Перевод Жени Ильина верхней части Ченаб октября ноябрь 2003
Химачал-Прадеш / Северная Индия / 16-ого октября ноябрь 2003 Наша задача была невыполнима в связи с многолетним военным конфликтом в Афганистане, Ираке и сложной, неспокойной и нестабильной ситуацией в Кашмире. И как только появилась информация о из Джаммы об относительном спокойствии мы начали… Добравшись всей командой до Manali, Химачал-Прадеше, мы наняли джип, загрузили пять лодок и двинулись на север к Rotang, к Долине Чинаба. Задачей экспедиции было пройти 290 км вниз по реке до Kistware. (Kistware был отправной точкой рафтовой плота Кена Варена в 1988.)
Rotang является одним из 4, перевалов по дороге в Leh, на север в Ladhak. Этот торговый маршрут через Большие Гималайский Хребет, ведет через четыре 4000-5000-метровых перевала между многочисленными 6-титысячниками + достигает максимума и приводит вас в Himalayan Rain Shadow. Поскольку Вы путешествуете на север, пейзаж меняется от пышных альпийских лесов, окружающих Manali к засушливому лунному ландшафту Ladhak. Истоки реки Чинаб - ледники, окружающие второй перевал - Baralarcha La.
Две реки, которые формируют Чинаб, начинают это Bharga и Chandra. Есть легенда, что эти две реки были богами и сексуальными партнерами, мужчиной и женщиной (как это ни странно). Ивот однажды из их дома, Женщина (Chandra) убежала на юго-восток, вероятно надеясь, что Мужчина (Bharga) погонится за ней. Bharga же сидел дома и никуда не дергался, считая, что Chandra вернется, но осознав, что она не возвращается он ломанулся строго на юг, срезая путь. Они встретились в Tandi и продолжили дальнейший путь вместе, можно сказать в одной кровати.
На спуске от Rotang La подтвердились наши представления о Chandra мы увидели низкий уровень воды с расходом 30-40 кубиков. 8 лет назад мы видели текушие здесь 300 кубов. Следуя вдоль Сhandra вниз по течению мы достигли Tandi и слияния с Bhaga. К тому времени, когда мы достигли Keylong в 7 км выше по течению Bhaga, вместо ревещего потока мы увидели спокойную малорасходную реку которую никак не могли сравнить с собственными воспоминаниями. Если бы было больше времени, я уверен, мы бы смогли его занять сплавом здесь, чтобы сгладить шок от путешествия по Индии. Но мы были в экспедиции. Сбежав из Делийской суматохи и добравшись на автобусе к Manali мы попали в рай: среди пустынных горных вершин в сопровождении звуков реки. Мы нашли гостиницу и запланировали следущее: добраться к реке на следующий день. Достичь Darcha утром, это то место, где расплавленные ледниковые потоки становятся Bharga, разведать местность и по возможности начать спуск к реке. Именно такая организация: разведка, затем прохождение и должны были стать стилем всей поездки. В Индии особенно в более отдалённых районах это единственный способ пройти маршрут, поскольку Вы не сможете найти точную и определенную информацию. Зачастую есть несколько взаимоисключающих версий одного и того же. И даже не всегда из сказанного можно вычленить разумную середину.
Мы решили начать нашу поездку в Gemur, где ручейки слились. Здесь река накопила 20-30 кубиков и начала прорываться через камни и пороги, тем не менее данные препятствия не представляют сложности. В конечном счете все было хорошо препятствия стали более сложными и интенсивными, ущелье углубилось и дорога отошла от его края, но это все было предсказуемо. Самой большой опасностью стали взрывы горных пород при дорожных работах. Им удалось сбросить несколько здоровых скал, но мы уже миновали это место и никто не пострадал.
Выше Keylong мы приехали к основному ущелью, которое мы определили для прохождения, нескольких сливов в узкой 15 тиметровой щели. глубиной гибели, и мы продолжали, передавая Keylong. К закату мы достигли Tandi как раз перед закатом. Мы встретили Prakesh на мосту, оставили лодки в харчевне и вернулись к роскоши пансиона в Keylong.
22 октября. Tandi к Udaipour
утром второго дня сплава мы просыпались под голубым небом цвета лазурной птицы вместе с солнцем, ползущим по горам и нагревающим долину. После завтрака и нескольких бесед с бюрократами мы отправились к Tandi и первому участку после слияния Bhaga и Chandra, образующий Чинаб. Удвоение расхода и холод вызывают проклятия, те из нас, кто привез сплавные перчатке радуются своей предусмотрительностью. Некоторые тяжелые пороги вызывали переохлаждения у нас, и соответственно приводили нас к новому мосту и чайной. Было бы глупо не останавливаться, чтобы быстро не выпить чашки чаю. Тем не менее мы прошли запланированные на этот день 20 км.
Поскольку мы спускались по Чинабу, мы направлялись к Границе Кашмира и об этом участке у нас было еще меньше информации, чем мы обычно имеем. Речная рвалась через засушливый пейзаж, предстающий перед нами садом из валунов и порогов, Иногда все сходилось в узкие щели? внутреннее святилище? из русла реки. Мы выбрали это окно между летом и зимой, стремясь находить самые низкие воду и окружающую среду, в которой мы могли все еще выжить. Летом река бежала бы в больше чем 300-400 кубометров и если сейчас текло 100 и только дно русла было покрыто водой. Время от времени основополагающие скальные выходы зажимали Чинаб до ширины в несколько метров. Зимой река была бы заморожена.
Чем дальше продвигались мы вниз по течению, тем меньше становилось населенки, дорога тоже отошла от реки, что потребовало обучения использования радиосвязью нашего водителя. В каждой деревне мы собирали информацию, которую только могли найти. И только так мы могли договориться о встрече с Prakesh. Мы скачали с Интернета карты, но все равно с ними были проблемы. В Udaipour мы обнаружили, что у нас потеряна большая часть карт этого участка. Сами же карты были 500-футовыми, таким образом, мы не могли точно определиться по ней.
К тому времени, когда мы приблизились к Killar, серьезно возрос расход воды, длинные участки ущелий были усыпаны огромными валунами и заполнены развалинами от обвалов. Это была действительно реальная экспедиция. Несколько раз мы думали что сможем встретиться в темноте, но после тяжелого ходового дня поиски мостов откладывались и Prakesh не найдя нас отправлялся в очередную деревню к еде и ночлегу.
ДЕНЬ 6. 25-ый - ДЕНЬ ОТДЫХА
Исчерпав возможности мы решили двинуться вниз в долину Jamu к кашмирской границе. Подскакивая в джипе мы были в мире Prakesh(а) в мире, где полуразрушенная дорога спускается к реке. Взобраться на 1000 футов от мест осмотра реки всегда забавно. речной разведки всегда - забавно, поскольку Вы знаете, как действительно выглядит все там, и как отсюда. На границе мы нашли несколько уставших пограничников. Данный погранпереход был явно не мечтой в их карьере... После чашки чая это не было премиальным местоположением, на которое они надеялись быть назначенными. Выпив по чашке чая, мы смогли объяснить нашу цель. Пограничники нас уверили, что мы сможем подняться от реки после пересечения нами границы.
Вблизи этой точки мы встали на ночевку на реке. Дорога отошла от реки, и как следствие нам пришлось взять к себе в лодки спальники, одежду, посуду и продукты. К счастью мы уже спустились в зону леса и могли спокойно развести костер. Речные ночи были спокойными, мирными и волшебными, далекими от суматохи Индии. Ночью мы играли в карты, вновь переживая захватывающие истории прожитого дня и засыпая крепким сном. Однако Вы никогда не исключайте возможность встретить местных жителей, и мы чередовали ночевки: у реки\в деревне. К тому времени, когда мы достигли Padyanha, мы провели две ночи на реке, миновали Galabghar, и наш GPS сказал, что мы находимся в 50 км или около того от Kistware. Сказывалась усталость, но постоянный сплав бодрил и поддерживал нас на ногах. Все шло хорошо до тех пор пока одно из препятствий не взяло верх над нами. На линии движения была огромная бочка, и она нас ждала. Benji проскользнул по краю, Andy и я угреблись вправо, оглянувшись мы увидели как Трент попадает в самую середину. Его заварило в бочке, дальше отстрел и мы его подобрали спасконцом ниже по течению.
ДЕНЬ 11. 30-ого октября - Padyanha к Проекту Дамбы и ущелью гибели.
После культурной ночи в Padyanha мы замыслили хитрый план. Мы придумали следующее: проходим ближайший 5-тикилометровый участок на пустых лодках; мы разведали этот отрезок и отметили, что на нем есть 5 больших порога. Местные сказали, что вещи можно спокойно завести до подъездного пути только выше Dull Hasti Dam. Таким образом мы могли спуститься в последнее ущелье и по идее, через день могли бы достичь или наоборот не достичь Kistware, в зависимости от нашей подготовки.
При приближении к дамбе видна башня водозабора, отводной канал и т.д. Тогда, как мы дрейфовали к стене дамбы, было очевидно, что строительство приближался к завершению, мы надеялись проплыть, но вертикальные стены высотой 30 м. предотвратили наше дальнейшее продвижение. Рабочие дамбы помогли нам поднять наши лодки веревками на дорогу, тут же безопасники радостно нам сказали что мы проникли на охраняемую территорию, и нам следует ее покинуть. Помахивание нашими разрешениями вокруг все изменило и они направили нас к реке ниже дамбы. К сожалению Prakesh не нашел нас этим вечером так как мы спустились еще на 15 км по направлению к Kistware. Это решение было основано на инженерах дамбы, говорящих, что река не представит дальнейших проблем за исключением одного места (порога) ниже по течению.
Вот и порог. Майк и я возглавляли сплав, пока столб брызг не обозначил препятствие. Осмотр подтвердил его серьезность. Гладкие вертикальные стены, частично удалось пройти свободным лазанием, в принципе есть место для обноса, но ниже ущелье выглядело еще кошмарней. И самое главное, что при прохождении его заходной части мы полностью теряли возможность зачалиться на этом участке и как следствие выбраться оттуда. Да и других вариантов у нас не было. Темнело, у нас не т еды и спальников и нам надо вернуться на 5 км. до утеса, где есть выход вблизи дамбы, что бы объехать это ущелье.
до наступления темноты мы собирались собрать большое количество леса, чтобы поддерживать огонь в течение ночи, но тут мы хзаметили на склоне небольшую хижину. Пересечь реку, мы были еще в состоянии. Мы отправились к дому в надежде найти пищу и ночлег. Smiley - парень направил нас холм, говоря, что там был больший дом, более приспособленный для наших нужд. Мы двинулись в темноту. Мы достигли обещанного дома: женщины и дети скрылись внутри - мы походили на иностранцев, спустившихся с Марса. Скоро несколько мужчин возвратились из работы; они также выглядели весьма смущенными. В конечном счете один человек - строитель дамбы нас опознал. Мы жестами объяснили, что река слишком опасна, а у нас нет еды, да и спать негде и выбились из сил.
Эта ночь была одним из тех событий, которые Вы можете только найти в отдаленном месте, и дала нам опыт и новую веру в человеческий род. Семья предложила нам войти, усадили к огню и разделила с нами свою пищу. В качестве средств общения с ними у нас были только жесты, так как слов друг друга мы не понимали. После удивительного блюда из риса сваренного в молоке и сахара, чапати и чая нас уложили спать под лучшими одеялами.
Утром мы сильно хотели продолжить движение, у нас была 4-километровая экскурсия до оставленного снаряжения, потом к дамбе. От дамбы мы могли нанять автобус до Kistware, где мы закончим маршрут. Крайние 15 км были тяжелыми, но день в принципе забавным. Когда мы в конечном счете достигли дороги у дамбы, руководитель безопасников был поражен видеть нас и заинтересован нашим новым появлением. Он вспомнил и объяснил, что эта область была ужасно воинственной территорией, и его прямой обязанностью будет вывести нас целыми и невредимыми. Грузовик безопасников нес нас из долины и из его юрисдикции. По нашему прибытию в Kistware рехнулись местные вояки! Мало того, что они были удивлены найти нас на своей территории, так еще и удивлены нашим нахождением там без их разрешения. Kistware находится в сердце мятежной области Кашмира, нам показали мятежников, которые были пойманы или убиты в действии. Только за несколько дней до этого была взорвана бомба на автобусной станции и во время нашего сплава по ущелью ущелья было убито 4 бойца из соседних деревень. Мы могли понять беспокойство вооруженных сил, когда 5 иностранцев представляют собой неопределенные яркие оранжевые пятна (цели). К счастью мятежники больше интересуются нападениями на армию чем стрельбой по иностранцам возможно, они не хотят навлечь гнев Жоржа Буша. Но нам было страшно все равно это осознать. Армия отправила нас обратно к Manali с вооруженным эскортом. Два автомобиля и грузовик с 20-миллиметровым пулеметом на крыше. Каждый километр шоссе представлял собой пост, на котором искали оружие и прочие радости гражданской войны.
В конечном счете мы добрались до Manali. Мы начали прохождение Чинаба настолько высоко, насколько это было возможно. До примерно того места, где в 1988 году стартовала рафтовая экспедиция. Приблизительно 180 км за 10 сплавных дней и много приключений по пути. Мы понимаем, что это не было полным первопрохождением поскольку были пройдены части Bharga, и у Russell Kelly есть соло прохождение Чинаб от Tandi до места около Killar. Это, должно быть, было адской поездкой, и мы снимаем сои шляпы перед ним!
Мы хотели бы благодарить всех, кто помог нам это сделать, не только наших спонсоров, но и всех кто нам помогал на месте. Некоторые из них живут на очень неспокойной земле, но они открыли себя и свои дома для нас, чтобы выручить нас.
Эта статья была опубликована в Великобритании журнал BCU