Полезно почитать тем, кто делает тур-фильм, да и не только. Кто-то может скажет - всё это известно...-тогда просто, утвердиться в своей правоте. взято с
http://arba.tomsk.ru/index1.php?xr=481 , надеюсь на меня не обидятся ребята с Томска. Думаю, что после просмотра фильмов любого последнего фестиваля туристических фильмов подходят слова Ольги Пасько.
ПЕРВЫЕ НЕОФИЦИАЛЬНЫЕ …Впервые, за долгие годы с просмотра, я уезжала в приподнятом настроении. Работы стали яркими, оригинальными и, главное, интересными! В основном. Были недочеты, но о них – чуть позже…
Итак, что мы увидели. Разнообразие – по подаче материала, съемке, монтажу. Точность, лаконичность и мастерство. Меньше стало пьющих, жующих и спящих. Меньше - «героев». Молодцы! Авторы еще «получат по заслугам», а теперь о том, что еще можно сделать.
Посмотрите свою работу «чужими» глазами, а еще лучше – с кем-то. Обсудите. Наверняка, вы увидите повторы. Где-то начнете «терять темп». Где-то заскучаете. Добрый совет – вырежьте эти фрагменты или оставьте для другой домашней версии «без купюр».
Возможно, какой-то корявый план вам дорог как память, ведь за ним обрыв в 200 метров. Вы помните свои ощущения, переживаете их заново, но зритель-то этого не знает! И для него – это просто берег, и чему тут удивляться? Попробуйте прокомментировать: «Трудно представить, но в шаге отсюда – пропасть глубиной 200 метров».
О-о-очень порадовали операторы. Пожалуй, в этом году мы увидим лучшие их работы. И опять – «но». Есть фильмы, где «к бабке ходить не надо» - абсолютно профессиональная съемка (несколько камер, павильон, профессиональные звук, освещение). Но наши авторы по каким-то причинам (будем думать из скромности) обозначают их как «любительские».
Есть любительская съемка, и отличный профессиональный монтаж. Та же номинация. С ужасом вспоминаю свои монтажи любительских материалов. В десятках часах подводных съемок, мути, тряски, буквально по секундам «выцапывала» приличные планы, с ухищрениями вводила в канву фильма. Зареклась – больше с такими исходниками не связываться. Это кратно сложнее! Обсуждая тогда категории, жюри решило – если оператор или режиссер – человек, имеющий дело с телевидением, категория однозначно «профессиональная». Иначе сравнение его работы с работой новичка будет явно не в пользу последнего.
Порадовало разнообразие музыкального оформления. НО! Музыки стало СЛИШКОМ много. Ушли живые звуки – треск костра, пение птиц, шелест листьев, рев реки. Ушло дыхание природы! Просмотрите исходники. Наверняка, у вас все есть. Тогда верните зрителю ощущение реальной, а не виртуальной жизни. Обязательно введите лайфики.
Избегайте совмещать: голос за кадром + голос в кадре (разговор, песня) + музыка. Правило – не больше двух источников.
И еще – пошла мода на эффект «Затемнение». Просто – эпидемия. Запомните, «затемнение» используем, если действие или эпизод оканчиваются (были в городе, оказались у костра; были детьми, стали взрослыми), т.е. нам нужно поставить точку в цепи каких-то событий.
И в заключение, еще о нашей старой «любимой» привычке – переходить от одного слайда к другому спецэффектом. И опять перед нами с бешеной скоростью крутятся горы, разлетаются вдребезги туристы, по спирали вырисовываются дороги. Зачем? Спецэффекты, если они неуместны, сбивают с толку, отсекают предыдущую мысль. Вы ЭТОГО хотите? Если нет – прямой переход, в крайнем случае «микшер».
По монтажу поговорим на МАСТЕР-КЛАССЕ. Готовьте работы, вопросы. Обсудим конкретно. А пока всем, кто еще «у станка» - вдохновения и расчета! С нетерпением жду встречи!
Ольга Пасько, профессор ТПУ, действительный член Евразийской Академии телевидения и радио, член Союза журналистов России
там ещё отличные коменты Ольги Пасько , по прошлым фестивалям.
http://arba.tomsk.ru/index1.php?xr=438 http://arba.tomsk.ru/index1.php?xr=441