Отчёт-описание одиночного пеше-водного похода по южной части Дальнего Востока с 16 августа по 13 сентября 2021г, Часть первая — Начало

1. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПОХОДЕ

1.1 ПРОВОДЯЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Финансовая поддержка не осуществлялась, поход проведен на собственные средства.

 1.2 РАЙОН ПРОВЕДЕНИЯ ПОХОДА

Россия, Республика Саха (Якутия), Амурская область, Хабаровский край (Алданское нагорье — Становой хребет — Охотское море).

1.3 ОБЩИЕ СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О МАРШРУТЕ

  • Вид туризма — Пеше-водный
  • Категория сложности похода — Не определена
  • Протяженность активной части похода (км)
    • Всего 703км.
    • Пешеходная часть 167км (из них пешие переходы 105км, подъем против течения 43км, радиальный выход на голец 19) .
    • Водная часть 536км (из них озеру 12км, сплавы по рекам 524 км)
  • Продолжительность
    • общая — 45 дней
    • активная часть — 29 дней,
    • из них 8 – пешие переходы, 3 – подъем против течения (волок), 1 — радиалка, 15 – сплав, 1- переход по озеру.
    • 1 — дневка.
  • Сроки проведения — 08.08.21 – 21.09.21

1.4 ПОДРОБНАЯ НИТКА МАРШРУТА

г.Уфа — г.Тында(поезд) — ст.Улак (поезд) — угольный разрез «Эльга» (попутный транспорт) –пеший переход до оз. Большое Токо — переход по оз.Большое Токо – пеший переход до р.Саргаканда – сплав по р.Саргаканда до р.Идюм с радиальным выходом на г.Ямбуй – волок по р.Идюм до р.Эге-Соллак-Макит – пеший переход до р.Эге-Соллак – сплав по р.Эге-Соллак до р.Аюмкан – сплав по р.Аюмкан до р.Мая – сплав по р.Мая до р.Уда – сплав по р.Уда до Охотского моря (п.Чумикан) – перелет до п.Бриакан (вертолет) – БАМ, ст.Постышево (попутка) – г.Комсомольск-на-Амуре(поезд) – г.Хабаровск (поезд) — г.Уфа (поезд).

1.5 СХЕМА РАСПОЛОЖЕНИЯ МАРШРУТА НА КАРТЕ РФ

Отчёт-описание одиночного пеше-водного похода по южной части Дальнего Востока с 16 августа по 13 сентября 2021г, Часть первая - Начало
СХЕМА РАСПОЛОЖЕНИЯ МАРШРУТА НА КАРТЕ РФ

1.6 СХЕМА ПОЭТАПНОГО ДВИЖЕНИЯ

Отчёт-описание одиночного пеше-водного похода по южной части Дальнего Востока с 16 августа по 13 сентября 2021г, Часть первая - Начало
СХЕМА ПОЭТАПНОГО ДВИЖЕНИЯ

1.7 СВЕДЕНИЯ ОБ УЧАСТНИКЕ ПОХОДА

Отчёт-описание одиночного пеше-водного похода по южной части Дальнего Востока с 16 августа по 13 сентября 2021г, Часть первая - Начало
Авсахов Рафаэль Рудольевич
raf2874@mail.ru

Туристическая подготовка (пеше-водные, пешие, водные маршруты)

Плато Путорана, Якутия, Камчатка, Кольский п-в, Алтай, Прибайкалье, Саяны, Урал, Гималаи, Чукотка

2.1 ПРЕДЫСТОРИЯ И ИДЕЯ ПОХОДА

«В начале было слово, и это слово Ямбуй» — это эпиграф к отчету о прошлогоднем пешем походе 6к.с. по Становому хребту, осуществленным группой туристов из Владивостока. Присоединяюсь: для любого знакомого с творчеством Григория Федосеева это «во истину» так, ибо повесть «Злой дух Ямбуя» одна из ключевых в его творчестве, как сейчас модно говорить «знаковая» и «культовая». По ней в 1977 году снят одноименный фильм, можно сказать первый советский триллер. История, рассказанная в книге, захватывающая, мистическая, при этом основана на реальных событиях и очень красиво и живо изложенная писателем. Прочитав ее еще в начальной школе, а впоследствии не раз перечитывая, я многократно и по-разному представлял ландшафт и места, где разворачивались те драматические события. Позже, узнав расположение гольца Ямбуй на карте и сопоставив с событиями и описаниями из повестей «Тропою испытаний» и «Смерть меня подождет» стало понятно, что повествования эти основаны на нескольких последовательных экспедициях под руководством Федосеева в конце сороковых — начале пятидесятых годов прошлого века. Все они развивались полностью или частично примерно в одном районе: в верховьях рек Идюм и Мая с переходом Станового хребта через перевал без названия по долине реки Эге-Соллак-Макит на Аюмкан. Так появилась идея объединить в одном походе и увидеть своими глазами места, описанные в нескольких отдельных произведениях, а именно: побывать на озере Большое Токо, затем, поднявшись на Ямбуй, собрать фото и видео материал по нему, попытаться разобраться в произошедшем на месте, далее пройти реку Саргаканда, верховья Идюма и сплавиться по Мае от верховьев до Охотского моря. Маршрут вырисовался разнообразный в плане разнохарактерности участков и способов передвижения, а соответственно эмоционально богатым и интересным, проходящем частично по крайне малопосещаемым местам и в целом непростой, в особенности на первой, пешей половине. При этом я чувствовал, что мотивация на преодоление любых трудностей для прохождения этих легендарных троп и путей зашкаливает. А это главное для таких мероприятий.

2.2 ЛОГИКА ПОСТРОЕНИЯ МАРШРУТА, ВАРИАНТЫ ПОДЪЕЗДА И ОТЪЕЗДА

На сегодняшний день есть два известных мне способа попасть на Маю: пешком от угольного разреза «Эльга», либо вертолетом. Вертолет — дорого и неинтересно, но это на любителя. Пешее же прохождение с Алданского нагорья через Становой хребет в верховья реки давно не является новым словом в туристской практике комбинированных маршрутов и осуществляются практически ежегодно. На сегодняшний день пользуется популярностью переход оз.Б.Токо — р.Утук — пер.Тас-Балаган — р.Зея — р.Луча — перевал на руч.Реперный — р.Кукур — р.Салакит — р.Мая. Этот вариант пешего захода достаточно сложен и энергозатратен из-за необходимости прохождения двух перевалов, но убирает за скобки Алданское нагорье со всеми его «прелестями», и этот плюс перекрывает минусы. Думаю, не ошибусь, если скажу, что наибольший опыт здесь имеет Владимир Солонович из Белогорска, ходивший через Утук раз десять, подсказками которого я и воспользовался в некоторой степени. За что спасибо ему, большое.

Вторым источником информации по району похода стал справочник «Водные маршруты СССР. Азиатская часть.», где есть описание маршрута №137 под названием «Река Мая», в котором заявлена 230-ти километровая(!) пешая часть от озера Б.Токо и 360 километровый сплав по Мае до п.Удское. Он категорирован как 4 к.с., что продиктовано, видимо, следующим пояснением: “Путешествие связано со значительными пешими подходами к реке и требует от группы серьезных навыков в передвижении по горному рельефу“. То есть на категорийность повлияла первично пешка, что по моему мнению правильно, т.к. Мая по сложности вряд ли выше 3 к.с., даже по высокой воде.

В сети не удалось найти каких-либо отчетов о полном прохождении этого маршрута, тогда как по Мае сплавляются часто, в основном используя вертолетную заброску. При этом надо отметить, что проходя реку в начале осени, я не нашел никаких следов пребывания групп в текущем сезоне, наверное они периодически начисто смываются наводнениями.

В итоге, к началу подготовки к походу, где-то пару лет назад, сформировалось понимание, что я буду на северном склоне Станового, в районе Ямбуя редким гостем, возможно первым туристом за многие годы. И тот неожиданный факт, что на гору поднимались владивостокцы в 2020г, меня весьма удивил, хотя мотивацию никак не пошатнул, так как наши мероприятия схожи лишь восхождением на голец, и незначительными пересечками путей в районе реки Саргаканды, в остальном же различаются. Приведу отличительные моменты:

  • разная нитка маршрутов,
  • чисто пешее против пеше-водного,
  • подъем на вершину и спуск с севера «по книге» в моем случае, тогда как они взошли с юга, и ушли на запад,
  • групповое мероприятие против одиночного.

При этом их поход по сложности, темпу и уникальности выше всяких похвал и оценок. Снимаю шляпу.

Почему я пошел в одиночку? Здесь все просто — время пришло. После ознакомления с аналогами прохождения серьезных соло маршрутов, возникло четкое понимание моральной и физической готовности к подобному, с учетом предыдущего опыта преодоления препятствий, ведения походного хозяйства, общения с дикими животными, а также укомплектованности снаряжением высокого качества и функциональности. Следующий момент — это тяга к новым ощущениям, эмоциям и впечатлениям, часто описываемых в отчетах такого рода, то, чего не найти в групповых мероприятиях. Плюс, вызывало интерес погружение себя в достаточно опасные и агрессивные условия без права на серьезную ошибку, так сказать проверка «на вшивость». Ну и последние — естественная минимизация «ходячих» товарищей и компаньонов из прошлого. Мало кто может позволить себе такое удовольствие. Жену же взять в этот треш не рискнул, хотя она очень настаивала, и правильно сделал, при всем уважении к ее потенциалу и опыту.

Собственная же практика одиночных походов к моменту старта равнялась нулю, была лишь пара самостоятельных ночевок на охоте и все.

Вдобавок не могу не отметить усиленное сопротивление родственников осуществлению этой затеи. В целом причины возникновения этого посыла понятны, удивила лишь увеличившаяся настойчивость, гораздо выше, чем перед походом с детьми в Якутию, или значительно более длительным путешествием вдвоем на Чукотку. Видимо ключевым моментом здесь стало слово «один».

В конечном итоге насколько смог убедил, остальное — проигнорировал.

Глядя на предстоящее путешествие на выходе, помимо трудностей на маршруте, явно просматривались серьезные проблемы заброски-выброски. Если на выброске сложность была связана лишь с перелетом Чумикан-Хабаровск (наличие билетов, вес багажа), то по опыту 2017 года заброска до разреза «Эльгауголь» это рулетка с небольшими шансами на успех, без особых надежд на договоренности, лояльность владельцев дороги Улак-Эльга, как собственно и получилось. Подробно об этом описано ниже.

Определяющие достоинства данного маршрута, которые виделись на старте:

  1. разнообразие нитки по последовательности разнохарактерных участков;
  2. качество препятствий (пешая часть, волок, сплав, выход в море) с изменением условий передвижения на всем протяжении похода;
  3. информационная, а именно литературно-историческая насыщенность района;
  4. красота Маи;
  5. дикость мест и плотность населенности их живностью, в соответствии с особенностями ландшафта, помноженное на прохождение нитки в одного, и т.д.

Сравнивая этот комплект с предыдущими путешествиями, стало очевидно, что его итоговое эмоциональное богатство похода будет на высоте, достаточной, чтобы запомниться как один из ярчайших.

В завершении о возможности самостоятельного аварийного выхода, а также встреч с людьми на маршруте, и соответственно шансами на помощь при ЧС. Таких вариантов три и находятся они примерно в центральной части нитки, это:

  • заимка одного небедного товарища из Белогорска, расположенная при впадении ручья Караялях в Маю, охраняемая посменно сторожами,
  • рудник в верховьях ручья Большой Курумкан, притока Маи, где есть постоянное присутствие людей,
  • старательская артель на речке Большой Чайдах (о которой я не знал),

помимо перечисленного существуют небольшие шансы пересечься с тургруппами на Мае, но я никого не встретил, и никаких следов их прежнего пребывания не обнаружил.

На сплав по Идюму до метеостанции Чюльбю, расположенной на Учуре, особо рассчитывать не приходилось, поскольку этот переход занял бы минимум 6 дней упорного хода на веслах (450 км по реке). Так можно выйти при незначительном травмировании, не позволяющим пройти волок и перевальную пешку через Становой общей длинной 75 км.

В итоге, несмотря на абсолютную ненаселенку по ходу движения, и минимальные перспективы встреч с людьми на основной, наиболее тяжелой части маршрута, вероятность спасения в случае непредвиденных ситуаций можно считать значительной.

2.3 ОПИСАНИЕ ПРОХОЖДЕНИЯ МАРШРУТА (на основе дневника)

Предыстория. За полгода до старта я связался с Андреем из поселка Горный на предмет заброски, которую он и пообещал, указав в качестве конечной и максимально возможной точки подъезда на его машине ручей Уряды. Это вполне устраивало меня, ведь до озера Большое Токо, старта основной части маршрута, от ручья оставалось пройти 7 км по вездеходке, пусть и по болотистой местности. С самим Андреем мы уже доезжали двумя семьями в 2017г., на его джипе Ниссан Террано до реки Амгуэма. Тогда вопрос с заброской мы решили на месте, без предварительных договоренностей, просто посетив поселок и опросив местных, которые и указали на Андрея, согласившегося сходу за умеренную плату. Перед этим у нас случилась незапланированная встреча со службой безопасности, обслуживающей автодорогу к «Эльгауголь», в результате которого мы написали объяснительную, а также бумагу, в которой возлагали ответственность за перемещение по дороге на себя, и были отпущены.

Теперь ситуация изменилась, и значительно. Первое — цена довоза, но это объективно, ничего не поделать. Второе — пандемия. Здесь, со слов Андрея, необходим сертификат о прививке, либо справка о наличии антител. Ок, будет сертификат, уколемся раз так надо. Третье — разрешение на посещение заказника Большое Токо. Оно было получено усилиями Солоновича (групповое, с моим участием), и без каких либо проблем. Ну и сам проезд: местные жители имеют пропуска на пользование автодорогой, а пассажирам, скорее всего, понадобится пропуск и Андрей берется оформить его.

Несколько сомневаясь в реальности этого, я попробовал получить официальное разрешение: отыскал контакты и дозвонился в среднее звено руководства СБ, которые в свою очередь связались с головным, где им пояснили, что не будут разговаривать на тему проезда в принципе. Это и было передано мне устно.

Тем временем наступило лето, а я переболел Ковидом. Средне, без осложнений, получив в итоге на руки ПЦР-тесты: “Обнаружено» от 01.06.21 и «Не обнаружено» от 11.06.21. Поначалу я настроился спустя 3 недели сдать анализы и получить справку подтверждающую наличие антител, но, с учетом меняющейся обстановки и в связи с утратой доверия к антителам у наших врачей, взял в поликлинике справку-медотвод от вакцинации, сроком на 2 месяца. Сбросил скан Андрею, он уточнил у сведущих, те сказали пройдет без вопросов.

Правда недели за две до поезда выяснилось, что в назначенные сроки отвезти он не сможет в связи с обстоятельствами по работе. При этом дал контакт родственника, который примерно в это время поедет через разрез на свою охотничью заимку и посодействует в вопросе заброски. Обзвон ряда других перевозчиков из Горного, на всякий случай, дал только один неоднозначный вариант, в котором человек 15-го августа должен был выйти на работу, тогда как я прибывал 14-го ночью, и времени у него на дорогу туду и обратно было в обрез. Впрочем, остались несколько контактов неопрошенных, но перспективных.

В целом, при отправлении в путь, было впечатление общей подготовленности как по бумагам, так и в договоренностях с людьми, но уверенности , что все пройдет ровно не было никакой. Скорее было ощущение, что придется «землю грызть», чтобы попасть в точку А.

Отягчающим обстоятельством стало крушение поездов 17.08.2021 на 51-ом километре перегона Улак-Эльга. Событие тяжелое по последствиям, с жертвами, что естественно повлекло ужесточение проездного контроля. Но о подсадке на локомотивы я и не помышлял, хотя это было возможно несколько лет назад. Настрой был исключительно на автозаброску.

14 августа (заброска) Спустя 6 суток после посадки на поезд в Уфе, со слезными и глубоко минорными вокзальными расставаниями, я прибыл на станцию Улак, а именно 14.08, в 00.15. Из множества знакомств и историй по ходу движения через полстраны, выделю встречу в Тынде, при пересадке. В зале ожидания ко мне подсел мужик, негромко говоривший по телефону фразами такого характера: “на 51-м километре”, “я успел спрыгнуть”, “скрещение путей”, “разорвало на куски”, “все горело, я не мог подойти”, и т.п., по которым стало понятно, что это участник недавней катастрофы. Разговорились. Он рассказал о своей версии случившегося, отличной от официальной, при этом настроение у него было подавленное, сам какой-то желтый: предстояли долгие выяснения и опросы прокурорскими работниками. Едет домой. Еще прозвучало, что 16 августа прибывает московская комиссия по расследованию происшествия, соответственно, на Эльге все «на ушах». То есть, мне крайне необходимо добраться в течении двух дней, иначе потом шансы станут совсем призрачными.

От Тынды мы доехали с Олегом, как оказалось дядей Андрея, совершенно случайно добиравшимся в то же самое время, тем же сидячим вагоном, в кресле через ряд. Конечная цель его — охотугодья в районе Алгамы. Сам опытный охотник, бывалый таежник, вдобавок отличный рассказчик с большим жизненным опытом.

По ходу разговора выяснилось, что имея некоторые знакомства по прошлой работе на Эльге, в частности с комендантшей городка при КПП1, и он попробует посодействовать, прицепив меня к вахтовке, но все будет решаться по месту, на удачу. Затронули вопрос принадлежности автодороги до угольного разреза, здесь его понимание совпало с мнением местных: в основном этот доделанная старательская трасса, поэтому какие-либо препятствия на пользование ею крайне сомнительны, тогда как с запретом перемещения по параллельно идущей железной дороге все ясно.

Рассказал Олегу вкратце о своих планах, заметив по реакции, что заинтересовал. На вопрос, а как быть с пропуском, получил совет везде говорить, мол, еду оформляться в ООО «Техпром», должны были встретить, пропуск оформят позже, по прибытию. Тогда и стало понятно, что грядет операция «Заяц» с полным набором рисков. Но вахтовиков пол вагона, да и деваться некуда, ладно, попробуем просочиться.

Высадившись из поезда в темень, мы бодро зашагали по знакомой по прошлому визиту территории станции, к стоящим неподалеку автобусам и уселись в один из них. При этом я еле пролез в дверь габаритами герморюкзака. Один из вахтовиков, глядя на мой плотно набитый баул апельсинового цвета, спросил: “На рыбалку?” — “Типа того”. Остальные просто косились.

Отчёт-описание одиночного пеше-водного похода по южной части Дальнего Востока с 16 августа по 13 сентября 2021г, Часть первая - Начало
Гермобаул, вид сзади.

На въездном, 1-м КПП, всех, кто без пропусков, коих было несколько, направили из автобуса «на запись». Я посмотрел на Олега, он кивнул. В итоге всех приписали к их организациям, зафиксировав личные данные. Через несколько минут подъехали к гостиничному городку и общей волной пошли на досмотр. “С какой целью?” — спрашиваю, — “На предмет алкоголя”. Та-а-а-к. А у меня пол литра спирта на поход, для крайних случаев. Заходим, мужики кидают сумки на длинный стол, трое смотрят содержимое. Подхожу к крайнему, не без труда скидываю сорока килограммовый баул. Проверяющий похлопал по нему, внимательно посмотрел на меня, слегка улыбнувшись прищуром глаз, и спросил: “Где такую сумку купил?” — “В интернете”, — “В ней все в порядке?”, — “Да”, — “Тогда проходи”.

Взваливаю герму, поворачиваюсь, вижу сразу налево дверь, где народ толпится и что-то берет по предъявлению пропусков. Чуть помявшись, в раздумьях что делать дальше, натыкаюсь на Олега, в руках которого постельное белье. Он сходу берет меня за руку и громко говорит: “Ну, прошел досмотр! Тогда все, пошли”. Выйдя в коридор, указал на комнату-зал, уставленную нарами, со словами: “Ложись, с утра пораньше будь готов к отъезду”.

Так, улегшись безо всякого белья на свободную койку, что подальше, я вырубился под веселые разговоры и хохот прибывающих вахтовиков часа в 2 ночи. Встал в 7.00, выспался. Только успел перекусить, заходит Олег. “Пакуйся побыстрей, в 8.00 выезжаешь, вахтовка номер такая-то, подойдешь за полчаса, я состыкую тебя с водителем, сам завтра поеду” — “Понял.” Как и договорились, подхожу КАМАЗу, Олег подводит к шоферу: “Вот, докинешь его до трехсот такого — то километра.” Тот посмотрел на меня и как-то неуверенно сказал: “Хорошо”.

Пассажиры подтянулись, дружно закинули вещи в багажное отделение и расселись. Всем хватило мест с небольшим запасом, все ок. Я сижу в дальнем ряду, мысленно прокручиваю 12-ти часовой путь, прикидываю, где лучше выйти, чтобы попасть на дорогу к озеру, и т.п. Тут заходит невысокая коренастая женщина в больших очках, с папкой в руках. “Здравствуйте, товарищи пассажиры, белье все сдали?” — “Да!”, — “Хорошо, тогда быстренько пересчитываемся и в дорогу. Раз, два, три… …двадцать один… а у меня по списку 20. Еще раз. 21. Не поняла. Давайте пофамильно. Иванов — я, Петрова — я… …Сидоров — я! Кто лишний?” — долгая пауза. “Ну, кто не записан?” – пауза еще длиннее. “Я”, — поднимаю руку, все ясно, это финиш. Все оборачиваются, с удивлением. Комендантша — “Вы какая организация?” — “Техпром.” — “Пропуск есть?” — “Нет, оформлю по прибытию”, — “А как вы белье получали, оно вообще сдано?” — “Я его и не брал за отсутствием пропуска.” — “Ну, не знаю тогда как быть, поверить на слово?”. Пассажиры начинают нервничать, мол, надо бы ехать. Мужчина из первого ряда, видимо из руководства, говорит: “Ладно, Людмила Петровна, пропуск там оформит. Главное чтобы ПЦР свежий был, он же есть?” — “Нет, есть справка — медотвод и ПЦРы июньские”. Людмила Петровна, немного переменившись в лице, сообщила: “Так. Выходите, забирайте вещи и идите за мной”. Встаю, иду по проходу, под провожающими взглядами ощущая какие чувства испытывали Киса с Бендером, выходя с аукциона по продаже стульев. Впечатляет. Выхожу, открывают багажное отделение, а там герма завалена сумками. Комендантша занервничала: “О-о-о, сейчас нам еще всю машину разгружать, помогайте мужики!” “Не надо, спасибо, сам” — кое-как достаю и иду с ней в кабинет. Олег провожает нас взглядом, сидя с мужиками в беседке неподалеку. Понятно, он ее не знает.

Заходим, садимся, спрашивает: “Вы вообще кто?” — “Турист, путешественник, мне нужно добраться до Токо”, — “Мы сейчас вас оформляем и передаем охране, далее едете в Тынду, сдаете ПЦР-тест, а потом как начальство решит”. “Маловероятно”, — говорю, — “ Что оно будет что-то решать, ведь я уже обращался за разрешением в службу безопасности, но они не пожелали общаться, ответа не получил — ни да, ни нет. При этом у меня есть разрешение заказника на его посещение, а проезд готов оплатить, как говорится, за «два счетчика»”. Не ответив, она стала звонить кому-то и сообщать о происшествии.

Отчёт-описание одиночного пеше-водного похода по южной части Дальнего Востока с 16 августа по 13 сентября 2021г, Часть первая - Начало
Здесь не срослось.

Зашел охранник и препроводил меня в гостевой домик при 1-м КПП, постовые которого созвонились с руководством и получили приказ не пускать пытающихся въехать посторонних в принципе. “Не пропустим, даже если с местными захотите проехать” — говорят твердо, но без злобы. И добавляют: “На 2-м КПП, у разреза, ребята пожестче работают, они точно не пропустят, через них не пройдешь, вернут обратно”. Попытался узнать у них причины ужесточения подхода к туристам. Сказали, мол был недавно трагический случай с водниками и вот результат. Вот так так. Непонятно, при чем здесь «Эльгауголь», если брать аналогию с собственниками или пользователями любых дорог, по которым перемещаются тургруппы по стране. На крайний случай при оформлении разрешения можно было бы взять бумагу, о возложении ответственности проезжающих на себя, взяв плату за проезд, обязательство не посещения зон производства работ и т.д.

Ясно одно, теперь ситуация стала хуже, чем если бы попытался проехать с местными перевозчиками. У меня есть в запасе вариант сплава от реки Нуям до Алдана, но до него добираться пусть не 300, но 80 километров этим же «закрытым» направлением. И этот вариант в разы проигрывает основному по многим параметрам. Других вариантов нет — только домой, потому как нет ни карт, ни интересных маршрутов в моем формате. Думаю, при этом в ушах явно слышу крики охотских чаек и шум наката морской волны.

Так, погодите. Где тут земля? Я буду ее грызть.

Связываюсь с Олегом, попросив телефон у проезжающего: у меня Билайн, а здесь только нестабильный МТС берет. Все к одному. Он сказал, что поедет ночью часа в два, и может подобрать меня, если смогу быть в нужном месте, километрах в 5-ти по направлению к Эльге. Уточняю у охраны, пропустят ли пешком по дороге в сторону Нуяма. Ответ: “Нет”. “Ну а по тайге и болотам я могу перемещаться, например до Нуяма дойти?” — спрашиваю, — “За лес мы не отвечаем”. Вот, уже теплее. Зашел в гостевой домик, перепаковался для пешего хода, переоделся в соответствии с начавшейся жарой, и потопал по дороге от КПП в сторону поселка Горный. Через километр развернулся и широким полукольцом, по голубичному мелколесью, обошел кордон, и, миновав нефтебазу вышел на дорогу. Прошел еще с километр и сел в ожидании попутки. На часах 14.00, может повезет. Очень жарко.

Отчёт-описание одиночного пеше-водного похода по южной части Дальнего Востока с 16 августа по 13 сентября 2021г, Часть первая - Начало
Дорога на Эльгу.

Проехало несколько машин, в частности местные, которые, останавливаясь, отказывались везти в такую даль за любые деньги. Грузовики ходят груженые и порожняком, без остановок – видно они работают накоротке и вряд ли здесь можно ждать удачу. Пара джипов прошла мимо, чуть подтормаживая и подозрительно рассматривая меня.

Чуть позже едет Нива, о, думаю, неплохой вариант. Подъезжает, останавливается, выходят два охранника в форме и говорят: “Грузитесь, садитесь в машину, поехали на выход”. Пояснения, аргументы и уговоры оказались абсолютно бесполезны, настрой у них оказался более чем конкретный. Видимо в предыдущих джипах ехал кто-то из начальства, и вызвал патруль на обезвреживание. Закинув герму, быстро доехали до въездного КПП, постовые которого встретили с ухмылкой: “Вы в казаки-разбойники что ли в детстве не наигрались?” А те, что доставили, добавляют: “Имейте ввиду, что в следующий раз, если он случится, вызываем полицию с последующим оформлением и выдворением в Тынду”, — и уезжают. Я же набираю воды, надеваю герму, иду в сторону Горного, и на первой же развилке ухожу еще более длинным и длительным обходом, километров на 6, выйдя на дорогу часов в 9 вечера, уже затемно.

На этот раз убираю вещи подальше в кусты, а сам выхожу на перекресток в районе двустороннего бокового съезда. Теперь легковые авто не торможу, уходя при их приближении. Буду ждать вахтовку с Олегом. При этом велик риск, что водители других вахтовых машин (а они точно будут, поскольку идет пересменка вахт на разрезе) сообщат охране. Ведь я не знаю на какой именно он поедет. Поэтому, понимая, что Олег будет внимательно смотреть по сторонам при проезде этой части пути, при приближении большегруза отхожу метров на 50 от дороги по съезду и включаю фонарик. Кто едет прямо, тот его вряд ли увидит, а кому надо, тот точно заметит.

В итоге, встав на пост где-то в 22.00, простоял до 4-х утра, налюбовавшись на звезды и кометы до изжоги, немного околев к рассвету. За это время проехало 5-6 вахтовок и это много, но все мимо. Стало ясно, что у Олега что-то пошло не так: забыть он не мог, это читается по человеку сразу. Поставил палатку и в 4.30 лег спать с поганым настроением и ощущением, что этот карусельный день должен срочно закончиться.

15 августа (заброска) Проспав час, встал бодрячком, похоже адреналин ситуации каким-то образом повлиял на самочувствие. Посмотрел карты Нуям-Сутам-Гонам-Учура, и, несмотря на все более явно надвигающиеся образы сплава по этой нитке, четко представил, даже не представил, а увидел себя на берегу Тихого океана. Мне именно туда, и я буду там.

Быстро собрался и вышел на дорогу. Рассвело.

Проехал пустой грузовик в нужном направлении, но не остановился. Стою думаю, сообщит, не сообщит? Следом еще два, второму махнул, он притормозил. За рулем парень среднеазиатской внешности. Попросил у него позвонить по оставшимся двум номерам перевозчиков из Горного — последняя возможности уехать. Дозвонился не сразу, но поговорил — оба в отказ. Олег не доступен, видимо все же уехал и сейчас в дороге. Ясно. Остается только попутка непонятного назначения и вероятностью около нуля, потому как у водителей вахтового транспорта приказ не подсаживать голосующих на дороге, с местными все понятно, а другие здесь не ездят. Отдаю телефон: “Спасибо”. А он слышал разговор, и предложил подкинуть 30км до щебеночного карьера, куда и направлялся. Супер, едем. Оказался из Киргизии, только вышел на вахту, поговорили в дороге, много интересного рассказал про те края.

Через два часа мы были на месте. Поблагодарив водителя, я пошел по дороге открыто, предположив, что патрулирование на таком расстоянии от базы маловероятно. А двигаться решил потому, что у идущего шансы пусть не намного, но больше, чем у стоящего. Где-то час прошло после старта от карьера, как послышался звук приближающегося грузовика. Поворачиваюсь — КАМАЗ фургон. Не успел махнуть, как он, притормаживая, подкатывает. Смотрю в кабину — там двое, перевожу взгляд на водителя, а тот — опа, подмигивает, улыбнувшись. “Живем”, – мелькнуло в голове. Подхожу, он открывает с вопросом: “Куда идешь?”, — “Мне бы до Нуяма надо, но в идеале до 2-го КПП, выручайте мужики”, — “Садись”. Залезаю шустро, а внутри несколько парней и пожилой в камуфляже. “Повезло тебе”- говорят, здороваясь. “Да не то слово” — отвечаю. Оказалось, они ездили за продуктами и оборудованием в Горный, а теперь возвращаются на Эльгу, захватив охотника-промысловика до его угодий на Алгаме.

Смотрят, немного сочувственно, как на тяжелобольного: “До океана cвоим ходом? Это реально, что ли? Нет, ну а медведи если?”

Охотник же особо виду не подал, оживился только при упоминании Ямбуя, затем опять ушел в себя.

Короче говоря, миновав 260 км, уже ближе к вечеру, меня высадили за пару километров до поста. Ребята, под впечатлением от предстоящих планов, сунули презент — банку говяжьей тушенки, несколько пачек кофе 3 в 1 и горсть конфет. И это было кстати, потому как наглядевшись на плотность стланика и здешней местности которая им поросла, я решил добавить два дня к запланированным 27, раскидав их по маршруту. Плюс пришло понимание о сроках завершения заброски, соответственно появилась возможность более четкого планирования согласно графика вылетов рейсового самолета из Чумикана, и теперь, ориентируясь на рейс 14 сентября, итого выходило 29 дней. Поэтому был бы здесь магазин, сам докупил бы продуктов. Дополнением к подарку у меня был остаток еды с поезда: пачка «Финкрипсов» 250 гр, сухого мяса 100 гр, и два Доширака по 70гр., в сумме дополнительный объем составил 820 гр. К слову, раскладка, взятая из дома, формировалась из расчета 420гр/день + 15 грамм спирта.

Итак, доехал — полдела сделано. Очень хорошо, но следующая половина задачи, это добраться до озера. Проводив взглядом уезжающую попутку, ушел в лес, обуреваемый мягко говоря, положительными эмоциями. С ними я и дошел до реки Ундыткан, что в 2-х км от автодороги и расположился на ночлег рядом со старой вездеходной колеей, идущей в направлении угольного разреза. До него примерно 8 километров в обход КПП. Слышна работа техники, доносятся далекие взрывы из-за горы. Похолодало, t около 0, высокая влажность.

Сон в 22.00.

16 августа (1-й день) Встал в 5.00, немного поздновато, t+2. Ночью был 0, и, толком не одевшись, подмерз до крупной дрожи, будучи в одном спальнике. Взял их два пуховых, Сивера Вежа -1, размером Reg и Long, что дало возможность варьировать использование, как по отдельности, так и вместе, в диапазоне температур до -10, проверял. Собирался 3,5 часа, долго подыскивая вещам «свои места». В итоге хорошо упаковался, оставив вне гермобаула только фотоаппарат и антимедвежий набор (морской фаер в поясной сумке, кружку и альпинистский карабин). Общий вес этого комплекта составил 41 кг, из них «понятных» 40, что же составило еще один килограмм неясно, скорее всего своя тара и упаковка продуктов. Сорок расчетных кило это, в частности, причина того, что ружье оставил в сейфе. Минимальный комплект с несколькими пулевыми патронами весит от 4 килограмм.

Воду решил понести отдельно, в частично наполненной полуторалитровке из под газировки, в руке, поскольку на герме нет карманов, а постоянно снимать ее долго и утомительно.

Мой вес на старте, в городе, составил 82,5 кг, тогда как до короновируса был около 87, при этом питание в поезде вряд ли что-то изменило. Этой потере формы я не расстроился, ведь на функционале это не отразилось, а лишние несколько кило тащить на костях ни к чему. Единственным негативно-печальным моментом этой болячки стала частичная утрата обоняния с крайне медленным восстановлением, а следовательно многие тонкие ароматы походного меню стали недоступны.

Вышел в 9.00, все в росе — сегодня будет очень тепло, как минимум.

Довольно ходко зашагал по вчера найденной вездеходке, постепенно приближаясь к основной дороге и через несколько километров миновав 2-е КПП с запасом. С некоторыми сомнениями вышел-таки на трассу, но не прошел и 200 метров, как увидел самосвал, который плохо было слышно из-за доносящегося шума карьера. Пришлось быстро сместиться через обочину в придорожный кустарник и залечь подальше. Когда ориентируясь на звук удаляющегося грузовика, стал выходить, то сразу наткнулся на джип с мигалкой, еле слышно движущийся метрах в 100. Тут уж как шел, так и упал в ближайшее углубление в кочке на спину, гермой вниз. И как охрана не заметила меня сложно сказать, но машина проехала мимо.

Все! — хорош партизанить. Теперь только тайгой и по возможности избегая открытых пространств. Тайга здесь — это чахлый лиственничник, густо поросший карликово-березовой чапыгой, кедровым и ольховым стлаником в мой рост, с небольшими перелесками болотистых озер и марей, хороводами мошки и комара, с жарой под 30, усиленной безветрием. Соответственно, иду в таких условиях в режиме 10-15 минутных «ходок», больше уже на измор. Честно говоря, я ожидал в середине августа температуры поумеренней. Продравшись до пересекающей путь ЛЭП, свернул по ней к Ундыткану, перешел его вброд, чтобы не идти через автомобильный мост с понятными рисками. Далее по одной из множества второстепенных дорог дошел пару километров до основной, и, оглядевшись, на максимальных скоростях перебежал ее по открытому пространству, сверкая на солнце гермой и пятками. Затем благополучно добрался недостроенного железнодорожного моста, под которым и пообедал в отличном настроении.

Отчёт-описание одиночного пеше-водного похода по южной части Дальнего Востока с 16 августа по 13 сентября 2021г, Часть первая - Начало
Заброшенный недострой ж/д моста.

Пока ел, рассматривал реку совместно с картой, в результате чего стало ясно, что легче и безопасней идти руслом, чем пытаться здесь подниматься на угольную гору в поисках верховой дороги на Большое Токо. Ундыткан в этом месте течет параллельно возвышенности, где ведутся разработки, и очевидна возможность пройти по нему километров 10, миновав основной полигон угольного разреза. Так и сделал. Река обмелела, относительно «тайги» идти легко и быстро даже с учетом частых переходов через протоки на разбоях, и обхода завалов. Воду прохожу в ботинках сходу, которые даже если и набирают, то быстро опорожняются: благо старенькие «Lowa» шиты-перешиты и клеяны-переклеяны, а соответственно быстро дренируют по микродыркам и щелям. Иду, обозначаю себя звонким стуком карабином о кружку, изредка покрикиваю. Иногда добавляю хруст полторашки, разминая ее в руках — получается громкий, резкий и инородный для этих мест звук. Иду, думаю, что все хорошо, только разрез не увидел, а было бы интересно взглянуть.

Дальше пошли прямые валунисто-порожистые участки, довольно непростые, особенно в необходимости прыгать по большим камням с не менее большим рюкзаком. Прижимы и броды через каждые 150-200 метров. К вечеру в этом гранитном хаосе нашел мелкогалечную супер стоянку, идеально ровную и закрытую от ветра. Пока ставил лагерь и готовил еду, поймал 2-х хариусов на мелкую блесенку. Вери гуд. В итоге дня — 14 км, и это тоже гуд, да еще какой! В этих условиях и 8-ми был бы рад. И главное — я иду к Охотскому морю, иду своей тропой, без шлагбаумов.

На сон грядущий удалось поговорить с семьей, так как появилась связь. Сообщили, что на подходе дожди. Здесь неплохой «Билайн», но завтра он пропадет и перейду на общение через трекер, который, к слову, уже с 13-го августа пишет трек.

Отбой в 21.00. Тепло, +10.

17 августа (2-й день) Утром, в 4.00, также тепло, +8. Ночью стукали камушки, просыпался. Под утро дождик покапал. Собрался. Запеченые на рожне хариусы стали отличным допом к завтраку перед сегодняшней дальней дорогой.

Вышел в 7.20. Опять тяжелые берега реки, валуны, скальные прижимы, все густо в стланике, поток шумит. Иду, постукиваю.

Увидев слева просвет, поднялся на крутой берег, а там открылся пейзаж получше и повеселее: голубично-кочковатая поляна с мелким кустарником блестящим после дождя, редкими деревьями и все залито солнцем.

Прошел метров сто в своих положительных думках, ветки хрустят, иду бодро на свежих парах. Справа сбоку, слышу громкий звук, типа кашель-хрюк. Поворачиваю голову и вижу как шурша корой на лиственницы, метров на 5, взлетают два медвежонка, зависают и смотрят вниз. Темно-бурые, а грудки посветлее, размером с небольшую лайку, симпатичные.

Сразу мысль: “Рядом мама”, — следующая, — “Б-ть, п-ц”. Это худший вариант. Шарю глазами, не вижу ее, параллельно лезу за фаером, в поясник. “Может сзади стоит” — и начинаю поворачиваться. Тут она поднимается метрах в тридцати, рядом с медвежатами, за упавшей листвянкой. Встала в рост, уши торчком. Секунду поглядела, и ломанулась на меня. В разгон, хрустя кустами, вытянув голову, прижав уши и мелькая когтями на бегу, стала быстро приближаться. Бурым дергающимся комом, как овчарка летящая к нарушителю.

Я же успел только развернуться, действуя на автопилоте, схватить кружку и складной нож Victorinox, который нес в кармане на шлейке, начать долбить ими и орать. Получился довольно угрожающий двойной звук, где основным был крик типа: “А-Э-Э-Э!”, мол, куда прешь. В этот момент стоял как вкопанный (или одеревеневший?), лицом прямо к ней. Без мыслей в голове, лишь ощущая существом неотвратимо приближающуюся угрозу для жизни. Наверное подобное испытывает водитель легковушки, выброшенный в гололед на встречку, глядя на приближающуюся фуру.

Еще было чувство, что от быстро надвигающейся критической опасности весь сжимаешься внутрь, как будто прячешься в себя, чтобы уйти от развязки. Думаю, что если душа и есть, то она в таких ситуациях уходит не в пятки, а в центр тела.

Когда медведица в несколько секунд подлетела метров на 15, я заорал и заколотил максимально, выдав все, что мог. Так, что отбил палец руки и обколол торец ножа, как выяснилось позже. При этом она на бегу стала подниматься, поворачивая вправо и резко сбрасывая скорость. Инерцией, ее боком подтащило ко мне метров до 3-х, в упор, после чего, развернувшись, она зигзагами стала отходить высокими скачками, как бы прикрывая медвежат, которых к этому моменту сдуло с деревьев. Так и удалилась с ними в ближайший перелесок под мое крико-дренчание. По поведению при отходе и особенно на последних метрах приближения, было заметно, что она испугалась. По всей видимости при принятии решения атаковать, у нее не было намерения завалить, а только отпугнуть, так как прямой и явной угрозы потомству не было.

Есть термин «ложная атака», вот так, похоже, это и выглядит. Но если бы побежал, сработали бы другие инстинкты, а дальше понятно. Раньше казалось, что в такой ситуации наверняка отнимутся руки и ноги, обмякнешь и станешь не способным к действиям. Видимо здесь сказался опыт Якутии и Чукотки, где мы не раз отгоняли медведей металлическим звоном и криками, в частности медведицу с медвежатами. В общем, адреналин был, но не так много, чтобы парализовало.

Постояв и постучав минут 5, пошел своим путем, размышляя об этой семейке. Чуть отойдя подумал, что надо бы сфотографировать место встречи — на память. Развернулся и щелкнул.

Так вот, похоже, мишки вышли по ягоды с утра пораньше, погреться на солнышке, обсохнуть после дождя. Мамаша увлеклась чем-то и не услышала приближающихся шагов из-за шума реки. Вывод: система кружка+любой металлический элемент или камень работает и должна находиться под рукой в подобных дебрях всегда. И надо активнее обозначать себя.

Отчёт-описание одиночного пеше-водного похода по южной части Дальнего Востока с 16 августа по 13 сентября 2021г, Часть первая - Начало
Место встречи с медвежьим семейством

Чуть отошел, как из под ног взлетела глухарка и села на ближнее дерево, хотя обычно они улетают далеко. Как-будто смотрела за нашей сценой с мишками. Может это ангел-хранитель или добрый дух?

Немного дальше набрел на старую вездеходку, ведущую почти в нужном направлении, хотя до поселка геологов, от которого можно подняться на верховую дорогу к озеру оставался километр. Припустил по ней, постепенно забирая назад, но надеясь подсечь другую, верную, которая обозначена на карте. Так и ушел, вернувшись примерно к позиции середины подъема, пройденного вчера по Ундыткану, то есть в соседний распадок угольной горы. Ошибка вопиющая, но обратно уже ноги не несут, требуют вперед. Тут как раз подошел к нижней ветке дороги, ведущей наверх, поднявшись по которой и изрядно попетляв, вышел к действующему карьеру. Удивили идеальные дорожные полотна для БелАЗов, ровные как ВПП. Опять люди, деятельность, а соответственно опасность нежелательных встреч, и вероятность попадания в зону взрывных работ. Но лезть в лоб по крутому откосу, наглухо поросшему стлаником, да с таким баулом, в пекло под +35 — это испытание лютое. Поэтому пришлось долго распутывать паутину второстепенных заброшенных проездов, пока не наткнулся на тарахтящий на холостом ходу экскаватор со спящим водителем. Хотел не будить, но пока проходил мимо, он проснулся, немного опешив. Поговорили. Сказал, что по основным дорогам ездит охрана, отлавливая пешеходов, так как в зоне проезда БелАЗов и погрузочной техники ходить нельзя. Я решил, что к черту все это благоустройство, и спустился по крутой осыпи профиля дороги, весьма опасно, двинув в обход через распадок, чтобы подальше уйти от территории основных работ. После тяжелого подъема еле допер до верхней дороги, откуда открылся вид на огромный угольный карьер-разрез. Была же мысль, что неплохо бы его увидеть, и вот, пожалуйста.

Отчёт-описание одиночного пеше-водного похода по южной части Дальнего Востока с 16 августа по 13 сентября 2021г, Часть первая - Начало
Эльгинский угольный разрез.

Кое-как пообедал: еда не лезет, и пошел к озеру. Дорога эта «хребтовая» оказалась второстепенная и малоиспользуемая: судя по следам, в последние дни прошла пара автомобилей и вездеход. Перед походом видел информацию, что въезд на нее с территории разреза перекопали угольщики и на машине сюда не попасть. Следы говорят, что проехать все-таки можно. Иду с осторожностью, оглядываясь назад, хотя проблемы теперь маловероятны.

Становой здесь силен и хорошо читаем, хотя и чуть затянут маревом. Оно если и от пожаров, то в малой степени, в основном это испарения. При осмотре на 360 градусов очагов пожаров не видно, также как не было их в этом районе, при просмотре программы трансляции пожаров онлайн в течении последнего месяца. Сейчас Якутия горит очень сильно, но севернее.

Отчёт-описание одиночного пеше-водного похода по южной части Дальнего Востока с 16 августа по 13 сентября 2021г, Часть первая - Начало
Вид с верхней дороги на Становой.

Солнце жарит нещадно, колея сухая, лужи редки. Посматриваю на них, потому как с водой промахнулся, и на оставшиеся 15 км имею ее пол-литра. Стал жестко экономить, желания идти вниз на поиски воды нет никакого. Как назло, подряд подъемы да спуски — тяжеловато с таким грузом, частенько перевожу дух, отсиживаюсь. Зной изнуряющий, как в июльской Анапе. Плюнул и стал пить мутную воду из досыхающих луж.

Отчёт-описание одиночного пеше-водного похода по южной части Дальнего Востока с 16 августа по 13 сентября 2021г, Часть первая - Начало
Сушняк.

Иду, слышу кто-то разговаривает. Вижу, мужик в трусах ягоды собирает, бормоча себе под нос. Окликнул. Он подошел, познакомились, поговорили основательно, попили его кофе. Оказалось это сторож геологического поселка, пришел позвонить на гору (он по блютусу разговаривал, когда я подошел), а заодно и бруснику собрать. Месяц, говорит, людей не видел. Пока общались, на разрезе так рвануло очередью, что пошатнуло, а столбы дыма взметнулись метров на сто — взрывные работы. Распрощавшись, пошел получше: кофе явно оживило. Спасибо, Николай! Иду, изредка поднимая стайки кормящихся куропаток: вдоль обочины полно полупоспевшего шиповника и осыпающейся малины. Местами, где колея поглубже, просматриваются пласты каменного угля.

Отчёт-описание одиночного пеше-водного похода по южной части Дальнего Востока с 16 августа по 13 сентября 2021г, Часть первая - Начало
Выходы угля на дороге.

В итоге, миновав многокилометровый спуск, доплелся до цели в 18.00 и с трудом поставил палатку – ухайдакался капитально. Встал на речке Уряды, и действительно “Урр-яяя!”, — дошел живой, и до Токо осталось всего 7 км. Выпил по приходу полведра воды, а затем, в честь нового ДР грамм 50 разведенки. Правда с такого объема эффекта практически не почувствовал. Сегодня прошел около 25 километров однозначно, и примерно за 8 ЧХВ. Плюс подъемы-спуски метров 800 в сумме. В общем, отдалился наконец от цивилизации и от рисков — «ушел от бабушки» Эльгинской, похоже таки, да. Позже чуть отпустило, полегчало, и ноги отошли, а то сварились в ботинках за день. Отбой в 21.00.

18 августа (3-й день) Встал, в 4.15, моросил дождь всю ночь, t+12. Вроде бы восстановился, состояние ок. Попробовал собирать герму в тамбуре палатки — вполне возможно, так что от погоды теперь не завишу по этой части. Еду приготовил на горелке. Вышел в 7.30, перешел по камням Уряды и бодро зашагал по разбитой вездеходами дороге. Олег предупреждал, что после речки пойдут мари, но топких мест мало, видимо из-за засухи. По жидким краям луж много следов оленя, росомахи, волков. На моховой кочке нашел несколько ягод морошки, чему очень удивился, ведь очень поздняя пора уже для нее. Иду, не забывая простукиваться и кричать речевки. Петь песни, как советуют, утомительно, надо постоянно напрягать сознание, что отвлекает, тогда как любые несложные кричалки в самый раз. Среди деревьев показалось зеркало Токо, и вскоре я уже был на берегу.

Отчёт-описание одиночного пеше-водного похода по южной части Дальнего Востока с 16 августа по 13 сентября 2021г, Часть первая - Начало
Большое Токо.

Озеро красивое, вдобавок штиль и низкая облачность разбилась на мелкие части, стало солнечно. Именно в такую погоду и хотелось увидеть его, а не шторм с дождем. Примерно в километре, слева, кордон заказника: человек на берегу, вездеход стоит. Документы у меня в порядке, поэтому терять время на его посещение нет смысла. Пообедав, надул за полчаса каяк, погрузился, отошел от берега и стал мягко резать гладь направлением на ближайший мыс. Увидев под берегом птичью пару небольшого размера, подошел по инерции, почти без гребков. Самочка присела, а самец бегает рядом, немного распушив хвост, чем-то напомнив очертаниями маленькую дрофу. Это точно не рябчики и не куропатки, а значит краснокнижная дикуша, других куриных такого размера здесь не водится. Птица доверчивая настолько, что раньше ее ловили петелькой за голову, осторожно продевая ее с близкого расстояния. Вот и я подплыл метров на 10, но шумновато, после чего они потихоньку ушли за кусты и долго стояли выглядывая из-за коряжки. Сфотографировать не успел, к большому сожалению, ведь такие встречи редки и ценны.

Дальше, двигаясь вдоль берега, увидел модный домик из оцилиндрованного бревна. Здание свежее, благоустройство видно тоже, и сделано богато и со вкусом. Чья это красота неведомо, но скорее всего угольщиков.

Отчёт-описание одиночного пеше-водного похода по южной части Дальнего Востока с 16 августа по 13 сентября 2021г, Часть первая - Начало
Островок цивилизации.

Впечатленный этой лепотой, двинул к устью Утука напрямую, штиль позволяет. Быстро дошел до коряжника нанесенного рекой, где по словам Солоновича водятся трофейные щуки.

Отчёт-описание одиночного пеше-водного похода по южной части Дальнего Востока с 16 августа по 13 сентября 2021г, Часть первая - Начало
Долина Утука.

Поставил поппер, и с третьего заброса, не без труда, но вытащил одну, выпрыгнувшую в атаке дельфином на полметра. Хорошо потягала. Взвесил — 4,5 кг, должен осилить, оставляю. Привязал к корме лодке и напрямую резанул к месту завтрашнего старта в пешку, преодолев оставшиеся несколько километров за час. Берег здесь в плавнике и среднем галечнике, с уклоном — пришлось выполнить срезку-подсыпку, выравнивая площадку под палатку. Но вид со стоянки — изумительный. «Жемчужина Южной Якутии» — этот лейбл присвоен озеру по делу.

Отчёт-описание одиночного пеше-водного похода по южной части Дальнего Востока с 16 августа по 13 сентября 2021г, Часть первая - Начало
Вечереет

Повозился с уловом, наделав жарехи и ухи, и половину одолел за раз. Завтра думаю
задержаться здесь до обеда, жалко уходить от такой красоты. Тепло, +12, отбой в 21.00.
Прошел за день 7км пешком и 12 по воде, за 6 ЧХВ.

Отчёт-описание одиночного пеше-водного похода по южной части Дальнего Востока с 16 августа по 13 сентября 2021г, Часть первая - Начало

19 августа (4-й день) Проснулся в 4.00, провалялся до 5.00, t+10. Тишь да гладь, благодать. С ночи гагары давали концерты, к утру достигшие апогея и усиленные лебедиными перекличками.

Отчёт-описание одиночного пеше-водного похода по южной части Дальнего Востока с 16 августа по 13 сентября 2021г, Часть первая - Начало
Гагары мяучат, лебеди стонут по утру.

Умылся, побрился, искупался. Организм явно восстановился: от усталости стоп и спины почти ничего не осталось – сон здесь целебный. Досушил лодку. Еле добил уху, все таки мой рыбий формат — 3 кг, с большим уже проблемы. Решил собираться и идти пока погода. Помедитировал еще немного, насладился покоем, и в 10.30 уже лез на прибрежную гору, по стланику, направлением на восток. Чуть позже подсек оленью тропу и дело пошло веселее, только мошка одолевает. Жрет усердно, лезет в глаза, в рот — сладкая на вкус. Послаще голубики, которой здесь больше, чем гнуса.

Спустился к ручью, впадающему в озеро Малое Токо, которое как не пытался, так не смог разглядеть сверху возвышенности, хотя до него оставалось километра полтора. Видел лишь его долину и скалистые берега.

Далее пошел равный подъем, где более-менее было поначалу, но затем стланик перешел в классический, пятиметровый, толстоствольный, убийственный. Это ожидаемо. Сразу потеряна ориентация, скорость упала до 0,5км/час. Продираясь, стараюсь двигаться максимально аккуратно, особенно пружиня и перескакивая с гермой по стволам, проползая под ними на корячках и т.п. При этом приходится постоянно проверять направление по компасу, изредка проверяя положение по навигатору. Звеню, кричу.

Пошел мелкий дождик, это видимо к нему так бесилась мошка, и через 10 минут я полностью вымок. Фотоаппарат, который нес на поясе в чехле, сразу убрал в десятилитровую герму, креплением на тот же ремень.

Отчёт-описание одиночного пеше-водного похода по южной части Дальнего Востока с 16 августа по 13 сентября 2021г, Часть первая - Начало
Худо-бедно, но иду.

На днях расстроился, что не хватит ААА батареек в фонарик: всего два комплекта, а один уже подсаживается из-за ночных бдений на эльгинской дороге в ожидании вахтовки. Но оказалось, что в последний момент доложил в ремкомплект еще три батарейки, ура. Похоже, некоторые вещи в суете даже не зафиксировались памятью.

К концу дня шел в режиме: на спуске и по ровному ходки до 40 минут, в гору 15-20. Отдых минут 5, поднимаюсь с колен, иначе никак. Во время переходов иногда останавливаюсь в наклон, перевожу дух. В момент остановки само собой вырывается во весь голос: “Х-ууу! Е-еее! Во блин!”. Заодно обозначаюсь.

К 17.00 подошел к ручью Озерному, где и разместился на поляне, прошагав 7 км за 5 ЧХВ. Дождь кончился, все в воде, t+10. Отбой в 21.00.

20 августа (5-й день) Проснулся от ветра в 4.15, палатку бьет, дождик моросит, t+12. Похоже, опять весь день «купаться».

Упаковался в тамбуре, одел все сырое и вышел в 8.00. Сегодня стланик лишь полосами, но его замещают плотные заросли карликовой березки, которая здесь размером в мой рост. Вопрос решается простым продиранием, главное в пелене веток во время заметить валежник и ямы.

Иду неплохо, мокрый только по пояс, так как продолжающийся ветер осушил верха. Стараюсь держаться троп направлением на юго-восток, при этом постоянно сносит вправо, южнее. Здесь общим ориентиром служат хребты Станового, не давая сильно ошибиться. По ходу приходится обходить множество мелких и средних озер, встречаются холмистые участки поросшие ягелем. Здесь идти одно удовольствие.

Отчёт-описание одиночного пеше-водного похода по южной части Дальнего Востока с 16 августа по 13 сентября 2021г, Часть первая - Начало
Одно из сотен озер Алданского нагорья.

Вообще то, ожидались преграды из труднопроходимых марей, по факту же — в основном сухие поверхности, чему способствует затянувшаяся погода без значительных осадков.

Судя по пройденному, про болота и зыбуны в этой предгорной полосе, нет и речи.

Отчёт-описание одиночного пеше-водного похода по южной части Дальнего Востока с 16 августа по 13 сентября 2021г, Часть первая - Начало
Пересохшие участки марей.

Пообедал на Худуркане, часто упоминаемой в повествованиях Федосеева реке, родине эвенков Карарбаха и Лангары, героев повести «Злой дух Ямбуя».

Река Худуркан.
Река Худуркан.

Русло здесь каменистое, вода вкусная — пью ее литрами как конь после заезда. Появился аппетит: похоже организму, помимо поедания самого себя, понадобилось дополнительное питание в соответствующих нагрузкам объемах.

Вторую половину дня провел на частых подъемах и спусках в преодолении ответвлений близлежайших отрогов. Много кедрового стланика, шишек, следов кормежки медведя. Гнуса не особо. Одежда высохла. С одного из холмов видел далекую гору, которая, исходя из расположения на карте, и есть Ямбуй. Большой массив, мрачноватый.

К вечеру добрался до озера Нерунда, судя по габаритам, второго среди водоемов Южной Якутии после Большого Токо. Оно немного напоминает карельские озера: те же поросшие деревьями острова и редкие валуны по берегам. Только этот водоем человеком практически не посещается, в отличие от зверья, следов которого тьма.

В конце дня лямки режут плечи, вдобавок сильно перетягивает грудную клетку стяжкой: сказывается отсутствие поясного ремня на гермобауле. В остальном он хорош, особенно при проходе через кусты, из-за скользящей поверхности и отсутствия большого числа наружных ремней, присущих обычным рюкзакам.

Дошел до дальнего края озера, и уже думал было, что придется спать на вездесущей кочке, как пересек ручей и появились варианты поинтереснее. В самом его устье набрел на идеальную мелкогалечную площадку с видом на озеро. Вдобавок рядом, в приручьевой яме, настоящая купель с ледяной водой. Класс!

Отчёт-описание одиночного пеше-водного похода по южной части Дальнего Востока с 16 августа по 13 сентября 2021г, Часть первая - Начало
Сумерки на озере Нерунда.

Антураж соответствующий: над озером гуляют небольшие дождевые тучки, курлычат журавли, все величественное, дикое. Попробовал покидать спиннинг — пусто. Уговаривать не стал. В итоге дня 12 км, за 8 ЧХВ. Отбой в 20.30.

Продолжение следует

  VVV.RU