Не хотел ничего писать, но публикация протоколов совсем выбила меня из колеи, в которую я пытался влезть после фестиваля.
Находился я в некотором состоянии когнитивного диссонанса. С одной стороны, ценность фестиваля неоспорима, и чей это фестиваль, если не мой? С другой стороны, для меня местами это было что-то вроде путешествия Алисы в кривозеркалье, где я не понимал, что происходит в довольно привычном мне мире кино. Попытки понять жюри взрывали мозг: ни форма, ни содержание не имели значение, в тайный сговор/круговую поруку верить не хотелось. И спустя несколько дней меня осенило.
Некоторое время назад я ходил на курсы режиссуры и операторского искусства преподавателей из ВГИКа. И там до нас доносили следующую мысль: создание качественного видеоряда – это не искусство, а ремесло. Т.е. есть правила монтажа, которым надо следовать. Нарушение данных правил является ошибкой монтажа (либо осмысленным осторожным приёмом). То же самое верно для операторской работы. По сути, это является формой, которая помогает донести содержание до зрителя. На фестивале в число призеров, среди которых были и первые места, попали работы, которые содержали, мягко говоря, немало довольно серьезных ошибок (грубо говоря – показательные сборники последних). Местами высокая оценка операторской работы там, где, по сути, её почти не было, тоже показалась мне странной.
«Ок, - подумал я, – очевидно, форма на фестивале не главное» и обратился к содержанию. С одной стороны содержание было определено тематикой фестиваля и было довольно стандартным (видеография различных путешествий), с другой, более детальной стороны - широкий разброс событий в кадре (в том числе в призовых работах). Очевидно, содержание тоже существенной роли не играло (пожалуй, за исключением одного-двух номинантов).
И дальше я находился в вышеописанном состоянии, пока меня не осенило. Осенило не сразу, потому что то, что оказалось главным критерием на фестивале, вообще-то для туристского видео является не существенным, что я покажу ниже.
А главным (практически возведенным в абсолют) на фестивале оказалось наличие чистой идеи работы. Чистой в том смысле, что напрочь оторванной от формы и содержания. Т.е. была бы идея, а как её доносят, роли не играет.
Мне было и смешно и грустно. Смешно оттого, что мир оказался вывернутым наизнанку и причина перепутана со следствием. И то, что я принимал всерьез, оказалось фарсом.
Грустно оттого, что такая основа обманывает жюри, но не обманывает зрителя и это противоречие мешает развитию фестиваля, классного и нужного дела.
В любом художественном произведении, например, игровом кино, содержание и форма, безусловно, являются средствами выражения идеи, донесения её до зрителей. Художник думает, как лучше эту идею передать в своем произведении, планирует его досконально, делает предварительные наброски. Идея – причина, содержание – следствие, форма – средство выразительности содержания.
В подавляющем большинстве случаев туристское видео не является художественным произведением. Это не постановочное видео. Это репортаж. Хроника. Т.е. идея этого видео в самом видео.
Безусловно, решающую роль в таком видео имеет его содержание. Оформление этого содержания (операторская работа и монтаж) также очень важно, поскольку позволяет более полно его (содержание) раскрыть. (Именно этого я ожидал от фестиваля и буквально был шокирован, когда почти не увидел).
Что делают многие авторы, а жюри их поощряет? Есть отснятый материал из похода. И по какой-то причине (видимо, чтобы его разнообразить), автор решает подложить под него идею. Ну, например, как плохо в городе и как хорошо в походе. Или туристские ценности – костер, дружба, дорога и т.п. Очевидно, только с помощью отснятого материала практически невозможно это сделать, т.к. отснят он про поход и целью его съемки была хроника. Тогда автор решает наложить закадровый или внутрикадровый текст, прямыми словами выражающий его идеи. Или подбирает бардовскую или иную песню с глубоким смыслом, наиболее полно описывающую его идею и накладывает на нее видеоряд. Надеюсь, вы понимаете, что в этом случае главным становится закадровый текст (/мелодекламация) или песня, а видео становится всего лишь их иллюстрацией.
Что делает жюри, которому нужна идея? Ведётся на этот обман. Хороший текст или песня, дополненные видеорядом, настроение создано. Многие, думаю, даже не понимают, что только что они оценили на соответствие идее не видео, а текст/песню. А если еще идея находит отклик в сердце (общетуристские и человеческие ценности – туризм, друзья, прошедшие походные годы, горы и т.п.), то вообще здорово. Всё хорошо, кроме одного: средством выражения идеи в данном сценарии является никак не видео. Уберите звук, название, титры и вы вряд ли поймете, о чем там речь вообще. Вернее, псевдоидея пропадет, останется то, что должно быть – поход.
Были, конечно, работы, где люди пытались подкладывать какие-то идеи более тщательно, доснимали постановочные куски и т.п. Но мне кажется, это от лукавого. Поскольку основной видеоряд всё равно про другое. А притянутые за уши постановочные куски вызывают улыбку, поскольку эти попытки войти в игровое кино слишком робкие и дилетантские, что ли. Как будто нарочно подчеркивающие фарс. Т.е. люди постановочное кино не снимают, а обозначают. И, конечно, куски эти несут малую художественную ценность (чтобы они несли ценность, надо брать идею и снимать под неё постановку от начала до конца, заниматься драматургией, от актёров требовать играть, а не просто в кадре присутствовать).
В общем, к чему я всё это. Моё мнение, что главным на подобном фестивале о путешествиях должна быть форма. Т.е. операторская работа и комфортный монтаж.
Содержание таковым быть не может по причинам необходимости равенства условий (хотя зритель на youtube и т.п. именно это оценивает в первую очередь). У всех оно разное, одни по скалам шестерку лезут или в пятерочный порог ныряют, да еще и срываются, переворачиваются (сразу первое место за содержание), другие пеший поход по Подмосковью идут без особых происшествий (содержание на троечку). Оценивать идеи (и уж тем более возводить наличие идеи в абсолют) – глупость, как я показал выше. Природа нашего видео - неигровое кино и большинство работ фестиваля игровыми не являются. Это даже не документальное кино в полном его объеме, а узкий его жанр – хроника. Это стоит признать и знать своё место, вернее, правильно выбирать критерии для оценки.
Надеюсь, моё письмо поможет улучшить качество фестиваля и раскроет глаза некоторым членам жюри.
Спасибо,
Сергей