Спортивная группа «Вертикаль»: от Кавказа до Памира 2006г.

Спортивная группа «Вертикаль» образованная в 1988г из выпускников Рязанского радиотехнического института и горной секции турклуба «Альтаир» совершила не один десяток маршрутов в различных горных районов Кавказа, Тянь-Шаня, Алтая, Памиро-Алая, участвовала в чемпионатах России, подготовила мастера спорта и кандидатов в мастера спорта, прошла маршруты высшей категории сложности.

Сезон 2006 года был насыщен разнообразными событиями о которых и хотелось бы рассказать.

Первый выезд в горы начался весной апрель-май с маршрута второй категории сложности в Приэльбрусье. В горах выпало много снега и поэтому была повышенная лавинная опасность. Знакомые летом долины и ущелья были покрыты снегом, мы снова окунулись в зиму. Горы приобрели необычную красоту и притягательность. Нашей задачей было проверка снаряжения и получение акклиматизации к предстоящему летнему сезону.

Мы испытали снегоступы собственной конструкции, которые так необходимы для передвижения по глубокому рыхлому без наста снегу. Проверили новую палатку и пуховое снаряжение - спальники и куртки, которые нужны при большой перепадах температуры ночью до -15-20°С порой с ураганным ветром. Весной в горах более необычно чем лето, что требует особенного подхода и к выбору продуктов питания и к прохождению технических препятствий. Ограниченные небольшим количеством времени, а это майские праздники, мы побывали в ущельях Адылсу, Курмычи, Адырсу, Куллумкол и Баксанской долине, прошли перевалами ВЦСПС и Адылсу и получили массу впечатлений, для того чтобы дожить до лета.

Следующим маршрутом было глобальное высотное восхождение в июле на семитысячник пик Ленина(7134м), который находится в Заалайском хребте на Памире, на границе Киргизии и Таджикистана. Этому восхождению предшествовала многолетняя подготовка и разведка в 2003г до высоты 6100м. Неоценимую помощь нам оказала фирма «Пять звезд» и торговая марка «Sivera» в лице директора Валерия Фисенко, которая предоставила комплект одежды от термобелья и полартековских курток до штормовых мембранных костюмов

Мы прилетели в Ош, далее ехали 10 часов по памирскому тракту Ош-Хорог через три перевала до базового лагеря Ачикташ. Необычно за сутки переместиться в пространстве и времени на такое расстояние от Рязани до Памира. В течении двух недель мы последовательно акклиматизировались и заносили грузы – продукты и снаряжение из базового лагерь на высоте 3600м сначала в лагерь1 на 4450м, затем в лагерь2 на 5400м и еще выше в лагерь3 на 6100м.

И вот настал день, когда мы вышли на штурм из базового лагеря. Необычные чувства переполняют тебя, когда видишь всю громадную гору, с которой ты песчинка и что тебе предстоит сделать невероятные усилия, что бы набрать три с половиной километра высоты и взойти на нее. Это кажется невозможным.

Мы идем в очередной раз по донным россыпям от базового лагеря мимо поляны эдельвейсов и луковой поляны поднимаемся на перевал Путешественников 4100м, где резвятся сурки и провожают нас своим свистом, далее по тропе вдоль ледника и по бесконечным моренам в лагерь1. От первого лагеря путь идет непосредственно по горе среди трещин в обход ледопада на «сковородку», где в 1990 году погибли более 40 человек, и на осыпи лагеря2 5400м, здесь очередная ночевка. Поднимаемся выше по снегу на плечо 5900м и на вершину Раздельная 6150м, где чуть ниже по гребню и стоит наша палатка для решающего штурма.

Утро перед восхождением выдалось красивым без облачным, но очень ветреным. Подъем до 6400м под ударами ветра был длинным. Затем ветер стал тише. Подошли под взлет 6700м к так называемому «ледовому ножу» самому опасному месту. Гребень здесь узок и сначала ледовый, а затем заснеженные крутые скалы, страховаться почти негде и необходимо идти очень осторожно, чтобы не упасть на километр вниз, что произошли в прошлом году с одним поляком. На верху нас поразили светло-розовые скалы, которые как буд то окунули в сметану, причудливые заглаженные формы. Но рассиживаться некогда, впереди нас ожидает тяжелый взлет 6900м. Голос на такой высоте сел. Вдали виден Центральный Памир с семитысячниками пиками Коммунизма и Корженевской.

Доходим до плато Парашютистов, что на 7000м. Сюда в 1968г совершили прыжок 11 спорсменов-десатников, четверо из низ погибли. Основу этой группы составляли парашютисты из Рязани, именно им в 2003г к 35-летию прыжка мы поставили памятную табличку у подножия пика Ленина. С плато вершина совсем рядом, но высота дает о себе знать. Каждый шаг становится сделать трудно, подолгу дышишь и отдыхаешь, кажется, что ты идешь, а на самом деле еле ползешь. Но вот последний взлет и мы на вершине. 24 июля на всю жизнь останется в нашей памяти. Не верится, что мы дошли сюда, что мы на Крыше Мира как называют Памир. Вершина открыта всем ветрам. Мы достаем флаг России и фотографируемся. Для меня это не простой жест, я патриот своей страны, своего города. Фотографируемся с флагом фирмы «Sivera», которая нас поддержал, и предоставила нам одежду для восхождения, которая так пригодилась. Мы целый час были на вершине, а кажется, что пролетела одна секунда, но надо идти вниз. Дорога вниз такая же длинная, как и на вершину.

Мы приехали в Рязань, а через неделю я уезжал с новичками на Кавказ, что бы прийти сними их первый маршрут в горах. Погода стояла хорошая. Мы начали свой маршрут в ущелье Адылсу с перевала Койавганауш, перевалили в ущелье Адырсу, затем поднялись на перевал Джаловчат, вышли к перевалу Курмычи, прошли траверсом вершину Курмычи до перевала ВЦСПС. Все запомнили свой первый перевал, горных козлов у озера под перевалом Джаловчат, необычайные облака и закат на перевале Курмычи, первую свою вершину и кресты и иконы на перевалах и вершинах. Маршрут всем понравился, и мы решили сделать его традиционным для новичков.

Основную часть группы мы отправили в Рязань, а сами дождались остальных участников, которые задержались на военных сборах, и начались готовиться к прохождению маршрута четвертой категории сложности.

К концу жаркого лета ледники на Кавказе сильно потаяли, что добавило нам новых трудностей. Мы c большим трудом преодолевали трещины на ледниках, приходилось искать проходы в лабиринте ледопадов, преодолевать трещины по хрупким мостам. Несколько раз эти моста проваливались под нами, что добавляло адреналина в крови. Так мы преодолели перевал Гумачи, который обычно легко проходится.

На перевале Грановского нас чуть не захватила гроза, мы спустились в долину Башиль и переночевали у красивого озера. На следующий день нам пришлось переправиться через ледяную реку Башиль. На подъеме на перевал Бодорку мы повесели восемь веревок по пятьдесят метров перил на крутом льду и за это были награждены красивым видом на вершину Тихтенген.

Впереди нас ждали перевалы Голубева, спускаясь с которого нужно быть очень аккуратным, что бы не попасть под камнепад и перевал Оптимальный с множеством ледовых трещин, проходя который так хочется повернуть назад.

В начале сентября в горах начинается осень с холодными дождями, а значит нам надо возвращаться домой, где нас ждут и любят.

Время проведенное в горах наполнено массой впечатлений и очень емкое, вернувшись домой через несколько недель отсутствия мы понимаем, что ничего не изменилось, кроме нас самих. Время в городе пролетело как обычно быстро, и одна неделя порой не отличается от другой, и не вспомнить, что было в прошлом году. А эти дни в горах запомнятся на всю жизнь.

На следующий год мы планируем новые, а значит интересные маршруты.

Спортивная группа «Вертикаль» приглашает всех желающих для занятий спортивными восхождениями в горах. Занятия проходят каждый понедельник с 19.00 по ул. Почтовой, д.54 и в воскресенье с 9.00 в Канищево сбор на остановке «ул.Бирюзова». Справки по телефону 8-903-835-00-85.

Кондраков Олег, мастер спорта России

© taganok.ru 2007. Перепечатка материалов или публикация в сети интернет только с разрешения авторов и обязательным указанием сайта taganok.ru

Экстремальный портал VVV.RU удаленная проверка сервера uptime российских хостеров Клуб Хронических Водников

Видеосъемка HD и монтаж, создание слайдшоу, детские утренники. Рязань.