Карелия и Кольский полуостров

Велопоход вокруг Онежского озера, Карелия, дневник

Метелкин Роман

Велопоход вокруг Онежского озера

Схема велопохода вокруг Онежского озера
Схема велопохода вокруг Онежского озера

Идея объехать на велосипеде вокруг Онежского озера у меня появилась после знакомства с Захаровым Олегом, совершившего эту кругосветку в 1999 году. Прочитав его отчёт под названием «Соло на Онего-озере» я буквально заболел этим походом, возможностью увидеть Онежское озеро и окружающую красоту Карельской природы. Летом 2006 года я осуществил эту мечту, по крайней мере, сделал попытку. Путешествовал я, как и Олег, один (так уж получилось). Итак, собственно сам поход, или ещё одно «соло вокруг Онежского озера».

Участник похода: Метёлкин Роман 31 год.

Техника: ROCK MACHINE Elnino.

Снаряжение: велорюкзак, велосумка на руле, выходной вес около 25 кг.

Протяжённость маршрута: 900 км.

Продолжительность, дней: общая 9 дней, ходовых 8 дней
Сроки проведения: 29 мая- 6 июня.

Нитка маршрута: Петрозаводск — Деревянное — Шелтозеро — Вознесенье — Оштинский Погост — Вытегра — Гакугса — Каршево — мыс Бесов Нос — Каршево — Пудож — Авдеево — Римское – Чёлмужи — Повенец- Медвежьегорск – Побережье — Космозеро- Великая Губа- Типиницы- Вороний Остров- Типиницы- Великая Нива- Толвуя- Шуньга- Медвежьегорск.

День первый 29 мая.

Проходящий через Рязань поезд Адлер-Мурманск прибыл в Петрозаводск в 11.03. Собран велосипед, прилажены велобаул и велосумка на руль и в 11.30 я отправляюсь в путь. Еду по Петрозаводску к набережной. Встреча с городом и Онежским озером отмечена распитием бутылки пива Балтика№4.

Пора в путь для достижения задуманной кругосветки. Немного поблуждав по городу, пытаясь найти выезд из города, выезжаю на трассу. Дорога за городом особых впечатлений не производит. Восхищаешься лишь иногда открывающимся видам на Онежское озеро. Чем дальше от города, тем меньше машин на дороге. Грузовики везут в основном лес и большие мраморные глыбы (заготовки для будущих изделий).

Особое внимание стоит уделить Карельским деревням. Есть в их облике индивидуальность и неповторимость. Проезжая через деревни специально замедлял скорость, чтобы рассмотреть каждый дом. Очень красивы старые дома с резными наличниками на окнах и фронтонах. Несколько необычное впечатление остаётся, когда видишь рядом со старым, почерневшим от времени домом современный евросруб из обтёсанных брёвен, обработанных декоративным антисептиком.

На ночлег в первый день остановился на берегу Онежского озера около деревни Шелтозеро, надеясь утром побывать в местном краеведческом музее Вепсской культуры.

Погода весь день была восхитительной. Днём игрался ветерок, который к вечеру стих. Что может быть приятней для утомлённого дорогой путника, чем сидеть на лесной подстилке из мха и вереска и смотреть как озорной прибой щекочет песчаный пляж? Лагерь обустроен, ужин приготовлен и съеден, можно подвести итоги прошедшего дня и подумать о дне завтрашнем.
От Петрозаводска до Шелтозера асфальт хорошего качества. Дорога холмистая, но подъёмы легко берутся в седле.

 

Время в пути 7 часов

Чистое время ( в седле ) 5 часов 25 мин.

Пройденный путь 100 км

Средняя скорость 18,2 км/ч

Максимальная скорость 51,4 км/ч

День второй 30 мая.

Подъём в 8.20. Утренний туалет, зарядка и сборы лагеря. Ровно в 10.00 я прибыл к музею, именно в это время он открывается, а заканчивает в 17.00 . Экспозиция музея достаточно интересная и, по словам экскурсовода, богаче экспонатами музея в Кижах. В общем, при наличии желания и времени заехать стоит.

На экскурсию по музею ушло ровно 1 час. В 11.00 я в седле, продолжаю осуществлять задуманное. Через несколько км от Шелтозера асфальт закончился, началась дорога с гравийным покрытием. Об её качестве можно сказать следующее: местами едешь со скоростью 20 км/ч и выше, а местами скачешь в седле как в родео на бешеном быке, скорость естественно падает до 10-12 км/ч. В деревнях Гимрека и Щелейки сохранились деревянные церкви постройки 16-17 вв..

В посёлке Вознесенье паромная переправа через реку Свирь. Далее снова гравийная дорога, лишь в деревнях и местами между ними несколько километров асфальтовое покрытие. Чем руководствовались дорожники при укладке асфальта на этих кусочках дороги непонятно.

Доехать в этот день я планировал до г. Вытегра. Дорога внесла свои коррективы в мои планы (это надо учитывать всем, кто составляет маршрут строго ограниченный по времени), поэтому, доехав до д. Акулово, повернул налево к д. Кюршево, рядом с которой на высоком берегу Онежского озера и заночевал.

Погода в этот день показала свой изменчивый норов. Утро солнечное и ясное. Ближе к обеду небо затянуло тучами, а около 15.00 пошёл дождь и с переменным успехом шёл до вечера. Дорога из-за этого местами была очень грязная, но колёса в грунте не вязли, ехать можно, защитив себя и велобаул от дождя.

Всю ночь рядом с палаткой пел соловей. Я никак не мог определиться, нравиться мне его пение или нет, уж очень спать хотелось.
29 и 30 мая обед с костром не делал. В целях экономии времени перекусывал кефиром и хлебом.

 

Время в пути 10ч40мин

Чистое время (в седле) 8ч13мин

Пройденный путь 137.3км

Средняя скорость 16.7км/ч

Максимальная скорость 40.4км/ч

День третий 31 мая.

Проснулся в 6.40. Ночью шёл дождь, всё вокруг сырое, тент палатки мокрый и снаружи и внутри. Неплохо было бы высушить, не хочется везти лишнюю тяжесть.

Доброе утро началось как всегда с умывания, зарядки и завтрака. Так как с дровами в этом месте напряг, да и сырое всё кругом, воду, как и вчера вечером, вскипятил на газовой горелке. Теперь можно готовиться к отъезду. Надеваю мокрую одежду, в которой ехал вчера, пусть сохнет. Остальное пытаюсь высушить на ещё слабо пригревающем солнышке. С утра ясно, день обещается быть хорошим. Сборы закончились, пора в путь.

От Кюршево до трассы 7км. Накатал лишние 14км, зато заночевал, как и хотел, на берегу Онеги. Доезжаю до Вытегры и поворачиваю в сторону Медвежьегорска. Примерно через 6-8км от Вытегры начинается асфальтовая трасса отличного качества, хоть на спорт-байке кати. Трасса идёт до границы с Республикой Карелия. Далее идёт более старая трасса, но также хорошего качества. Доезжаю до д. Нигижма и поворачиваю в д. Каршево, а из неё еду на мыс Бесов Нос. От Каршево до мыса 17км. Мне эта дорога запомнилась огромным количеством луж и болотистых участков, приходилось очень часто спешиваться и проводить велосипед. На эту дорогу я потратил три часа, которые выжали меня окончательно.

Берег озера в этом месте очень красив. Длинные песчаные пляжи чередуются с каменистыми отмелями и высокими берегами из гранитных плит. Но главная достопримечательность этого места в петроглифах.

Петроглифы – это наскальные рисунки эпохи неолита (2000 лет д.н.э.). На обнаженных скалах каменными орудиями высечены изображения рыб, зверей, сцены охот и ритуальные пляски.

До стоянки на берегу озера доехал в 20.00. Первым делом ужин и разбивка лагеря. Этим вечером решаю дождаться заката солнца. Погода отличная. Штиль. Облаков мало. Солнце должно закатиться в озеро. А пока гуляю по берегу, ищу выше упомянутые петроглифы, изучаю следы птиц на песке и любуюсь окружающей красотой. Петроглифы в этот вечер не нашёл. Солнце закатилось в 23.02, но не большим и красным, что означало бы хорошую погоду на следующий день, а таким же слепящим, как и днём, что говорило о смене погоды в худшую сторону. На всякий случай убираю под плёнку немного дров, благо по берегу полно топляка, который прекрасно горит, и ложусь спать. Утро вечера мудренее.

 

Время в пути 10ч50мин

Чистое время (в седле) 8ч35мин

Пройденный путь 138.7км

Средняя скорость 16.2км/ч

Максимальная скорость 42.5км/ч

День четвёртый 1 июня.

Первый день календарного лета начался дождём, который разбудил меня звонкой дробью о тент палатки в 5.00 утра. Вчерашние прогнозы сбылись. Отключаю будильник на часах, заведённый на 6.30 и решаю спать до упора. Упёрся в 9.40. В очередной раз, поняв, что пожарник из меня никакой, вылезаю из палатки. Дождик всё ещё идёт. Небо покрыто тучами, летящими очень низко и быстро на запад. Делаю обычные утренние процедуры и назад в палатку готовить завтрак на газовой горелке (не хочется возиться с костром под дождём). После вчерашней неудачи с поиском петроглифов, решаю повторить попытку. При помощи местных аборигенов, приехавших на моторке порыбачить, нахожу несколько древних петроглифов. Рядом, как и следовало ожидать, красуются современные петроглифы вроде «здесь был Вася». На мой взгляд, древние люди были умнее и скромнее многих современников, так как они оставляли в истории след не о себе, а об окружающем их мире (животные, сцены из охоты и т. д.). На м. Бесов Нос стоит маяк, который не работает более 10 лет.

После обеда дождик дает мне небольшую передышку. Развожу костер, чтобы приготовить чай и быстро собираюсь. В 14.30 стартую. По плану с м. Бесов Нос я хотел добраться до поселка Шальский на речке Водла. По сведениям из Интернета какая-то группа смогла это сделать. Иду по тропе вдоль берега, перетаскивая велосипед через упавшие деревья или обходя их. Понимаю, что с такой скоростью доберусь до п. Шальский в лучшем случае к вечеру. Пройдя около 3 км, натыкаюсь на стоянку, от которой в лес уходит автодорога. Решаю ехать по ней. Дорога приводит в разрушенную д. Шальская м. Бесов Нос. Пробую найти старую дорогу в направлении п. Шальский на р. Водла. Не получается, видимо дорога сильно заросла. Решаю дальше не испытывать судьбу и возвратиться в д. Каршево уже пройденной дорогой. Снова полил дождь. Выехав на асфальт, испытывая облегчение. Ну не люблю я месить грязь. Качу в сторону г. Пудож. Проезжаю в него в 20.00. Дождик все льет. Хотел заночевать на берегу р. Рагнукса, но проехал ее даже не заметив. Еду дальше, сил все меньше, времени больше, а дождик льет и льет. Проехал д. Авдеево и Песчаное. Слева за лесом, совсем рядом, Онежское озеро. В его сторону от трассы иногда поворачивают дороги, колеи которых наполнены всклянь водой. Как же не хочется разбивать лагерь под дождем. Переезжая по мосту р. Туба, смотрю на часы, время 00.30. Перед мостом к озеру уходит приличная дорога. Сворачиваю на нее и выезжаю к хорошему месту для стоянки на берегу реки. Быстро ставлю палатку, распаковываюсь, и в который раз спасает газовая горелка (приеду домой, покрою сусальным золотом), на которой готовлю чай.

 

Время в пути 10ч 00мин

Чистое время (в седле) 7ч 35мин

Пройденный путь 116.2 км

Средняя скорость 15.4 км/ч

Максимальная скорость 39.6 км/ч

День пятый 2 июня.

Просыпаюсь под знакомую до боли барабанную дробь дождя о тент. Но сколько можно?! Снова завтрак, приготовленный на газовой горелке (может ее целиком из золота отлить?). Выхожу из палатки осмотреться. Палатку я поставил как раз на старой дороге, которая указана на моей двухкилометровке. От моста, правда, остался только каменный остров по середине реки. Место хорошее, но оказывается до озера я вчера не доехал около 300 метров. Здесь на берегу Онеги не сравнено красивее. Но что меня волнует в данный момент больше всего, это дождик. Повторять вчерашний велопробег под дождем что-то не хочется. Подкрадывается панический страх, а вдруг это навсегда? Но в обед выглянуло солнышко. Кажется, жизнь налаживается! В 16.30 я выезжаю в путь. На въезде в д. Пудожгорский вижу дорожный знак «Пункт общепита». Так как я еще не обедал, а время уже 17.30, решаю заехать. Эх, давно я не едал общепитовских котлеток . Обед состоял из 3-х блюд: гороховый суп, картофельное пюре с котлетой и чай с блинчиками. Мясо в супе, судя по вкусовым ощущениям, умерло своей смертью, причем очень давно. Остальное очень даже ничего. Сытый мужик, как известно, добрый мужик. Раздобрев, продолжаю свой нелегкий, но притягательный путь. По дороге заезжаю в д. Челмужи, чтобы посмотреть старинную деревянную церковь. У местного жителя выпрашиваю машинного масла, чтобы смазать цепь, так как после дождей велосипед гремел словно танк на учениях. На ночевку встал за Чалмужами в устье р. Шойвана. Понимаю, что проехал в этот день мало, но что-то плохо себя чувствую и очень холодно (виден пар изо рта). Наконец-то разжигаю костер и готовлю ужин. Только лег в палатку, снова пошел дождь. Прогнило что-то в Карельском Королевстве.

 

Время в пути 4 ч 30мин

Чистое время (в седле) 3 ч 46мин

Пройденный путь 63.1 км

Средняя скорость 16.8 км/ч

Максимальная скорость 29.1 км/ч

День шестой 3 июня.

Проснулся и сразу понял, что близок к тому, чтобы заболеть. Дали о себе знать езда под дождем и постоянно мокрые ноги. Готовлю завтрак, добавляю в чай побольше Карельского бальзама, купленного предварительно в магазине для этой цели. Утро ясное, но довольно прохладно. Трогаюсь в путь. Ехать тяжело, так как обдувает ветром, и сразу начинаю очень плохо себя чувствовать (знобит). Делаю часто остановки, во время которых отпиваю бальзам прямо из горлышка бутылки, закусывая конфетой. Одной «заправки» хватает на 4-5 км. Содержимое бутылки заканчивается примерно через 40-50 км после старта. Перед г. Повенец останавливаюсь на обед на берегу ручья. Через 1.5 ч двигаюсь дальше. На въезде в г. Повенец очень красивая современная (или хорошо отреставрированная) церковь. Затем проезжаю г. Пиндуши и въезжаю в Медвежьегорск. Нахожу дорогу, которая ведет к п. Великая Губа. Отъехав от Медвежьегорска по этой дороге примерно на 8км за п. Лавасгуба, останавливаюсь на ночевку.

 

Время в пути 8 ч 50мин

Чистое время (в седле) 5 ч 04 мин

Пройденный путь 91.5 км

Средняя скорость 18.0 км/ч

Максимальная скорость 37.3 км/ч

День седьмой 4 июня.

Первая мысль, кольнувшая меня после пробуждения, «ну все, заболел, вот и приехали». Чувствую себя скверно. Ко всему прочему снова идет дождь. Ни о каком велопробеге под дождем в таком состоянии не может быть и речи, поэтому снова засыпаю. Несколько раз просыпаюсь, слышу знакомую барабанную дробь и героическими усилиями заставляю себя заснуть снова. Ближе к обеду героические усилия заканчиваются, поэтому вылезаю из палатки и готовлю себе поздний завтрак или ранний обед. Свободное время до ужина пишу дневник за прошедшие дни похода, гуляю по берегу или пытаюсь заснуть. Ужин. Сон.

PS: в этот день принимаю решение: утром идет дождь – собираюсь и еду в Медвежьегорск, на поезд и домой.
Дождь кстати в тот день закончился в 17.00

День восьмой 5 июня.

Проснулся в 7.40. Удивительно, но дождя нет. Обычные утренние дела, сборы и в 10.40 я в пути. Решаю поехать в сторону п. Великая Губа, хотя понимаю, что если завтра будет дождик, мне не поздоровится, так как времени в обрез и по-любому надо будет ехать назад. Дорогу выбрал через деревни Побережье, Кажма и Космозеро. Вопреки ожиданиям дорога оказалась не столь живописной. По сторонам плотно росли лиственные деревья. Создавалось впечатление, что едешь по среднерусскому лесу. Губа Святуха не просматривалась совсем, а на карте по ее берегам обозначены скалистые обрывы. На дороге перед д. Космозеро встретил местного аборигена по имени Александр. Он шел с рыбалки с большим каном за плечами. Познакомились, поговорили о жизни, местных проблемах, мировой политике. Попрощались в Космозере, где он живет. Пожелали друг другу удачи и намекнули, что неплохо было бы встретиться когда-нибудь снова.

Из п. Великая Губа в Петрозаводск ходит «ракета». Заманчиво, но еще не время «делать ноги». Далее проехал через деревни Сибово, Типиницы и Вороний Остров. В километре от последней остановился на ночевку. Надо отметить, что ни местные виды, ни берег озера мне в этих местах не понравились. Берег низкий и болотистый. Рассчитывал на гораздо большее. Ближе к ночи поднялся очень сильный ветер. При некоторых его порывах в лесу стоял такой шум, словно вдалеке шел товарный поезд. Очень надеялся ,что этот ветер принесет хорошую погоду.

 

Время в пути 10 ч 20мин

Чистое время (в седле) 7 ч 19мин

Пройденный путь 118.8 км

Средняя скорость 16.0 км/ч

Максимальная скорость 37.2 км/ч

День девятый 6 июня.

Начиналось все не так уж плохо: проснулся под знакомую музыку дождя. Неплохой повод поспать еще, может дождик и закончится попозже. Но, увы, уже и чай сделал, в очередной раз на газовой горелке, и вещи внутри палатки приготовлены для погрузки в велобаул, а дождик с моими планами похоже ознакомиться забыл. Около 12.00 из сильного дождь перешел в моросящий, Решаюсь собираться. Разбираю палатку, пакуюсь и в 13.20 начинаю эвакуацию. Ветер холодный и как положено встречный. 28 км по гравийной дороге, размокшей от дождя, занимает более 2-х часов. Выезжаю на трассу и через деревни Толвуя и Шуньга еду в Медвежьегорск. Решаю во чтобы то ни стало добраться до железнодорожного вокзала и «делать ноги», пока я их здесь не протянул. Встречный ветер больно хлещет по лицу каплями дождя, здорово тормозит, но километровые столбы вдоль дороги все же изредка мелькают. Всю дорогу до Медвежьегорска лил дождь и дул встречный ветер. Это было серьезное испытание. Пришлось его выдержать, так как вставать на ночевку в таких условиях не хотелось категорически. Лучше пересидеть на вокзале. Вот и знакомый город. Почти 10 часов занял этот путь.


Время в пути 9 ч 20мин

Чистое время (в седле) 8 ч 20мин

Пройденный путь 135.3 км

Средняя скорость 16.1 км/ч

Максимальная скорость 50.5 км/ч

PS: куплен билет домой, собраны вещи, зачехлен велосипед. Но все же остался повод вернуться сюда вновь. Не удалось посетить водопад Кивач, одну из жемчужин местной природы.

А значит, до встречи, Карелия!

Ваши пожелания и предложения жду на: romuales@googlemail.com