приличная стоянка. Порог носит название
«Трех каскадный» ввиду группы трех каскадов. Первый
достаточно прост – несколько камней в русле проход правее
по струе. Второй (основной) – три огромных валуна,
располо женных в шахматном порядке — шли по основной эс образной
струе. Третий каскад несложен и представляет собой груду
надводных камней с чистым проходом под левым берегом.
Прохождение по основной струе Четверки, равно как
и двойка, прошли по эс образной линии движения между валунов.
Осмотр по правому берегу.
Пр.53 Порог «Траверс» 4 300 Двухк аскадный.
Осмотр по правому берегу. Начинается на левом повороте. На входе
в порог большие обломки камней. Первая ступень с чистыми
проходами между крупных камней под левым берегом. Далее участок
спокойной воды около 50 метров и вторая ступень с прижимом к
скалам левого берега. Под правым берегом бочки и валы.
Порог шли со взаимной страховкой, без разгрузки. Первая ступень с
заходом под левым берегом и чалкой на правом берегу для осмотра
второй ступени. Во второй ступени по основной струе в центре.
Пр.54 Порог «Грото вый» 3 400 Расположен в 100 метрах после пр.53. Осмотр по левому берегу.
Порог образован селевым выносом левобе режного ручья. Основная струя идет под
левым берегом и далее через мелководную гряду уходит под правый
берег. Русло забито валунами. Порог заканчивается прижимом под
скалу левого берега.
Шли по основной струе без разгрузки. Заходили под левым берегом, в середине
порога уходили под правый берег Струя в пороге выражена четко.
Пр. 66 Порог «Мангу тайский» 5 200 Расположен за правым поворотом реки, слышен сильный шум порога. Обнос,
страховка и сьемка по левому берегу. падение до 10 метров. Вход в
порог перегорожен грядой камней. Проходы при большей воде
возможны слева и справа от гряды. Далее идет сложная лавировка
между камней. В середине порога основная струя бьет в огромный
камень. Проходы справа и слева от центрального камня( слева
сложнее и опаснее). Выход из порога заканчивается высоким пологим
сливом между двух больших камней. Чалка слева у страхующей
двойки. Вещи предварительно были обнесены за порог по хорошо
набитой тропе левого берега.
Оба катамарана
придер живались одного пути. Заходили по центру и выбра сывались на
центральную гряду. Переносили катамараны и стартовали из под
гряды. Шли вдоль правого берега по струе. Смещались к левому
берегу и перед камнем крутились влево. Далее шли вдоль левого
берега и через гряду камней уходили вправо на основную струю.
Пр.68 Порог «Зев» 5 200 Находится на прямом участке со значительным уклоном. Разгонный участок
около 100 метров через валы и бочки заканчивается 1.5 метровым
сливом у правого берега. Через 20 метров следует более коварный
глубокий 1-1.5 метровый слив через все русло. Более безопасный
проход под правым берегом. Дальше река идет через гряду обливных
камней. Съемка и страховка морковками с левого берега.
Все катамараны заходили через разгонную шиверу, пробивали первый слив и
проходили второй слив под правым берегом. Чалка слева. Шли с
частичной или полной разгрузкой вещей.
Пр.69 «Зев 2» (Селевой) 3 150 Осмотр по левому
берегу показал большое падение через крупные обливные камни с
достаточно мощными бочками на протяжении 150 метров.
Прохождение по основной струе с заходом в порог под левым берегом.
Пр.72 Порог «Большой» 5 100 Расположен на
левом повороте реки. На 100 метров перепад около 6-8 метров.
Перед порогом чалка в затоне правого берега, по которому идет
набитая тропа обноса, по которой была обнесена двойка на
страховку. Порог двухкаскадный. Первая ступень состоит из сливов
около 1 метра. Через 20 метров начинается вторая ступень. Вся
струя собирается под левым берегом и через серию валов и бочек
бьет в левобережную скалу, образуя прижим.
Экипаж «Рафтмастера» успешно преодолел по основной струе обе
ступени, уйдя во второй от прижима. Экипаж второй четверки также
успешно преодолел первую ступень, однако не смог уйти от прижима
во второй ступени.
Пр.90 – Порог «Малый» 4 250 Расположен
за левым поворотом реки на плавном правом повороте. Представляет
собой мощную шиверу с большим падением. У левого берега в двух
местах образуются два прижима, которые обходят под правым
берегом.
Все катамараны прошли по основной стуе в различных вариациях.

5.2 Определяющие и предопределяющие препятствия маршрута ( р.Хара-Мурин)

Вид препят ствия Катего рия трудно сти Длина препят ствия Характе ристика препятствия (характер, высота, новизна, наимен ование и т.п) Путь прохож дения локальных препят ствий.
Пр.37 порог «Зигзаг» 4 400

Состоит
из двух ступеней, разделенных плесом. Первая ступень расположена
на дугообразном правом повороте. Начинается мелководной шиверой и
переходит в постоянный прижим под левый берег. Между прижимами
пологие сливы. Общее падение около 3 метров.

Вторая
ступень через 50 метров после первой и расположена на левом
повороте. Русло перегорожено несколькими обломками скал с
дальнейшим прижимом под скальную стенку правого берега, и далее
несколько пологих сливов.

Первую шли на
разгруженных судах, обнеся вещи по правому берегу. Проходили
вдоль правого берега, уходя от прижимов. Шли со
взаимо страховкой груженые, заходя ближе к левому берегу и уходили
от прижима.
Пр. 38 порог «Рубикон» 6 ОБНОС 600 Порог состоит из двух ступеней.

 

Первая
ступень длиной порядка 200-300 метров. Вход в порог шириной 2.5-3
метра только под правым берегом. Левая половина забита валунами.
Дальше струя бьет в очередную гряду валунов, уйти от которой
возможно только влево (места очень мало). Дальше основная струя
пересекает еще три каменных гряды из обливных и надводных камней.
Все это завершается каменной горкой с обливными зубьями с
падением около 4-5 метров, пенными котлами и мощным прижимом под
левый берег. Дальше через 50 метров короткая и то же криминальная
вторая ступень. Основная струя собирается под правым берегом и
бьет в прижим с выходом под нависающий скальный козырек правого
берега.

Требуется
неимовер ный слалом между валунов и безукориз ненные действия
экипажа. Ошибки быть не должно.
Пр.63 Порог «Сайбатский» 5 300 Начинается на плавном правом повороте реки. Детальный осмотр практически
невозможен. Вода подходит вплотную к заросшему берегу.
Приходиться пробираться по колено в воде у берега, держась за
свисающие ветви. Был осмотрен заход в порог, показавший
возможность удачного прохождения. Разгонная 150 метровая сильная
шивера заканчивалась жандармом по центру русла. В конце порога
две мощные бочки через всю реку.
При прохождении
придержи вались левого берега в разгонной шивере. Дальше пробивали
поочередно бочки за сливами.
Пр.71 Порог «Жигули» 3 150 Начинается разгонной шиверой., т.к. вся струя на выходе из порога бьет в
скалу, образуя прижим.
Русло широкое с
множеством вариантов захода. Однако лучше придерживаться правого
берега и уходить от прижима.
Пр.72 Порог «Бобслей» 5 200 Осмотр по камням высокого правого берега. Начало порога-разгонная
шивера. Далее весь поток делиться огромным камнем надвое. Проходы
с обеих сторон, наиболее эффектен справа через большие бочки.
Шли поочередно в центре разгонной шиверы и уходили вправо от камня, прыгая через
обливник.
Пр. 73 Порог «Ниагарка» 5 100 Осмотр
по правому берегу. Камни перего раживают реку, образуя проход
шириной 10-15 метров через обливные камни с бочками.
Шли на заходе под
правым берегом, далее по центру со смещением и чалкой у правого
берега.
Пр. 74 Порог «Дракон» 5 400 На входе в порог гряда камней с проходом под правым берегом. Далее
струя упирается в камень причудливой формы, благодаря которому и
назван порог. Проход слева от камня. Ниже река пересекается
несколько раз скальными выходами, за которыми образуются бочки.
На выходе из порога в правой его части вода бьет в огромный зуб.
Проход возможен под левым берегом.
Прохож дение
совершали поочередно. Суда заходили под правым берегом и уходили
влево. Далее старались держаться курса вдоль левого берега. Порог
более техничен на заходе и выходе.
Пр. 83 Порог «Кашалот» 4 150 Порог расположен на крутом правом повороте реки. Вся вода круто падает
на 2.5 – 2 метра. Единственно возможный заход с дальнейшим
проходом под левым берегом. Далее вдоль левого берега, имеется
отбойка.
Заходили под левым берегом и скатывались с крутопа дающей горки. От левого
берега была отбойка.
Пр.116 Порог «Лангу тайский» 4   Расположен на левом повороте. Осмотр по левому берегу. На заходе шивера.
Далее вода, перевалив через обливной камень, бьет в огромный
валун
Шли по основной струе через бочку.

6. Ф.И.О., адрес, телефон, факс, e-mail руководителя и участников.

  Ф.И.О ВОЗРАСТ ОПЫТ ОБЯЗАННОСТЬ
1 Крупнов Роман Николаевич 1978

р.Кекемерен-5у

р.Б.Зеленчук-р.Теберда -р.Кубань-р.Б.Лаба-5р.

р.Титовка-р.Зап.Лица– 5р.

р.Б.Зеленчук-р.Аксаут- р.Б.Лаба-4р.

р.Б.Зеленчук-р.Аксаут-

р.Кубань-4р.

рЗун- Мурин-4р

р.Тумча-4р

р.Кутсайоки-4р

р.Мзымта-2 с эл.5р.

Руководитель похода
2 Синев Роман Сергеевич 1976 р.Тумча-4у

 

р.Кутсайоки-4у

р.Б.Зеленчук-р.Аксаут -р.Б.Лаба-4у

р.Титовка-р.Зап.Лица-5у

Фотограф
3 Кинжалов Александр Владимирович 1985 р.Б.Зеленчук-р.Аксаут -р.Б.Лаба-4у

 

р.Титовка-р.Зап.Лица-5у

р.Кутсайоки-4у

Рембрат
4 Арапова Людмила Александровна 1980

р.Тунтсайоки-4у

р.Кутсайоки-4у

р.Б.Зеленчук-р.Теберда- р.Кубань-

р.Б.Лаба-5у

Завхоз
5 Баранова Ирина Александровна 1988 р.Ока-4у.

 

р.Урсул- Катунь-4у

Фотограф-врач
6 Ивлюшкин Сергей Викторович 1988 р.Ока-4у.

 

р.Урсул- Катунь-4у

Хронометрист
7 Филимонова Анна Викторовна 1985 р.Б.Зеленчук-р.Аксаут-р.Кубань-4у видеооператор
8 Дергунов Игорь Борисович 1975 р.Б.Зеленчук-р.Аксаут- р.Б.Лаба-4у

 

р.Тунтсайоки-4у

фотограф
9 Ларькин Илья Олегович 1989

р.Мста-2у

фотограф
10 Махов Евгений Игоревич 1977 р.Б.Зеленчук-р.Аксаут-р.Кубань-4у фотограф
11 Мезрина Елена Евгеньевна 1980 р.Б.Зеленчук-р.Аксаут-

 

р.Кубань-4у

фотограф

7.Адрес хранения отчета, наличие видео и киноматериалов.

Адрес:390000, г.Рязань, Почтовая, дом 54 телефон 8(4912)254194

e-mail: ryazturclub@mail.ru и у руководителя группы

II.
Содержание отчета

1. Общая смысловая идея похода (путешествия), его необычность,
уникальность, новизна и т.п.

Из рек Хамар – Дабана для туристов – водников интересны, в первую очередь, УТУЛИК, ХАРА – МУРИН и СНЕЖНАЯ. Первые две реки не длинны, но относительно сложны технически (до 5к.с.). Утулик отличается небольшой по местным меркам пешей частью и более сложными препятствиями, Хара-Мурин – более сложным фоном, а также серьезными препятствиями в верхней части. ( 1)

Каждый маршрут уникален в своем роде.
Подготовка к любому путешествию начинается задолго до того, как куплены билеты и определен срок выезда на маршрут. Так и в этот раз еще весной в голове, где-то очень глубоко, уже засела мысль: сама
вероятность совершения похода в район Байкала. Пройдя весной 2007года маршрут по рекам Б.Зеленчук – Кубань – Аксаут, уже вырисовывался план похода летом и состав группы. Некоторые участники уже имели опыт совместных походов с неплохим набором средних рек.
Костяк группы начинал формироваться и приобретать конкретные очертания. Основу команды составили Р.Синев, А.Кинжалов, Л.Арапова, Р.Крупнов. Их дополнили, более молодые участники: И.Баранова, С.Ивлюшкин, И.Ларькин, А.Филимонова и И.Дергунов, присоединившийся в последний момент формирования группы. В экипаже катамарана двойки шла семейная пара Е.Махов – Е.Мезрина, с опытом совместных походов и преодоления водных препятствий. Экипаж двойки планировал идти только Утулик по причине нехватки времени на вторую реку. Роль капитана первой четверки взял на себя Р.Крупнов с командой молодежи( И.Баранова, С.Ивлюшкин, И.Ларькин, А.Филимонова). Во второй четверке капитаном шел Р.Синев с экипажем: А.Кинжалов, Л.Арапова, И.Дергунов.
У всей команды это был первый совместный, серьезный автономный поход с непростыми препятствиями. Маршрут планировался по круговой системе. Пройдя первую реку Утулик, планировалось обкатать экипажи и подготовить их для прохождения более серьезного Хара-Мурина.
Оставленные продукты в Слюдянке значительно снижали вес переносимого груза на пешей части. Последние походы по связкам этих рек были в 1994 (рук.Наумкина Е.) и 1985 годах (рук.Красавин И.В.). Отчетом последней группы (№1066) мы и воспользовались при подготовке к походу. Все ранее совершенные походы участниками нашей группы были непродолжительны по времени и исключали в некоторой степени фактор автономности (походы по Кавказу, Кольскому полуострову).
Отличительной особенностью данного маршрута являлось наличие продолжительной, сравнимой по времени с водной, пешей части и как следствие, необходимость использование дерева (береза) для постройки рамы катамарана. Рязанскими туристами связка этих рек считается одной из самых удачных. Маршрут знакомит не только с красотой природы Байкала и его рек, но и позволяет преодолеть препятствия различной сложности в порядке ее нарастания, что немаловажно для походов высших категорий. Накопленный участниками опыт предыдущих походов, по мнению руководителя группы, позволял надеяться на успешное прохождение маршрута.

За время подготовки к походу были тщательно проверены весовые характеристики личного снаряжения. Вес не должен был превышать 10-11 кг. Заранее были отремонтированы суда (проведен мелкий ремонт поддувов), на которых предстояло осуществить сплав по рекам. Подготовка судов была разделена по экипажам.

Особое внимание было уделено продуктам и составлению раскладки. Весовые характеристики должны были быть минимальные при достаточной калорийности рациона. При составлении раскладки учитывался опыт подобных походов предыдущих рязанских групп. Основная идея предпоходной подготовки заключалась в борьбе с излишним весом. Из этой концепции строилась вся подготовка. Ключевым моментом было приобретение билетов. Они были куплены, как только появились в кассе, а все участники определились со своим участием (за 38 дней до отьезда).

Планируемый маршрут отвечал всем требованиям по продолжительности, протяженности и набору определяющих препятствий, предъявляемым к маршрутам пятой категории сложности. Его прохождение должно было стать хорошей школой для участников похода.

2. Варианты подъезда и отъезда.

Большим преимуществом данного маршрута является простота и экономичность подьездов и подходов к точке сплава. В таком виде поход приобретает приемлимую форму, учитывая немалую длительность самого путешествия. Однако длительность пешей заброски к реке требует от участников хорошей физической подготовки и проверенного походного снаряжения. От Москвы до Слюдянки можно доехать как на поезде, так и на самолете, однако длительность заброски сильно разнится( от пяти часов до четырех суток). Основная часть группы добиралась на поезде( Москва – Чита №350), как в принципе и отьезжала (Улан-Уде-Москва № 221). При окончании сплава по рекам до Слюдянки из поселков Утулик и Мурино добирались на проходящих местных электричках, которые ходят из Выдрино два раза в сутки утром и вечером. Расписание движения непостоянно и периодически меняется. В Слюдянке можно найти транспорт для подьезда к началу пешей части вдоль одноименной реки Слюдянка.
Чем проходимее машина, тем дальше завезет.

3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.

При совершении маршрутов высших категорий одним из факторов является удаленность от населенной местности. К участникам таких путешествий предъявляются повышенные требования. При возникновении нестандартной или аварийной ситуации группа должна ликвидировать ее собственными силами. Все аварийные выходы с маршрута, если такие возникли , надо рассматривать на этапах возникновения. Один из вариантов — это повторение пешей части в обратном порядке. Во втором варианте при возникновении проблем на сплаве, скорее всего придется заканчивать маршрут по воде с ускорением темпов движения и обноса основных порогов.

4. Изменения маршрута и их причины.

Изменения маршрута произошли во второй его части. При пешем подходе на реку Хара-Мурин, учитывая информацию о крайне неблагоприятном состоянии тропы вдоль Дзымхи (от местных проводников, рыбаков, сотрудников метеостанции) и выбывании одного из основных участников (Роман Синев) по причине болезни, было принято решение о начале сплава от устья Нарин-Гола. Каньонный участок выше реки Нарин-Гола было решено не проходить из соображений безопасности ввиду потенциального ослабления состава группы и изменения экипажа одной из четверок, в частности. В конечном счете, изменение маршрута похода на этапе пешей заброски на вторую реку не изменили сроков проведения и не нарушили его целостности, при сохранении достаточного количества препятствий 5 к.с.

5. График движения.

Дата День пути Участок пути От и до Длина пути, км Ходовое время, ч. Опреде ляющие препят ствия на участке Погода
22.07   г.Рязань-Москва        
26.07 1 Слюдянка Машина 1ый брод-место 3х стоянок 8.5 3   Солнце
27.07 2 М 3х стоянок –водопады р.Подко марная 15 10.5 Броды, 2 крутых подьема
перед ГМС и один после, Пик Черского
Солнце
28.07 3 Водопады-до брода через р.Утулик 14.5 9 Пер. Чертовы ворота, броды через р. Спусковая Солнце, дождь.
29.07 4 стапель       Солнце
30.07 5 Брод через Утулик-пор. Трех каскадный 20 9 Пороги Рассо хинский, Раздельный, Чижик, Трех каскадный Солнце Дождливо в конце дня
31.07 6 Пор. Трех каскадный-пор. Мангу тайский 13 3.5 Пороги Траверс, Гротовый Дождь
01.08 7 Пор. Мангу тайский-пор.Большой 3 10.5 Порог Мангу  тайский, Зев, Большой Пасмурно
02.08 8 Пор.Большой-оз Байкал Анти стапель Ст.Утулик –ст.Слюдянка 15 2 3.5 3 0.5 Порог Малый Солнце
03.08 9 Слюдянка-кафе на ГАЗ-66 Кафе-Казачья поляна 7 4.5   Солнце
04.08 10 Каз.поляна-1ый брод через р.Спусковая 10 7 Крутые подьемы, пер. Чертовы ворота Солнце в конце дня дождь
05.08 11 Р.Спусковая-брод через р.Шибутуй 11 5.5   Солнце на Шибутуе дождь
06.08 12 Шибутуй -перед седловиной перевала Нарин-Гол 12.5 11 Крутой подьем по ручью Дабатый, слабая тропа, местами опасна Дождь
07.08 13 Пер.Нарин- Гол-тропа вдоль Нарин-Гола 11 7.5 Перевал, постоя нный поиск тропы вдоль Нарин-Гола Дождь, в конце дня солнце
08.08 14 До устья р. Нарин-Гол 5 6.5 Поиск тропы, броды через Нарин-Гол Солнце
09.08 15 Стапель,баня       Солнце
10.08 16 Устье р.Нарин-Гол-пор.26 4 7.5   ½ Солнце½  дождь, туман
11.08 17 Пор.26-устье р.Серебрянка 13 9 Пороги Зигзаг, Рубикон (обнос) Солнце
12.08 18 Р. Серебрянка-пор. Ниагарка 14 6 Пороги Сайба тский, Бобслей, Ниагарка Солнце
13.08 19 Пор. Ниагарка-устье р.Зимо вейная 8 4 Пороги Дракон, Кашалот Пасмурно, дождь
14.08 20 Дневка /рад. выход   4 Подьем на гору Солнце
15.08 21 Р.Зимо вейная-оз.Байкал 18 3 Порог Лангут айский Солнце
16.08   Пос. Мурино-ст.Слюд       Солнце
20.08   -Москва Рязань        

На расстояние измер курвиметром коэфф 1.1 Пешком 94.5 км Вода 118.8
Итого 213.3 км

Расстояниев 213 км пройдено за 121 час общего времени

6.Техническое описание прохождения группой маршрута

26.07 Около 13.00 по местному времени прибыли на поезде в Слюдянку. На вокзале нас уже встречали Женя с Леной, прилетевшие из Москвы на самолете. Мы быстро перенесли вещи с перрона на привокзальную площадь и начали решать основные проблемы:
надо было найти транспорт для заброски на тропу и  зарегистрироваться в службе МЧС(ул.Мостовая, 1-Б). Все решилось в кратчайшие сроки. На такси мы доехали до спасателей с продуктами на вторую реку, прошли регистрацию выпуска на маршрут и договорились о хранении вещей и продуктов до нашего возвращения. Далее мы вернулись на вокзал, где на первом маршрутном такси за полчаса езды были на тропе в 16.00. По пути отправили телеграмму в Рязань (МКК). Водитель довез до места, где грунтовая дорога поворачивает налево, а основная грунтовка уходит через овражек прямо. Перепаковав рюкзаки, начали движение в 17.00. Дорога хорошо выражена, проходима для машин УРАЛ, ГАЗ-66. Воды в реке Слюдянке не много, поэтому броды от 30 до 40 см глубиной шириной около 10 метров.
В 18.50 подошли к карьеру. Тропа идет то по левому берегу, то по правому сбиться невозможно. Ноги постоянно мокрые. В 19.20 перейдя очередной брод наблюдаем развитие малого тур. бизнеса – мини кемпинг (кафе с едой и пивом, баня, возможность сухой ночевки). Все это стоит небольших денег, соблазн велик, но надо идти дальше. В 20.00 встаем на ночевку в месте, которое мы назвали «место  трех стоянок». Три приличные стоянки расположены друг за другом с интервалом 200-300 метров. После третьей через 100 метров брод на левый берег. Встаем на средней. Отбой в 23.00. Высокая влажность и жара предвещают дождь. И действительно ночью прошел сильнейший ливень. Палатки выдержали тест на непромокаемость.

27.07
Подьем около 7.00. Начало движения в 10.00. Через 10-15 минут дорога в последний раз уходит на правый берег. В 10.30 по ходу движения хорошая большая стоянка. Дорога перешла в тропу, набирающую высоту. Далее тропа переходит на левый берег и идет вдоль Слюдянки. С поляны у распадка Горелый тропа начинает уходить влево. У ручья набрали воды, т.к. висело обьявление об отсутствии таковой на ГМС. Идти приходится по крутому склону с резким набором высоты. Режим хода 5-15 минут ход, 2-5 минут отдых. Выходим на Казачью поляну и преодолев еще один короткий, но крутой подьем выходим в 14.00 к метеостанции. Отдых 40 минут, перекус. Начало движения в 14.40 с преодолением затяжного с большим набором высоты серпантина. В 16.40 преодолев серпантин, вышли на развилку вниз к водопадам, налево на пик Черского. Пожелавшие пойти на пик, начали движение в 16.50. К 18.00 из 8 человек, стартовавших к вершине, дошли только четверо. На обратном пути осмотрели озеро Сердце. В 19.15 спустились к развилке, где ждала отдохнувшая часть группы, и начали спуск к стоянке у водопадов реки Подкомарной. В 20.20 на стоянке. Надо отметить, что при подьеме по серпантину приходилось разгружать некоторых участников группы. Результатом явилось перегрузка других членов группы. Вечером купание под водопадом, песни под гитару из последних сил.

28.07 Как ни старались, но выход получилось начать только в 10.30. Утром выяснилось, что у Романа Синева сильно болит нога — необходимые мероприятия в полном объеме.
От стоянки тропа по каменистой тропинке идет вниз к ручью Посетительский, который мы перешли по камням. Далее тропа с плавным набором высоты выводит на перевал. К 12.00 собрались на перевале и устроили купание в Чертовом озере. Перед перевалом тоже есть места для стоянок. С перевала ушли в 13.00. На спуске группа растянулась. Движение шло по двое трое человек с постоянным визуальным контролем в связках. Тропа хорошая, набитая. При пересечении ручья на спуске в 15.30 устроили горячий обед. Вышли в 16.30. Небо начало затягивать тучами. Через полчаса первый раз перешли вброд Спусковую на правый берег. Далее тропа еще несколько раз переходит с одного берега реки на другой. Начался дождь около 17.30. перейдя в последний раз на левый берег, тропа уходит по лесистой террасе налево и выходит к Утулику. В месте подхода к Утулику тропа спускается вниз по левому берегу. На правом берегу красивая отвесная скала. В этом месте находится брод через Утулик, который нам еще предстоит пересечь. В 19.15 вышли к Утулику. Воды мало.

29.07 Весь день был потрачен на стапель двойки и двух четверок. За березой приходилось далеко ходить. Поиск подходящих стволов для рамы был достаточно утомителен, но необходимое качество и количество было найдено. День выдался солнечный и все мокрые вещи высохли, включая обувь.

30.07 И вот начался первый день сплава. Сплавное снаряжение подготовили накануне вечером. Но первый день, первые шаги всегда трудны. Сплав начали в 11.20. Уровень воды в реке ниже среднего. До впадения притока Шубутуй сплав ненапряженный по основному руслу реки. Прижимы, перекаты, слабые шиверы. Отсчет препятствий начинается от ручья Мясникова, впадающего слева.

Препятствия с 1 – 15 шли сходу, используя взаимостраховку. Линия движения читается с воды. 13.40 по местному времени подошли к пр.16.

Пр.16 порог «Рассохинский»-длина 100 метров, расположен на прямом участке реки, впереди в русле большие камни. Осмотр порога по левому берегу. Порог начинается на плавном левом повороте реки. Далее река собирается в основную струю, проходящую у огромного камня левого берега. И через обливные камни в центре реки уходит вправо, в то время как вся струя бьет в центральный жандарм. Проход четверок по основной струе. Двойка ушла после камня левого берега резко влево.
Страховка с левого берега морковками.

Пр. №17 – 25 хорошо просматриваются с воды. Шли сходу. Взаимная страховка.

Порог 26 «Раздельный», двухступенчатый. Первая ступень на крутом эс образном повороте реки.
Вторая ступень с прижимом к огромному камню правого берега. Первую шли с взаимной страховкой. Вторую с береговой страховкой спасконцами, по основной струе. У второй четверки и двойки был удар о скалу правого берега.

Примерно через 200 метров сплава начинается крутой левый поворот реки, появляется большой уклон. То, что это начало порога 28 « Чижик», поняли мы все уже поздно. Руководитель скомандовал вперед, и две четверки при взаимной страховке ринулись по сжатому крутопадающему потоку в порог. Пройдя порог, встали на страховку экипажа двойки.
Двойка, пройдя как перышко по волнам, присоединилась к нам. И все же после прохождения порога №26 надо быть начеку и уже метров через 100 придерживаясь левого берега готовиться к чалке. «Чижик» очень красив м эффектен за счет своей мощи и крутого падения около 4-5 метров. Прохождение сходу лишило нас возможности сьемки.

Около 18.30 были у порога 37 «Трехкаскадный».
Впереди на прямом участке видно нагромождение валунов. Порог носит название «Трехкаскадный» ввиду группы трех каскадов.
Первый достаточно прост – несколько камней в русле проход правее по струе. Второй (основной) – три огромных валуна, расположенных в шахматном порядке — шли по основной эс образной струе. Третий каскад несложен и представляет собой груду надводных камней с чистым проходом под левым берегом. Вещи обнесены за порог по берегу. За порогом на правом берегу приличная стоянка. Четверки, равно как и двойка, прошли по эс образной линии движения между 
валунов. На двойке была замена Мезриной на Крупнова при прохождении второго каскада. Далее чалились у правого берега и по очереди проходили вторую ступень у левого берега. Во время прохождения пошел дождь и съемка была затруднена.

31.07За ночь прошел сильный дождь, который под утро перешел в моросящий и вода в реке поднялась на 20 – 30 см. Приготовление завтрака затянулось. Никто не хотел лезть в мокрую холодную гидру. Тем не менее сплав был начат в 17.00 под мелким дождем. Погода пасмурная. 

Пр. 38 – 52 пройдены сходу.

Пр.53 «Траверс» — двухкаскадный длиной метров 300. Осмотр по правому берегу. Начинается на левом повороте. На входе в порог большие обломки камней. Первая ступень с чистыми проходами между крупных камней под левым берегом.
Далее участок спокойной воды около 50 метров и вторая ступень с прижимом к скалам левого берега. Под правым берегом бочки и валы.
Порог шли со взаимной страховкой, без разгрузки. Во второй ступени «Рафтмастер» ударило о левую стенку – разрыв   угловой вязки. 

Пр.54 «Гротовый» расположен в 100 метрах после пр.53. Длина около 400 метров. Осмотр по левому берегу. Порог образован селевым выносом левобережного ручья. Основная струя идет под левым берегом и далее через мелководную гряду уходит под правый берег. Русло забито валунами. Шли по основной струе без разгрузки. Порог заканчивается прижимом под скалу левого берега.

Пр.55 «Трек». По лоции за пр.54 должен был быть следующий именной порог, но детальный просмотр по левому берегу обнаружил отсутствие собственно «Трека».
Порог оказался размыт рекой, русло значительно расширилось и
предоставило большой выбор линий движения, а сам проход под правым берегом оказался завален деревьями правого берега.

Препятствия 56 – 65 шли сходу. Сплав закончили в 20.20 на левом берегу перед порогом «Мангутайский».
Стоянка хорошая.

01.08 Утро оказалось хмурым. Группа готовилась к прохождению порога. На страховку была обнесена по левому берегу двойка. После выставления страховки и сьемки под тентом, было начато поочередное прохождение препятствия около 11.00.

Порог 66 «Мангутайский» расположен за правым поворотом реки, слышен сильный шум порога.
Обнос, страховка и сьемка по левому берегу. Длина порога около 200 метров, падение до 10 метров. Вход в порог перегорожен грядой камней.
Проходы при большей воде возможны слева и справа от гряды. Далее идет сложная лавировка между камней. В середине порога основная струя бьет в огромный камень. Проходы справа и слева от центрального камня . В экипаже «Рафтмастера» замена Ларькина на Синева. Оба катамарана придерживались одной линии движения. Заходили по центру и выбрасывались на центральную гряду. Переносили катамараны и стартовали из под гряды. Шли вдоль правого берега по струе, смещаясь к левому берегу, и перед камнем уходили влево при помощи телемарка. Далее шли вдоль левого берега    через гряду камней уходили вправо на основную струю.
Выход из порога заканчивается высоким пологим сливом между двух больших камней. Чалка слева у страхующей двойки. Вещи предварительно были обнесены за порог.

Пр.67 В конце длинной шиверы перед правым поворотом реки надо чалиться к левому берегу и проводить осмотр порога №68 «Зев».

Порог 68 «Зев» — находится на прямом участке со значительным уклоном. Разгонный участок около 100 метров через валы и бочки заканчивается 1.5 метровым сливом у правого берега.
Через 20 метров следует более коварный глубокий 1-1.5 метровый слив.
Дальше река идет через гряду обливных камней. Съемка и страховка морковками ус левого берега. В экипаже «Рафтмастера» замена Ларькина на Синева. Первым шел четверка «Рафтмастер» по основной струе, удачно преодолев первый слив, во втором сливе выпал из упоров левый носовой гребец. Чалка слева. Оценив мощь порога, вещи с оставшихся судов были обнесены по тропе левого берега.
Второй катамаран четверка без потерь прошел порог той же линией движения. На похождение катамарана двойки была поставлена четверка «Рафтмастер» на страховку. В экипаже двойки произошла замена Мезриной на Кинжалова. Отойдя около 100 метров от порога стал определяться сильный шум воды ниже по течению, но лоция не  предвещала серьезных препятствий. Кроме шума с правого берега видно схождение селевого потока. Стала очевидным необходимость просмотра. Осмотр показал большое падение через крупные обливные камни с достаточно мощными бочками на протяжении 150 метров. Пр. 69 было названо «Зев – 2»(Селевой)
Были принято решения поочередного прохождения четверок и последующей страховки двойки. При прохождении двойки произошел развал козел, но экипаж отважно завершил прохождение.

Пр.70-71
мощные шиверы с большим падением шли сходу на взаимостраховке.

Пр.72 – «Большой»
расположен на левом повороте реки. На 100 метров перепад около 6-8 метров. Перед порогом чалка в затоне правого берега, по которому идет набитая тропа обноса, по которой была обнесена двойка на страховку. Одним из осложняющих моментов было время около 20.30, но световой поток позволял провести прохождение. Порог двухкаскадный. Первая ступень состоит из сливов около 1 метра. Через 20 метров начинается вторая ступень. Вся струя собирается под левым берегом и через серию валов и бочек бьет в левобережную скалу, образуя прижим. В экипаже «Рафтмастера» замена Ларькина на Синева. Экипаж «Рафтмастера» успешно преодолел по основной струе обе ступени, уйдя во второй от прижима. Экипаж второй четверки также успешно преодолел первую ступень, однако не смог уйти от прижима. Результатом стал удар о скалу левого берега с разломом катамарана поперек (4 из 5 поперечин надломились у внутреннего  края левого баллона). Надо отдать должное мужеству экипажа самостоятельно зачалившемуся у правого берега. После аварии катамаран нуждался в серьезном ремонте и было принято решение о постановке лагеря на правом берегу. Для лагеря была расчищена единственная ровная площадка, на которой давно никто не стоял.

02.08 Подьем сделали как можно раньше. К 9.00 закончили ремонт четверки, занявший около часа, надвязав пять дополнительных поперечин. В 11.00 начали сплав.

Пр.73 – 89 шиверы с несложной лавировкой и умеренным падением. Уклон русла становится меньше.
Препятствия хорошо просматриваются с воды.

Пр.90 — «Малый»
расположен за левым поворотом реки на плавном правом повороте.
Представляет собой мощную шиверу с большим падением. У левого берега в двух местах образуются два прижима, которые можно обойти под правым берегом. Все катамараны прошли по основной стуе в различных вариациях. На катамаране двойка была замена Мезриной на Кинжалова.

Пр.91 – 98 шли сходу на взаимной страховке. Просмотр с воды. Река выйдя из гор успокаивается. На правом берегу расположена турбаза. Река делится на протоки. Шли более полноводной. Перед впадением в Байкал на правом берегу удобная для антистапеля ровная площадка. Сплав закончили около 14.30. Разбор судов занял 3 часа. За 30 минут по тропе дошли до станции Утулик, где в 18.30 сели на проходящую электричку до Слюдянки. Около 40 минут шла электричка. За это время мы насладились видами Байкала. Приехав отправились к спасателям. Там нас ждали продукты и ночевка на берегу красавца Байкала. Надо отметить, что за три дня сплава по Утулику два дня шли дожди. Сплав был достаточно напряжен. Около половины группы начало чихать и кашлять, несмотря на лечебные процедуры. Групповая аптечка была пополнена необходимыми препаратами. Вечерняя прогулка по городу удалась на славу.

03.08 Утром начали перепаковку вещей и отбор необходимых продуктов. В этот момент выяснилось, что моральное и физическое состояние здоровья командира четверки Синева Романа сильно подорвано. По своему собственному решению он счел нецелесообразным продолжение маршрута, кроме того экипаж Махов – Мезрина как и планировалось тоже не шли на Хара-Мурин. Выпадение Романа из состава группы было не простым испытанием. Взвесив за и против было принято решение о продолжении похода без Синева, он заканчивал маршрут с экипажем Махова( ребята собирались проехать по кругобайкальской железной дороге и посетить о.Ольхон).Нас осталось 8 человек и в этой ситуации были приняты следующие судьбоносные решения:

1. Ларькин переходил на другой катамаран вместо Синева.

2. Капитаном четверки вместо Синева становился Кинжалов.

3. Из «огурца» Филимонова Анна становилась правым кормовым гребцом.

4. Предстояло значительно снизить вес рюкзаков за счет оставления части вещей и продуктов.

5. Возможность прохождения участка реки от Дзымхи до Нарин – Гола ставился под сомнение из – за сложности участка и потенциальной невозможности пересадки внутри экипажей( решением МКК Ларькину Илье запрещено проходить препятствия 5 к.с.).

6. Экипажам требовалось время на притирку. Это обстоятельство говорило в пользу отказа от прохождения верхнего участка и начала сплава от Нарин-Гола.

Когда вопрос комлектования группы был улажен, все внимание перешло к снижению веса рюкзаков. На выходе он составил около 25-27кг для девушек и 35-37 кг для парней. Погода стояла солнечная, но в горах, куда нам предстояло идти гремел гром и сверкали молнии. Все
приготовили дождевики и герметично упаковали вещи. На подвернувшейся под руку машине ГАЗ-66 забросились до кафе, расположенного на трети тропы до ГМС. Только мы выгрузились, полил сильнейший ливень, продолжавшийся около часа. После его окончания начали пешую часть на Хара-Мурин в 16.40. За 30 минут дошли до места, где ночевали первый раз при заброске на Утулик. К 20.00 дошли до распадка Горелый. Обогнали группу из Челябинска в составе 4 человек. Вся группа ушла вперед. В этом месте я (Крупнов) почувствовал сильную боль в области ахиллова сухожилия. Причиной натирания ахиллова стал короткий шерстяной носок. Подъем на Казачью поляну дался очень тяжело. По краям тропы лежал град размером с вишню. В конце подъема пришлось отдать рюкзак, подоспевшему на помощь А.Кинжалову. К 21.00 закончили
подьем и встали на Казачьей поляне. Очень мало дров.

04.08 Вышли с Казачьей поляны в 11.20. На ГМС приобрели индометациновую мазь, с которой боль стала гораздо меньше. Кроме мази появилась информация от проводников о прошедшем урагане в июне месяце, разрушившем и завалившем тропу вдоль Дзымхи. Нам настоятельно рекомендовали идти вдоль Нарин – Гола На перевал Чертовы ворота взошли в 15.00.
Встретили местных рыбаков, которые подтвердили информацию о плохой тропе вдоль Дзымхи. Перекус на перевале. С перевала вышли в 16.15. На стоянку встали в 18.30., не дойдя до первого брода через Спусковую около 1 км. Начался дождь.

05.08 Пока готовились к выходу нас обошли челябинцы. Вышли со стоянки в 11.20. К 13.00 подошли к броду через Утулик. На этот раз воды было гораздо больше. Брод оказался глубиной около 50 см. Все преодолели брод по очереди местами с подстраховкой напарником( основную веревку и обвязку оставили в МЧС). Далее тропа уходит на невысокую полку правого берега и идет вдоль реки. Челябинцы перекусывают. По мере приближения к притоку Утулика Шубутуй тропа начинает уходить налево, срезая полку правого берега. Дальше тропа идет по правому берегу Шубутуя, постепенно поднявшись, она спускается к броду через Шубутуй.
Шли парами или тройками. Ширина брода около 20 -25 метров. При прохождении последней тройки упал один из участников, равновесие и дальнейшее движение было восстановлено при помощи товарищей. 
На берегу хорошая стоянка и было решено сделать горячий перекус.
Время начала перекуса 17.00. Пострадавшему килевые 30 грамм. По окончании принятия пищи тучи сгустились и пошел сильный дождь.
Принято решение встать на стоянку. Палатки ставили под растянутыми тентами. Вечером после сытного ужина песни. Челябинцы под дождем пошли дальше. В этот вечер дождь так и не прекратился. Это обстоятельство еще раз подтвердило правильность нашего выбора места стоянки.

06.08 Утром под моросящим дождем позавтракали, свернули лагерь и вышли в 10.00. Тропа переваливает через кряж с поваленными деревьями. Дальше тропа идет по заболоченной местности. Через 1.5 часа вышли к ручью Дабатый в месте где стояли челябинцы – кострище еще дымилось. Отсюда начался пожалую самый трудный участок пешей части. Сначала мы шли вдоль ручья, пересекая его с одного берега на другой. Потом ручей вошел в каньон с отвесными стенками и пришлось идти местами по ручью, благо воды было немного( около 30-50 см). После движения по каньону около 500 метров тропа начинает уходить наверх по правому берегу. На тропе лежат поваленные деревья на разной высоте от земли. Дальше тропа вновь спускается к ручью и идет то по правому берегу, то по левому. Иногда теряется. К 15.30 подошли к разрушенному зимовью, где догнали челябинцев. Они заканчивали обед. Огонь для нас был очень кстати. В 16.30 вышли с перекуса. Тропа постепенно начинает  набирать высоту. Переходит на левый берег, где местами идет уже серпантином.
Вдоль тропы много спелой черники. В последний раз тропа переходит на правый берег. В этом месте на ровной площадке есть последний шанс встать на стоянку перед перевалом. В 19.00 мы оценили свои силы и решили взять перевал сегодня. Подьем оказался длинным и тяжелым.
Группа растянулась на подъеме. В 21.00 сбившись с тропы, принято решение в экстренном порядке ставить лагерь на склоне с уклоном 30-35 градусов. Часть ребят начала постановку лагеря, а часть поспешила на помощь отставшим, чтобы разгрузить их. Ручеек с водой заприметили недалеко от места лагеря. После сбора группы мы оценили, что не дошли до седловины каких-то 200-300 метров.
Надо сказать, что 70 процентов ходового дня шел дождь, но группа выдержала это испытание.

07.08 Утром снова пошел дождь. Подъем в 7.30. Позавтракав, в 12.30 вышли со стоянки под дождем. На перевал поднялись через 15 минут( подьем достаточно крутой). Сняли записку челябинцев. Начали спуск с перевала. Дошли до места, где тропа начинает уходить вправо на Дзымху. Мы повернули налево и спустились в долину Нарин-Гола. Перешли на левый берег. Тропа выражена хорошо. Сделали горячий перекус. 
Подошли к броду через Нарин-Гол на правый берег. Дымится кострище( возможно челябинцы). Продолжая путь по правому берегу, подошли к разрушенному зимовью. Идем дальше. Тропа переходит несколько раз с одного берега на другой и в основном идет по левому берегу. Не дойдя около 5-6 км до Хара-Мурина, встаем на стоянку. У А.Кинжалова день рождения. Торжественно открыта бутылка коньяка, которая шла вместе с нами в рюкзаке. А это около 600-700 грамм веса.

08.08 Утро порадовало нас солнцем. Мы наконец то подсушили вещи и снаряжение. Вышли со стоянки в 12.30. Мы рассчитывали дойти до Хара-Мурина за 2 максимум 3 часа, но ни тут то было. Сначала тропа шла по левому берегу. Дальнейшее ее прохождение было осложнено кедровым стлаником, периодически тропа теряется. Через 2 км тропа переходит на правый берег и идет высоко по склону. Далее тропа снова спускается к ручью и пересекает его. В этом месте произошло падение на камни одного из участников. Участник смог продолжить движение самостоятельно. За 1 км до устья тропа в последний раз пересекает Нарин-Гол и уходит на правый берег с набором высоты. Последний брод на Нарин-Голе самый опасный и трудный – сильное течение. Поднявшись наверх, тропа начинает плавный спуск к Хара – Мурину. В 200 метрах от Хара-Мурина расположено действующее зимовье и новый сруб бани. В 19.00 мы вышли к Хара-Мурину. Челябинцы пришли на полчаса раньше. Начали стапель.

09.08 Весь день прошел за постройкой судов. В середине дня из верхнего каньона вышли группы из Ижевска и Екатеринбурга. Они сплавлялись с Дзымхи.
Как и подтвердилось тропа была плохая, но они все же дошли (ижевцы несли даже алл. рамы – в группе все мужики). В конце дня мы сделали отличную баню, изрядно попарившись.

10.08 Первый день начала сплава по Хара-Мурину. Стартовали в 11.20. Первые метры сплава по реке настроили на серьезный лад. Вода средняя, уклон значительный.

Пр.14-16 Шиверы шли сходу. Чалились к правому берегу для просмотра следующего препятствия.

Пр.17 Порог Камни делят реку на две протоки. Левая непроход. В правой сложная лавировка между камней. Шли по основной струе правой протоки.

Пр.18-20 Участок шивер шли сходу по основной струе и чалились к левому берегу.

Пр.21 Порог Начинается каменистой шиверой, дальше прямой участок. Русло забито камнями. На выходе горка с навалом на правый берег. Шли вдоль левого берега. В конце горки уходили влево от навала на скальную стенку.

Пр.22 – 23 Крутопадающие шиверы со сложной линией движения. Шли сходу. Шивера 23 заканчивается перед высокой скальной стенкой левого берега. При прохождении пр.23 Начался сильный дождь. Начинается следующий участок: пор.24 – устье р.Тит-Тит (длина 10.6 км, уклон 14.5 м/км).

Пр.24 Порог Длина 100 метров. Виден значительный уклон. Зачалились на правом берегу. Решили обнести вещи по правому берегу. Обнесли сразу за порог №25.
Идет дождь. Сделали перекус. Настроение несколько поднялось. Идем осматривать пор. №24. Русло забито надводными и обливными камнями, сливы до 1 м, течение сильное. На выходе мощный прижим под отрицательную стенку левого берега. Прохождение порога было осложнено сильным туманом. Около часа ждали пока туман спадет и линия движения будет лучше визуализироваться. Первым пошел экипаж «Рафтмастера», удачно зайдя, точно выдержали намеченную линию движения по основной струе и вовремя ушли на выходе вправо от прижима. Страховка двумя метательными концами, хотя до прижима «морковка» не долетала. После прохождения первой четверки решили обнести вторую (учитывая опыт «Большого Мордоворота».

Пр.25 Находится в 50 метрах от предыдущего. Крутая короткая горка со сливами до метра, проходили в центре, смещаясь под правый берег, где загрузили обнесенные вещи.

Пр.26 Порог Находится в 60 метрах от порога 25. Вход забит камнями, на выходе струя наваливает на правый берег. Заходили по центру, смещались под правый берег и шли по основной струе. Взаимная страховка. Сплав закончили за порогом 26 около 19.00. По лоции на левом берегу должна была быть стоянка, хотя рельеф местности не говорил об этом. На заброшенной стоянке давно уже никто не стоял. Хозяйство привели в порядок. Погода начала налаживаться.

11.08 Сплав начали в 10.20. уклон реки значительный.

Пр.27 Шивера-порог
Находится в 300 метрах ниже №26. Надводные и подводные камни разбросаны по всему руслу. Требуется сложная лавировка среди камней. После прохождения зачалились к левому берегу для просмотра №28.

Пр.28 Порог
Вся вода собирается под левобережные скалы. На выходе сильный прижим под скалу левого берега. Заходили в порог ближе к правому берегу, заход сложный, затем смещались к центру и уходили от прижима, делая телемарк вправо. Оба судна придерживались одной линии движения.

Пр.29 Порог Расположен в 200 метрах от №28. Островок делит русло на две протоки. Правая с огромными сливами под скалу правого берега с сильнейшим прижимом-котлом. Левая забита обливными и полуобливными камнями. Шли левой протокой без посадок на камни. 

Пр.30- 36 Пороги-шиверы
Падение значительное. Шли с ходу. Требуется сложная, четкая лавировка среди камней. Время прохождения каскада порогов зависит от уровня воды и количества промежуточных чалок. После прохождения чалка к правому берегу для просмотра порога №37 . По левому берегу высокая скальная отвесная стена.

Пр.37 порог «Зигзаг»-
состоит из двух ступеней, разделенных плесом. Первая ступень расположена на дугообразном правом повороте. Начинается мелководной шиверой и переходит в постоянный прижим под левый берег, от которого приходится уходить на валунную отмель правого берега. Между прижимами пологие сливы. Шли на разгруженных судах, обнеся вещи по правому берегу. Проходили вдоль правого берега, уходя от прижимов. Общее падение около 3 метров.

Вторая ступень через 50 метров после первой и расположена на левом повороте. Русло перегорожено несколькими обломками скал с дальнейшим прижимом под скальную стенку правого берега, и далее несколько пологих сливов.
Шли со взаимостраховкой груженые, заходя ближе к левому берегу, уходили от прижима. Впереди видно нагромождение валунов, река как бы перегорожена – это порог №38 «Рубикон». Зачалились у правого берега для просмотра и оценки препятствия. 

Пр. 38 порог «Рубикон» — является однозначно одним из самых сложных препятствий маршрута (по нашей воде) – оценен 6 к.с.
Детальный просмотр препятствия показал следующее. Порог состоит из двух ступеней.

Первая ступень длиной порядка 200-300 метров. Вход в порог шириной 2.5-3 метра только под правым берегом. Левая половина забита валунами. Дальше струя бьет в очередную гряду валунов, уйти от которой возможно только влево (места очень мало). Дальше основная струя пересекает еще три каменных гряды из обливных и надводных камней. Требуется неимоверный слалом и безукоризненные действия экипажа. Ошибки быть не должно. Все это завершается каменной горкой с обливными зубьями с падением около 4-5 метров, пенными котлами и мощным прижимом под левый берег. Дальше через 50 метров короткая и то же криминальная вторая ступень. Основная струя собирается под правым берегом и бьет в прижим с выходом под нависающий скальный козырек правого берега.
Нам довелось наблюдать прохождение экипажа четверки из Ижевска второй ступени(первую обнесли). Катамаран прошел при идеальной работе экипажа с сильнейшим ударом и забиванием катамарана под козырек. Правый кормовой выскакивал из дуг – расстояние между водой и козырьком около 50 см. После всего увиденного, несмотря на желание некоторых участников осуществить прохождение на грани, руководитель группы принял решение об обносе всего препятствия. Обнос занял около 3 часов. Перекус.

Препятствия с 39 по 47 Представляют собой короткие, но мощные шиверы-пороги с достаточно сложной лавировкой между камней в русле. Проходили препятствия сходу. Осмотр с воды достаточен для определения захода в порог. Далее шли по основной струе препятствия. Препятствия 44-46 находятся в красивом скальном коридоре.

Препятствия 48-54 .Носят шиверистый характер. Река выходит в долину и становится спокойнее. Русло более мелководное. Все идется сходу. Участок реки ручей Тит-Тит Впадение справа – порог №66 (длина 15.5 км, уклон 6.6 м/км)

Пр. 55-58.Прохождение сходу. Осмотр с воды. После препятствия 58 слева впадает река Серебрянка, в устье которой мы встали на стоянку в 19.30. В 400 метрах выше впадения находится красивый 20 метровый водопад. Его посещение было отложен на утро. В этом месте мы нагнали группу из Екатеринбурга.

12.08 Утром все отправились для осмотра и сьемки водопада. Зрелище потрясающее см.фото и видео. В общем, когда вернулись в лагерь, было уже за 12.00. В это время обнаружился дефект штуцера на баллоне одного из катамаранов. Пришлось проводить замену «соска», занявшую около 45 минут. В 14.00 сплав был продолжен на исправных катамаранах. 
Река с широким руслом. После часа сплава на горизонте видны белые скалы и сужение скальных стенок. 
Это приближение следующего каскада порогов.

Пр. 59-62 Шли без осмотра по берегу. Чалка по правому берегу напротив впадения ручья Иркут для просмотра мощного препятствия № 63.

Пр.63 «Сайбатский» — начинается на плавном правом повороте реки. Длина порога 300 метров. Детальный осмотр практически невозможен. Весь берег в кедровом стланике, а вода подходит вплотную к берегу. Приходиться пробираться по колено в воде у берега, держась за свисающие ветви. Был осмотрен заход в порог, показавший возможность удачного прохождения. Из лоции было известно, что в конце порога две мощные бочки. Прохождение было поочередным с интервалом в 10 минут и постановкой первого катамарана на страховку второго. Разгонная 150 метровая сильная шивера заканчивалась жандармом по центру русла. От него мы уходили заранее, придерживаясь левого берега. Далее были два мощных слива с падение до 1.5 метров с интервалом метров в 30. В конце порога река входит в красивый скальный коридор. Второй катамаран прошел с вальсированием у левого берега на участке разгонной шиверы. Сливы прошел без проблем.

Пр. 64 Порог длина 100 метров. В русле скальные обломки. Шли в центральной части порога со смещением влево в конце.

Пр.65 Порог. Расположен через 100 метров после предыдущего на плавном правом повороте реки. В центре галечно-валунный остров. Шли правой протокой( левая забита камнями) со сложной лавировкой между камней. Далее шиверистый участок.

Пр.66 – 70 проходили сходу без разведки. Пристали к левому берегу для просмотра порога №71. Перекус.

Пр.71 Порог «Жигули» — начинается разгонной шиверой. Русло широкое с множеством вариантов захода. Однако лучше придерживаться правого берега, т.к. вся струя на выходе из порога бьет в скалу. Уйти от образующегося прижима вправо несложно. Чалка справа.

Пр. 72 Порог «Бобслей» -осмотр по камням высокого правого берега. Начало порога-разгонная шивера.
Далее весь поток делиться огромным камнем надвое. Проходы с обеих сторон, наиболее эффектен справа через большие бочки. Шли поочередно справа от камня. Во второй четверке на порогах 72, 73, 74 на правом носу Ларькин менялся на Баранову, шедшей на том же месте в парной четверке. Чалка справа.

Пр. 73 Порог «Ниагарка» — начинается в 70 метрах от предыдущего препятствия. Осмотр по правому берегу.
Камни перегораживают реку, образуя проход шириной 10-15 метров через обливные камни с бочками. Шли поочередно на заходе под правым берегом, далее по центру со смещением и чалкой у правого берега. Встали в 15.00 на обнаруженной на берегу старой заброшенной стоянке. Впереди на левом берегу виднелись суда группы из Ижевска. Прохождение порога «Дракон» отложили на следующий день, несмотря на солнечную погоду. На стоянке и по берегу обнаружено огромное количество брусники.

13.08 Утро нас огорчило. Небо заволокло тучами, временами моросил дождик. Собрав вещи, перевезли на левый берег. В 12.00 провели обнос вещей до конца порога с просмотром препятствия. Общение с ижевской группой. В группе шел двоюродный дядя семьи Микрюковых.

Пр. 74 Порог «Дракон» -длина 400 метров. На входе в порог гряда камней с проходом под правым берегом. Далее струя упирается в камень причудливой формы, благодаря которому и назван порог. Проход слева от камня. Ниже река пересекается несколько раз скальными выходами, за которыми образуются бочки. На выходе из порога в правой его части вода бьет в огромный зуб. Проход возможен под левым берегом. Прохождение совершено поочередно. Суда заходили под правым берегом и уходили влево. Далее старались держаться курса вдоль левого берега. Порог более техничен на заходе и выходе.

Пр. 75 Порог длиной 200 метров. Осмотр с воды. Находится в 50 метрах от №74. Состоит из трех горок с камнями в русле. Слабый навал на левобережные скалы.

Пр. 76.Порог короткий до 50 метров, но очень техничный. Осмотр с воды. Заход по центру. В русле лежат огромные валуны, между которых необходимо сделать зигзагообразный маневр.

Пр.77 – 82 шли без осмотра. Проходы хорошо просматриваются с наплыва. Чалились к правому берегу. Впереди видно большое падение и скальная стенка слева.

Пр. 83 Порог «Кашалот»
длина 150 метров. Обнос вещей по правому берегу. Порог расположен на крутом правом повороте реки. Вся вода круто падает на 2.5 – 2 метра. Единственный возможный заход с дальнейшим проходом под левым берегом. Далее вдоль левого берега, есть отбойка. Чалка справа. Отойдя буквально 200 метров от порога, понадобилась чалка слева перед следующим порогом.

Пр.84 Порог.
Начинается разгонной шиверой. Основной поток уходит в проход между огромными камнями, где лежит ствол дерева. Катамараны обводили с посадкой на камни под левым берегом. Перекус.

Пр. 85 – 92 Шиверы. Сплав продолжался под мелким дождем. Стоянку решили сделать ниже устья реки Зимовейная, где была обнаружена стоянка. Места вполне хватало для размещения двух палаток. Встали в 16.00.

14.08 Вы не можете себе представить, но на двадцатый день похода у нас произошла дневка – единственная и неповторимая. Конечно же мы отдыхали – спали, ели, но некоторые даже умудрились влезть на близлежащую горку с видом на Байкал. Подъем составил порядка 2 –
2.5 часов. Спуск с горы около 1.5 часов. За время спуска были безуспешные попытки раздобыть кедровые шишки на мимо стоящих кедрах.
А вечером были жареные грибы в виде гарнира от девчонок( Людмилы и Ирины) и компот для всей команды. Все-таки дневка это здорово. 

15.08 Сплав начали в 11.20. Утро солнечное, настроение отличное. На небе нет ни облачка. Предстоит жаркий день и последние километры сплава по этой ранее нехоженой нами реке.

Препятствия с 93 по 115 шли сходу, используя взаимную страховку. Сложностей при прохождении не отмечалось. Типичные препятствия реки расположены на поворотах. Большая ширина реки позволяет выбрать различную линию движения в пороге с различными вариациями.

Пр.116 «Лангутайский» — расположен на левом повороте. Осмотр по левому берегу. На заходе шивера. Далее вода, перевалив через обливной камень, бьет в огромный валун. Шли по основной струе через бочку.

Препятствия 117-118 шли сходу. Река постепенно успокаивается, выходит из гор и торжественно впадает в Байкал. Мы не упустили такую возможность и тоже впали в великое озеро около 14.20. После впадения мы прошли направо вдоль берега и в подходящем для стоянки месте провели антистапель.
До поселка Мурино оказалось идти около 40 минут. Там мы докупили необходимые продуктов, которые кончились к концу похода. К наступлению ночи рюкзаки были упакованы, а лагерь разбит в минимальном обьеме для удобства сбора утром. На стоянке организовали ночное дежурство в две смены по два человека. Ночью пели песни под гитару и мечтали о предстоящих походах. Электричка в Слюдянку шла утром в 8.30.

16.08
В 6.00 провели общий подъем группы. Позавтракав, пошли на станцию. Байкал не казался уже таким приветливым, как вечером – шла сильная волна. За сорок минут дошли до станции Мурино. Электричка пришла с небольшим опозданием. За 1 час доехали до Слюдянки. Перепаковали рюкзаки у спасателей. Там же отметились об окончании маршрута. Сняли сауну на три часа, попарились, помылись, поели омуля и прибыли на вокзал к нашему поезду. Погрузка прошла без проблем. А дальше началась совсем другая история…Встреча в Рязани 20.08.2007

7. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.

На участке подьезда к маршруту надо опасаться отставания участников от поезда, что в принципе возможно. На пешей части надо избегать травм, которые могут повлиять на здоровье участника и тем самым увеличить нагрузку на остальных членов группы.
Отдельного разговора заслуживает вес рюкзаков – его надо снижать всеми возможными способами. Преодоление бродов и движение по крутым, отвесным склонам повышает риск получения походной травмы.
Совершения похода в августе не исключает контакта с энцефалитным клещем, хоть и активность его уже падает. На водной части потенциально опасны все основные водные препятствия маршрута.
Основной элемент водных препятствий маршрута – прижимы. Самое сложное и опасное препятствие маршрута порог – «Рубикон» на реке Хара — Мурин. Успех его прохождения сильно зависит от уровня воды на момент сплава. Самое сложное и опасное препятствие на реке Утулик – порог «Большой».

8. Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов (занятий) на маршруте.

Рассказать о Байкале сложно. Это надо видеть, этим надо дышать и чувствовать. Обьектов для посещения и достопримечательностей хоть отбавляй. Перечислю кратко: кругобайкальская железная дорога, озеро Байкал, остров Ольхон, омуль горячего копчения, спелая брусника в непостижимых количествах, мраморный карьер недалеко от Слюдянки, восхождение на пик Черского, озеро Сердце, водопады реки Подкомарной, водопад реки Серебрянка, основные пороги Утулика, пороги каньонов Хара – Мурина, красота местной природы.

9. Дополнительные сведения о походе (перечень специального и особенности общественного и личного снаряжения, характеристика средств передвижения, особенности погодных условий и другая характерная для данного вида туризма информация).

Сплав осуществлялся на трех катамаранах: четверка «Рафтмастер»,
четверка самоделка – типа банан, 2х-местный катамаран типа «Тритон»: увеличенный( ТРУ), спортивно-туристический по 2 секционированных баллона. Катамараны оборудованы деревянными рамами размером 3.5х2.0м и 2.2х1.9м соответственно, чальными и спасательными концами, жесткими или надувными сидушками. Запасные весла крепились к раме резиной. Накачка проводилась единственной помпой. В таблице «График движения» указана погода на момент сплава. У группы имелся комплект медикаментов и необходимый ремонтный набор.
Сжатые сроки проведения похода, насыщенность маршрута препятствиями не позволяет ждать благоприятных погодных условий   вынуждает их преодолевать в том состоянии, в котором они находятся на момент прохождения.

9.1 Список снаряжения общественного

№№ Наиме нование Вес Полез ность Приме чание
1 Тент общественный 3 х 4 м-2шт 2.0 Ежедневно  
2 Котлы 8 и 8 литра плюс посуда 3.6 Ежедневно  
3 Обвязка 1 шт и карабины 7 шт 2.4 Не понадо бились»  
4 Пила двухручная 1шт 0.8 Нужна Бережет топоры.
5 Топор 2шт 1.2 Нужен На каждом судне
6 Помпа 1шт 0.8 Нужна Ломалась
7 Запасное весло 4 шт 4 Наготове Не пригодилось
8 Медаптечка 2,0 Нужна Характерны мозоли, ушибы, растяжения.
9 Веревка 10 мм- 50 метров 3.6 Не приго дилась Может понадо биться при глубоких бродах в паводок
10 Полиэтилен 3х4м 1.2 Време нами  
11 Видеокамера — 1 шт с пластиковым кейсом 1.8 Нужна При дожде не работает – как правило (не прово цировали)
12 Фотоаппараты 2 шт 1,0 Нужны То же что и в.камера
13 Мобильный тел. 1 шт и компас 0,6 Нужен Как будильник
14 Тент костровой 0.2 Необходим Просто супер
15 Палатка 3 шт 12.6 Надо Четырех местные
16 Спасконец 2 шт 25 метров 2.2 Надо Хватило
17 Таганок 1.0 Нужен Мнения группы разделились
18 Гитара 2.0 Необходима  
19 Ремнабор 2.0 Нужен Пригодился
20 Катамараны две 4 плюс 2 в комплекте с веревками, дугами, подколенниками и
резиной (без рам)
108    
21 Документы 1    
22 Удочка 1    
  ИТОГО кг. 155    

Перед заброской на вторую реку из общественного снаряжения у спасателей были оставлены: два запасных весла, полиэтилен, комплект обвязок с карабинами, основная веревка, одна палатка, двухместный катамаран. Итого вес общественного снаряжения на 8 человек на вторую реку составил около 122 кг.

9.2 Характеристика средств сплава

  Средство сплава Вес Размеры Гонд олы V V/чел Приме чание
1 К-2-ТРУ 20 3.9 х 2.0 900 450 Самоделка Тритон
2 Рафтмастер 4 48 4.8 х 2.0 2000 500  
3 Банан 4 40 4.8 х 2.0 1800 450 Самоделка

9.3 Список личного снаряжения

№№ День Ночь Вспомогательные вещи Сплавные
1 Носки х/б 1 пара Майка Рулон т/б 1 на 4х Пендюра
2 Носки шерсть 1 пара Трико Нож Кеды
3 Носки синтетич 1п Шерсть носки Спички Плавки
4 Толстовка Спальник Зубная паста 1 на 4х Гидро костюм
5 Костюм туриста синт Коврик Мыло 1 на двоих Шлем
6 Штаны х/б   Фонарик налобный Спас жилет
7 Майка х/б   Перчатки х/б Весло
8 Бандана   Рюкзак Шерст. водолазка
9 Дождевик   Средство от комаров, клещей  
10 Шапка шерсть   Гермы полиэтилен 100л 4 шт  
11 Трусы      
12 Ботинки      
13 Сланцы      
ВЕС ИТОГО 11 кг на чел      

Как уже было сказано, вес личного снаряжения уменьшали всеми способами. В этот вес не входили вещи, которые были надеты на тело участника во время пешки. В рюкзаке герметизация вещей на сплаве и пешке обеспечивалась использованием двух герммешков по 100 литров, вставленных друг в друга. Под аптечку, ремнабор был дополнительный мешок. Во время подхода на вторую реку из соображений экономичности были изготовлены спарки, а лишние спальники оставлены у спасателей.

9.4 Состав аптечки и ремнабора

Ремнабор   Аптечка  
Теза 0.5 м Штуцера 2шт Левомицетин 10 табл Наколенник 2 шт
Резина 0.5 м Пряжки к рюкзакам Фестал 20 таб Левомеколь 1 шт
Нитки 50м капрон Стропа 2 метра 25 мм Аспирин 10 таб Пантенол 1 шт
Иголки 6 шт Спички 10 коробок Супрастин 10 таб Троксевазин 1 шт
Ножницы Изолента Пенталгин 10 таб Шприцы 5 шт
Бензин 0.2л   Имодиум 10 таб Ампульные препараты
Ацетон 0.2   Ципролет500 20т Клей БФ 1шт
Оргстекло   Капли глазные Ножницы
Клей резин 0.2л   Спирт 0.1л Валидол 10 таб
Клей Уран 6шт   Зеленка 1фл Бинт стерильный
Шило   Йод 1фл Пластырь 1шт
Скотч водостойкий   Перекись 1фл Бинт эластич 2 шт
ИТОГО 2 кг 2кг  

9.5 Питание в походе

В походе было организовано двухразовое питание с преимущественно
горячим перекусом в середине дня.

Завтрак – молочная каша, кофе, сыр, с/к колбаса, сухари ржаные

Перекус – чай, шоколад, сало, витамин «С»

Ужин – суп с мясом, каша с мясом, сухари, чай

При подготовке к походу раскладка планировалась на 20 дней. 7 дней раскладка на Утулик, 13 дней раскладка на Хара – Мурин. Запаса не делалось ввиду отсутствия необходимости. Все продукты готовились в Рязани заранее. Предпоходная подготовка продуктов заключалась в герметизации круп( упаковку обматывали скотчем), сушка мяса( 20 кг говядины усушили в сухожаровом шкафу до 6.5 кг), сухари там же, посол сала. Питание в поезде и в населенных пунктах организовывали из подручных продуктов. Все дежурства по приготовлению пищи были суточные и делились между экипажами по два человека на смену. 
Имеющиеся продукты равномерно распределялись между участниками группы. Все продукты к окончанию сплава по рекам были израсходованы. Большим подспорьем было большое количество спелой ягоды( брусника, жимолость, черника,). Грибов было немного. По поводу сытности мнения группы разделились, но никто от голода не падал. По приведенной раскладке считаем, что мало сахара, сала и спирта. При подходе на вторую реку количество круп было уменьшено вдвое, с целью снижения веса.

УТУЛИК на 11 чел Кол – во общее/ в день Хара – Мурин на 8 чел Кол – во общее/ в день
Сахар 7700/ 1100/ 100 гр Сахар 10400/ 800/ 100 гр
Кофе 350/ 50/ 4.5 Кофе 650/ 50/ 6
Сгущенка 3500/ 500/ 45 Сгущенка 6500/ 500/ 60
Шоколад 2800/ 400/ 36 Шоколад 5200/ 400/ 50
Сыр 1540/ 220/ 20 Сыр 2340/ 180/ 22
Сухари 770шт/ 110 шт/ 10 шт-100гр Сухари 1040шт/80 шт/10 шт
Колбаса с/к 3500/ 500/ 45 Колбаса с/к 6500/ 500/ 60
Топленое масло 770/ 110/ 10 Топленое масло 520/ 40/ 5
Масло подсолнеч 350/ 50/ 4.5 Масло подсолнеч 650/ 50/ 6
Чай 350/ 50/ 4.5 Чай 650/ 50/ 6
Супы 1750/ 250/ 22 Супы 3250/ 250/ 30
Соль 350/ 50/ 4.5 Соль 390/ 30/ 4
Сало 2310/ 330/ 30 Сало 3510/ 270/ 35
Мясо 2275/ 325/ 30 Мясо 2275/ 325/ 40
Спирт 1540 /220/ 20 Спирт 2600/ 200/ 25
Пшено 3600/ 900/ 80 Пшено 3150/ 450/ 55
Рис 2700/ 900/ 80 Рис 3150/ 450/ 55
Макароны 3600/ 900/ 80 Макароны 6300/ 900/ 110
Гречка 2700/ 900/ 80 Гречка 2700/ 450/ 550
Изюм 700/ 100/ 9 Изюм 1300/ 100/ 12.5
Вит «С»

10 шт на чел в день

Вит «С»

10 шт на чел в день

ИТОГО 50кг/ 7155/ 650гр в день/1чел 122.5 кг 72.5/ 5570гр /696гр в день/1чел

9.6 Весовые характеристики груза при выходе на реки

  Утулик 11 чел Хара – Мурин 8 чел
Личные 121 кг 80 кг
Продукты 50 кг 72.5 кг
Групповое снаряжение 155 кг 122 кг
ИТОГО 326 кг/29.6кг/ на участника 274.5кг/34.3 кг/на участника

9.7 О Бане

Вопрос о необходимости бани не обсуждается — она нужна. Весь вопрос в том, использовать имеющиеся зимники или бани в тайге или нести с собой полиэтилен и тому подобные материалы. Мы отказались на Утулике от бани как таковой (для мытья кипятилась вода). На Хара-Мурин, до которого идти дольше, мы вообще не взяли полиэтилен. Воспользовались баней в устье Нарин-Гола. По  прибытии  же в Слюдянку всей группой провели общественную помывку в сауне, что было очень кстати.

10. Стоимость проживания, питания, снаряжения и его амортизации, средств передвижения и др.

№№ Статьи расходов На одного туриста На всех 11
1 Поезд Рязань – Москва — Рязань   4400
2 Проезд ж/д Москва-Слюдянка-Москва   66000
3 Проезд ж/д внутри маршрута   1100
4 Машина на заброске и вокзале в Рязани   2000
5 Картография   600 руб
6 Проживание у спасателей и хранение вещей   3000
7 Средство от комаров   1000
8 Ремнабор   1000
9 Питание маршрут   22000
10 Питание поезд   8000
11 Медаптечка   1500
12 Снаряжение   1000
13 Связь и телеграммы   600
14 Видео — Фото   1000
15 Составление отчета   1500
16 Прочие расходы   1300
17 Участие в Чемпионате России    
18 Точка группы   1500
19 Приобретение недостающего снаряжения   2000
20 Сауна в Слюдянке   1500
  ИТОГО 11000 121000

11. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.

1. Наличие на маршруте продолжительной пешей части при подходе к рекам требует от участников внимательного отношения к весовым характеристикам снаряжения. Наиболее благоприятным временем для прохождения следует считать конец июля- начало августа, опираясь на литературные источники и собственный опыт.

2. Считаем удачным кольцевой вариант построения маршрута через Слюдянку. В этом случае эффективно снижается вес при подходах к реке, а участники плавно и постепенно адаптируются к нагрузкам пешей части. Для успешного преодоления водной составляющей маршрута считаем необходимым наличие участниками опыта сплава по рекам Кавказа.
Последующим группам настоятельно не рекомендуем превышать количество женского населения более 50% от состава группы по причине неизбежного утяжеления переносимого груза.

3. К относительным отрицательным сторонам маршрута можно отнести длительный заезд по железной дороге (8дней) и наличие в составе водного похода длительной пешей части (9 дней), хотя несомненно, что преодоление пешей части требует не только хорошей физической подготовки, но и определенной философии – чем дольше пешка, тем больше и сильнее мы любим воду.

4. По нашему глубокому убеждению к препятствиям 5к.с. можно отнести меньшее количество порогов, чем предлагается описаниями. Тем не менее, их количество достаточно для классифицирования маршрута 5к.с..На реке Утулик к 5к.с. относятся пороги: «Мангутайсткий», «Зев», «Большой». На реке Хара-Мурин к 5к.с. относятся из пройденных: «Сайбатский», «Бобслей», «Ниагарка», «Дракон». Препятствия верхнего участка, выше порога «Рубикон», требуют от экипажей хорошего мастерства и навыков преодоления протяженных препятствий со сложной линией движения в пороге при возможном осложненном заходе и выходе из него.

5. В районе хребта Хамар-Дабан совершен полноценный водный поход по двум рекам Утулик и Хара-Мурин, который можно отнести к 5 категории трудности и рекомендовать к прохождению подготовленным группам при достаточном опыте и соответствующем снаряжении. Набор и сложность определяющих препятствий соответствуют заявленной и пройденной категории сложности маршрута.

13. Литература

1. В Бурятию на каяках //Ветер странствий 1998 лето, стр.19.

2.Отчет №1066 И.В.Красавин «Утулик –Хара-Мурин» 5к.с.август 1985г Б-ка РязГТК

3. Форма типового туристского отчета о походе: источник: Русский
турист. Вып. №7
Дата добавления: 22 Января 2002г.

4. Карта «Сплав по Утулику» 2007 год Масштаб 1:50000

5. Карта «Хамар-Дабан» 1990 год Масштаб 1:200000