р. Башкаус, Чулышман, август 2008

 Команда «ТАГАНОК»

Водное путешествие 5 усл. к.с. по р. Башкаус и р.Чулышман, Республика Алтай.

Нитка маршрута: г.Рязань - г.Барнаул – п.Саратан - р.Башкаус – сплав до п. Улаган – переезд на р.Чулышман выше п.Язула – р.Чулышман – сплав до а/м у п.Язула – п.Акташ – г.Барнаул – г.Новосибирск – г.Рязань.

Время проведения: с 1 по 18 августа 2008г.

Руководитель: Зудин И. В.

1. Состав группы.

 

 

 Ф. И. О. участника

Дата рождения

 Опыт

Обязанность в

 группе

 

1.

Зудин Игорь Валерьевич

 

 1964

р.Охта – 3 р ,

р. Муксу – 6 у,

р. Спити- Сатледж - 6у.

 

руководитель

 

2.

 

Кирьяков Алексей Борисович

 

 1972

р.Эрменек – 5 у

р. Даламан-

р. Манавгат – 6 у

 

зам.руководителя

 

3.

Марков Александр Иванович

 1971

 

р.Сан-Коси – 5 у

р. Эрменек – 5 у.

р.Манавгат – 6 у.

кинооператор

4.

Хисматуллин Эдуард

Закиевич

 1973

р.Эрменек – 5 у,

р.Шахдара-Гунт – 6у,

р.Спити- Стледж – 6 у.

кинооператор,

фотограф

5.

Борискин Сергей

Алексеевич

 1978

р. Чуя – 5 у

р. Чон-Кемин – 5у

 

Казначей,

фотограф

6.

Иванов Кирилл Сергеевич

 1978

р.Паравани – 5 у,

р. Чарын – 6 у.

ремонтник

7.

Маторин Антон Александрович

 1977

 р. Сан-Коси – 5 у.

фотограф

8.

Банников Константин

Валерьевич

 1981

р. Чуя – 5 у.

завхоз

Средства сплава:

«Кат – 1» - катамаран четырехместный, объем – 3,2 м.куб, размер: длина – 5,2м , ширина – 2,2м. Экипаж: А.Марков (л.н.), И.Зудин (пр.н.), К.Банников (л.к.), С.Борискин (пр.к.,кэп).

« Кат – 2» катамаран четырехместный, объем – 3 м. куб., размер: длина – 5 м, ширина – 2,2 м. Экипаж: Э.Хисматуллин (л.н.), К.Иванов (пр.н.), А.Кирьяков (л.к., кэп), А.Маторин (пр.к.).

2. Общая характеристика района.

Республика Алтай, субъект РФ, расположена на юге Западной Сибири.

Столица – город Горно-Алтайск, расположен на р.Майма. Поселение возникло в начале 19в., город с 1928г. До 1948г. назывался Ойрот-Тура. Коренное население Алтая – алтайцы. Численность населения Республики Алтай на 2001г. – 205 тыс.человек.

Высший орган законодательной власти – Государственное Собрание (Эл-Курултай). Высшим исполнительным органом является Правительство Республики Алтай, которое возглавляет Председатель Правительства Республики Алтай.

Республика Алтай - горная страна. Именно поэтому утвердилось неофициальное название республики - Горный Алтай. Рельеф характеризуется высокими хребтами, разделенными узкими и глубокими речными долинами, редкими широкими межгорными котловинами. Самая высокая гора - Белуха (Кадын-Бажы) - 4.506 м, является высочайшей точкой Сибири. Белуха и ее массив определяют все ландшафтные связи горной системы Алтая.

Растительные ресурсы насчитывают более 2 тыс. видов растений, из них 200 видов растений-эндемиков, встречающихся только в горах Алтая. Леса занимают четверть территории республики. Из них половина – особо ценные, преимущественно кедровые леса. Разнообразен и животный мир Алтая – 73 вида млекопитающих, около 300 видов птиц, 22 вида рыб, 11 видов земноводных и пресмыкающихся.На территории Республики Алтай расположен один из крупнейших заповедников России - Алтайский государственный заповедник (площадь - 9.000 кв. км).

Все реки Алтая принадлежат к бассейну реки Оби, к основным сплавным относятся: Катунь, Бия, Чуя, Аргут, Чулышман, Башкаус, Бухтарма, Уба. Реки начинаются от ледников и многочисленных озер. На некоторых плоских водоразделах расположены верховые болота, которые дают начало таким рекам как Чулышман и Башкаус.

Климат Республики Алтай можно охарактеризовать как умеренно континентальный, с коротким жарким летом и длиной морозной зимой. Средние температуры января составляют от -12 до -32 градусов Цельсия, июля от +9 до +18 градусов Цельсия. Количество осадков составляет от 100 (в межгорных котловинах) до 1.000 мм в год.

Почти 70% тепла приходится на период с апреля по август. Максимум месячных сумм тепла отмечается в июле

Оптимальное время для сплава по рекам Алтая — с июля по сентябрь.

Благодаря разнообразию водных маршрутов и сравнительной легкости заброски (можно без авиации), Алтай является одним из самых популярных районов для туристов-водников.

3. Общая характеристика маршрута.

Река Чулышман берет начало из озера Джу-лу-Куль у юго-западного подножья хребта Шапшал на высоте 2199м и через 232 км впадает в Телецкое озеро, лежащее на высоте 435м. Площадь водосброса реки - 16600 кв.км. Наиболее крупными притоками Чулышмана являются реки Башкаус, Шавла и Чульча (на которой находится самый большой на Алтае водопад - Чульчинский).

Истоки реки находятся между хребтами Чулышманским, Чихачева и Шапшальским, на обширном заболоченном плато. Водосброс Чулышмана регулируется небольшими озерами и верховыми болотами . В верховьях основную массу воды приносят притоки (Богояш, Узун-Оюк), которые так же имею питание от верховых болот и дождей. Болота являются естественным регулятором расхода воды в реке. Наибольший наблюдаемый расход 24ОО куб.м/сек. Основная масса воды сбрасывается в летние месяцы, причем, наиболее многоводны, являются июнь-июль.

Самые сложные препятствия на Чулышмане – «Язулинский» каскад и двухкилометровый порог «Каша».

Река Башкаус – левый приток Чулышмана берет свое начало из озера в восточной части Курайского хребта на высоте 2500м. Средние уклоны: - в верховьях - 6 – 9 м/км;
- в среднем течении - 2,5 – 3 м/км;
- в нижнем течении - 15 – 24 м/км.

Среднегодовой расход в устье – 80 куб.м./с, площадь бассейна 7770 кв.км. Продольный профиль Башкауса отличается от аналогичных характеристик других рек Алтая. Он имеет небольшие уклоны в верховьях и среднем течении, затем они резко возрастают в низовье реки.

Верхний Башкаус это участок реки от р.М.Кокури до пос.Улаган – длина около 90 км, средний уклон 6 м/км , 5 каньонов. Самое сложное препятствие этого участка Саратанский каньон.

 4. Выбор маршрута.

Рязанские водники неоднократно сплавлялись по рекам Алтая, но р.Чулышман (Язулинский каскад) и р.Башкаус были до сих пор ими не пройдены. Эти реки привлекают многих водников из России и других стран интересными и сложными препятствиями, красивой природой. Поэтому при подготовке летнего похода на 2008 год мы обратили внимание именно на связку этих рек.

Некоторые группы начинали сплав по Чулышману с прохождения его левого притока р.Богояш. Но изучая отчеты выяснилось, что интересных препятствий там нет, да и в засушливый год с водой проблема – обнажается много перекатов и мелей. Более интересен верхний участок р.Башкаус до п.Улаган.

С учетом того, что в последние годы переезд из Улагана до п.Язула и дальше - до кордона Алтайского заповедника, упростился выбор связки рек Верхний Башкаус – Чулышман (с Язулинским каскадом) показался нам наиболее интересным и логичным.

5. Подъезд , отъезд.

Добраться до намеченной точки начала сплава на р.Башкаус можно автотранспортом из Барнаула или Новосибирска.

Первоначально планировалось , что вся группа самолетом из Домодедово вылетает в Барнаул. Но из-за резкого удорожания стоимости авиаперелетов летом 2008, до Барнаула добирались различными авиакомпаниями, как прямым рейсом так и через Новосибирск. Один участник выехал заранее поездом через Новосибирск.

Вечером 1 августа группа почти полным составом, за исключением Кирьякова А., собралась в аэропорту г.Барнаула .( Кирьяков А., из-за непредвиденных трудностей на работе, был вынужден задержаться и догнал группу уже на маршруте рано утром 5 августа).

На стоянке около аэровокзала нас ждал заранее заказанный микроавтобус. Вадим, хозяин этой маленькой транспортной фирмы, рассказал об обстановке в горах и дал несколько советов о том, как вести себя с местным населением.

Наш вариант заброски – автотранспортом через пос. Улаган, далее вверх по Башкаусу минуя пос.Саратан и выше. После правого притока р.Иолдо проехать выше по течению Башкауса можно только на автомобиле повышенной проходимости (ГАЗ -66). Мы заехали на реку на полноприводном микроавтобусе и начали сплав по Башкаусу в 1 км ниже правого притока п.Иолдо.

Выход с маршрута. На вездеходе ГАЗ-66 выехали с Чулышмана от моста у п.Язула в пос.Акташ, куда прибыли на следующий день и остановились в гостинице. Здесь без особого труда нам удалось найти пассажирскую газель до Барнаула.

Обратные авиабилеты у нас были на 18 августа. Жить в Барнауле оставшиеся дни никому не хотелось. Поэтому первым делом отправились в аэропорт менять билеты. Нам предложили билеты на ближайшие рейсы из Барнаула но с доплатой 14 тыс.рублей с каждого. Т.е. стоимость перелета Барнаул-Москва с вылетом в ближайшие сутки 20 тыс.руб. – полный грабеж!

Билеты сдали и решили выбираться через Новосибирск. Четверо из нас улетели из Новосибирска самолетом, доплатив по 10тыс.руб., а другая четверка – поездом . Купе до Москвы обошлось в 6 200 руб. Последние прибыли в Рязань утром 18 августа.

6. График движения

дни

пути

дата

Участок пути

Протя

женн

ость

Км.

Чист. ход. время, ч.

Характер пути, естественные препятствия

Метеоусловия.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

1.08

2.08

3.08

4.08

5.08

6.08

7.08

8.08

9.08

10.08

11.08

12.08

13.08

13.08 -

14.08.

14.08-18.08.

Рязань – Барнаул

 -верх.р.Башкаус

сборка катамаранов

мпн* - стоянка в 6 км ниже п.Саратан

мпн - стоянка в 3 км выше п.Улаган.

переезд на р.Чулы- шман, стоянка у Со-

лдатского моста.

мпн – стоянка ниже преп.№46

Дневка.

мпн- преп.№58 «Тривовы».

№58 – стоянка за преп.№62.

№58-стоянка за преп.№62.

Дневка.

мпн- стоянка у моста у п.Язула.

разборка Кат-1, переезд в п.Акташ.

п.Акташ-г.Барнаул- Новосибирск- Москва – Рязань.

 -

 -

25

26

100

2,5

 -

 2,5

1,5

1,5

 -

3,5

 -

 -

 -

 -

5

6,5

 -

5

-

 4,5

4,5

3

 -

4

 -

 -

 -

 -

Сплав. Разбои , перекаты.

пор.Обманка, каньон Змейка, каньон Открытый.

Сплав. Разбои ,

шиверы. пор.Предбанный, Саратанский каньон.

 -

Сплав. Шиверы, пороги. Водопад «Чертов мост»

 -

Сплав. Пороги, водопад «Тривовы».

Сплав Кат-1. Пороги, преп.№59 «Затычка».

Сплав Кат-2. Пороги, преп.№59 «Затычка», разведка, перенос лагеря к мосту.

Сплав Кат-1. Пороги. №65 «Винт» обнос.

 -

 -

 -

солнечно,+28

сил.ветер,

+26,солн.

неб.дождь

+24.

солнечно,

+27.

солнечно,

+27.

солнечно,

+28.

солнечно,

+27.

солнечно,+26.

после14ч. дождь,+18

дождь,+16

солнечно,+24.

солнечно,+25.

 -

  • мпн – место последней ночевки,
  •  Пб – правый берег, Лб – левый берег.

7. Техническое описание.

Из-за засушливого лета в реках Башкаус и Чулышман уровень воды - малый.

День 2.08. Как и планировали около 19 часов приехали на р.Башкаус и встали в 1 км ниже правого притока р.Иолдо. Вдоль притока , вверх идет дорога в пос. Язулу на р.Чулышман – куда нам предстоит заброска через несколько дней.

Лагерь поставили на небольшой поляне. Рядом ручей, с дровами проблем нет. Место для стоянки выбрали с таким расчетом, чтобы оно не просматривалось с дороги.

Солнечно. +28С. Жара. Температура воды +14.


Первая стоянка.

День 3.08. Сборка судов. Кат -1 собрали к 18 ч. Провели тренировку на воде с целью подгонки снаряжения и схоженности экипажа. Кат -2 из-за отсутствия Кирьякова А. и его ценных советов собрать не успели. Температура воздуха в 23.00 +16С.


Стапель.

День 4.08. Встали в 7.00 и к 11 часам закончили сборку Кат-2. В 11.30 вышли на воду. Малый уровень воды обнажил перекаты. Река делится на протоки. Идем, выбирая основную струю.

Неполный экипаж Кат-2 ищет оптимальный вариант движения. Поменялись местами и продолжили сплав. В порогах на Кат-2 садился правым кормовым Сергей Борискин.

Через 1,5 км старый мост. Чистый проход по основной струе. За мостом характер реки не меняется – перекаты, острова, плесы. Лишь в 1 км ниже правого притока Кара-Теш несколько несложных порогов 3 к.с.

 
Перед стартом.


Старый мост в верховьях Башкауса.

Препятствие 60. Порог «Обманка». 4+.( используется стандартная нумерация препятствий). Хорошо заметен с воды. Ориентиром служит скальный выход с Пб, сужение русла, большие камни в русле. Кажется что впереди каньон, но скальные ворота короткие. За ними спокойный участок. Осмотр Лб. В малую воду в первой трети гряда камней создает габаритный непроход. Но возможен проход между скальным обломком в русле и правым берегом. Обе четверки успешно прошли этот участок справа от крупного скального обломка , и сразу за ним уходя влево. Далее по основной струе. Страховали с берега в середине препятствия и на выходе из него


порог «Обманка». Проходит Кат-2.

Препятствие 61. Каньон «Змейка». Длина около 1 км. В нашу воду препятствий нет.
Через 100 м ниже каньона «Змейка» начинается заходная шивера в каньон «Открытый».

Препятствие 62. Каньон «Открытый». На заходе короткая шивера, которая упирается в 1,5 м скальное сужение – «горло». За ним скальный коридор. Затем река расширяется . Несколько небольших сливов трудности в прохождении не представляют. Осмотр возможен вдоль дороги Пб.

Оба катамарана , после заходной шиверы зачалились на Лб, на спассконцах провели каты за скальный выступ Лб. Обнесли «горло» и сразу за ним продолжили сплав.

За каньоном река успокаивается. Разбивается на рукава. Примерно через 1 час сплава по Пб начинается пос.Саратан.


Узость – «горло», каньон «Открытый».

Еще в каньоне поднялся сильный встречный ветер, который ощутимо тормозил наше дальнейшее движение. Порывы ветра отбрасывали каты вверх по течению. Что бы двигаться вниз по реке приходилось усиленно работать веслами. Неполный экипаж Кат-2 упорно сопротивлялся стихии, но все же отстал. Встали на стоянку на Пб примерно в 6 км ниже пос.Саратан. Здесь дорога достаточно близко подходит к берегу и есть нормальная стоянка. Это место было выбрано заранее для встречи с А.Кирьяковым.

Уже ночью, после ужина к нашему костру прискакал алтаец. Что-то непонятное прокричал, не слезая с лошади. Мы предложили ему чаю. Он молча ускакал. Ночь прошла спокойно.

День 5.08. Утром, в 5.00 прибыл Кирьяков, недостающее звено нашей команды. Выход в этот день несколько задержался. Дали новоприбывшему немного отдохнуть.

Вышли в 11.00. До порога «Предбанный» 1 час сплава.

Препятствие 63 -71. Препятствия 3- 4 к.с. Линия движения просматривается с воды, достаточно места для маневра.

Препятствие 72. Порог «Предбанный» 4кс. Ориентир порога скальное сужение, высота стен 10м. Возможен осмотр по Пб. Мы пройдя входную часть чалились к Лб. Длина порога 100м. В скальном коридоре на заходе слив около 1м с камнем в центре. Проходили со страховкой с берега в конце скального коридора. Далее на выходе из порога метровый слив через гряду камней.

После порога спокойный участок около 200м, у Пб галечная отмель. Огибая ее, река входит в Саратанский каньон. Протяженность каньона около 6,5км. Для просмотра каньона зачалились в суводь Лб до заходной шиверы. Осмотрели каньон до «Камня преткновения». С левого берега возможен спуск к реке непосредственно перед «Камнем преткнования». Наметили место чалки и страховки.


порог «Предбанный».


Вход в Саратанский каньон.

Препятствие 73. «Камень преткновения» 5кс. Начинается от входа в каньон. Первая ступень – слив с камнем в русле. Через 70-80м на левом повороте камни в русле образуют вторую ступень. Дальше примерно 150м спокойный участок, в конце которого чалились к Лб. Выставили береговую страховку после «Камня» - это стоящий в русле 10м обломок скалы, в который бьет основная струя. Отражаясь от него струя наваливает на скальный выступ Лб. Правый проход забит камнями. Проходили вдоль левого берега, от «Камня» влево, затем уходя от скального выступа Лб. Оба К-4 удачно выполнили маневр. Ниже порога несколько сливов.


Чалка перед «КП».


Кат-1 проходит «КП».

Далее спокойный участок 500м. На правом повороте слева впадает ручей, и справа, за поворотом еще один ручей. На повороте левая часть русла забита камнями, справа габаритный непроход между скальным обломком в центре и Пб. Прошли вдоль Лб. За поворотом 500м спокойной воды.

Препятствие 74. «Интеграл» 5кс. После прямого участка берега сжимают скальные стенки и на протяжении 300м река петляет от прижима к прижиму. В конце этого участка после короткого плеса ( 20м) слив более 1м . Струя идет в правой части слива, а затем еще один слив 1,5м. Правая часть от центрального камня перегорожена обливными камнями в левой в центре зуб. Справа сваливает на зуб и надо уйти влево. После слива можно зачалиться только к Пб.


порог «Интеграл».

Препятствие 75. «Трек» .5кс. Короткий порог. Река сжата скальными выступами с обоих берегов. В центре продольный огромный камень( возможно выход коренных пород) делит реку надвое. Левая струя через полуобливные камни сваливает вдоль Лб. Правая струя через полуметровый слив сваливает на плоскую вогнутую плиту Пб и описав крутую дугу сливается с левым потоком. В нашу воду единственный возможный проход был справа, но существовала реальная опасность, что кат из-за большой длины рамы расклинит в треке и перевернет. Выставили страховку на правом берегу сразу после трека. Первым проходил Кат-2. Ребята точно выполнили маневр на заходе и, немного задев рамой за плиту Пб прошли порог. Кат-1 из-за большей длины и менее точного захода застрял в треке. Левый баллон подтопило, правый пополз вверх. Лишь быстрый переход гребцов с левого баллона на правый предотвратил неминуемый оверкиль.


порог «Трек».

 Препятствие 76. «Скальный коридор». Около 300м русло петляет. Много прижимов, «грибов», местами ширина русла 6-8м. Далее до выхода из каньона на участке примерно в 1 км несколько сливов высотой до 1,5м. Линия движения просматривается с воды.

Препятствие 77. «Проводка». На правом повороте основная струя сваливается ступенями через две скальные гряды. Осмотрели с Пб. Проходили с взаимной страховкой с воды. Дальше за поворотом гладкая вода.

Горы расступаются, русло расширяется до 100м. Препятствий до пос. Улаган нет. Закончили сплав в том месте, где автодорога резко уходит вверх, в гору. Это примерно в 3 км выше пос.Улаган. Здесь традиционно останавливается много групп, поэтому дрова на этой стоянке в дефиците. С этого места мы переехали на р.Чулышман.


Стоянка перед п.Улаган.

6.08. Переезд на р.Чулышман.

 Полностью катамараны разбирать не стали. Рамы и весла привязали на верхний багажник. Загрузили внутрь рюкзаки, сели и… Но движок не завелся. Сдох аккумулятор. Попытки завести с толкача к успеху не привели. Завели лишь зацепив тросом к ГАЗ-66, водитель которого ночевал рядом с нами.

Выехали в 11.00. Через два часа проехали перевал (1760м). В 16.00 приехали в пос. Язулу. Зашли в магазин. Пиво 1,5л – 75 руб. Макароны, печенье, сникерсы. Хлеба в продаже нет , можно заказать у местных, они пекут сами. Еще через час добрались до кордона Заповедника, бывшая погранзастава. Дальше наш транспорт проехать не смог. За две ходки перенесли вещи на поляну на берегу Чулышмана, ниже Солдатского моста. Это от кордона 2 км вниз и влево по тропе. Вечером к нам в лагерь пришли егерь Сергей Шевченко и егерь Виталий с женой Ириной. Рассказали о своей работе. Мы подробно расспросили их о местной обстановке. (Эта информация нам очень пригодилась при нападении следующей ночью.) Еще они рассказали, что воды в реке мало, что нам надо было приехать на месяц раньше. Тогда, с их слов, уровень воды в Чулышмане был выше на полметра.


поселок Язула.


Магазин – центр жизни Язулы.

День7.08. Утром забрали оставшиеся вещи из машины сопровождения. Провели разведку реки на 1,5 км вниз. Подготовили каты к сплаву, загрузили и в 13.00 встали на воду. Начали сплав от препятствия № 34.

Препятствие 34-35. Простые шиверы с мелким широким входом и обилием камней. В конце шивер формируется струя с небольшим валом.

Препятствие 36. Прямой, чистый порог, имеющий характер горки с выходным узким желобом. В конце резкий, короткий вал.

Препятствие 37 (4кс). Порог средней сложности. Здесь река делится островом на две протоки. Правая протока мелководна, левая протока вначале имеет характер слабой шиверы, в конце ее резко увеличивается уклон, и она представляет собой лестницу вспененных сливов. Левее центра в русле стоят в ряд друг за другом крупные валуны, которые в нашу воду можно обойти только слева.


пороге №37.

Препятствие 38. Простая шивера с пологим сливом в конце. В нашу воду чистых проходов нет. Среднюю часть препятствия пришлось провести.

Препятствие 39 (4кс). Мощный порог с водопадным сливом в конце порога. Крутизна слива меньше всего в левой части, но попасть туда довольно сложно. В левой части русла в начале порога - мелкие обливные камни. В центре - группа надводных камней.


В пороге № 39.

Препятствие 40. Несложный, но мощный порог.

Препятствие 41. Простой порог.

Препятствие 42. Короткий, мощный порог. Он образован скальным сужением русла. В центре крупный обливной камень-плита делит поток надвое. Левая часть струи прямой слив, который опасно бьет в выступ скалы ниже слива. Справа узкий трек. Проходили слева.


№ 42.

Препятствие 43. Порог с обилием камней на входе и двумя крутыми сливами в конце.

Весь этот участок Язулинского каньона, как уже упоминалось, прошли на груженых катамаранах.

Сразу за устьем правого притока р. В.Кулаш причалили к ПБ перед пор. "Чертов мост".

Оставшуюся часть Язулинского ущелья мы шли на разгруженных судах.

Препятствие 44. Порог-водопад "Чертов мост"(6кс). Сложный и красивый порог. Начинается мощной 150 м шиверой, река входит в каньон с высотой стенок до 10 м. Далее 50-метровый участок с навалами на стенки каньона и крупные камни в русле, который заканчивается широким 1,5 м сливом, разделенным на три части двумя скальными обломками. Из-за низкого уровня воды проход возможен только через правый слив. Через 20 м быстротока кульминация порога - крутой водопадный слив высотой около 3,5 м. Над сливом на высоте 6- 7 м расположен старый деревянный мост, построенный еще в прошлом веке и дающий название порогу. Детальный просмотр порога, фото и видео съемку проводили с Пб. Поставили страховку с Пб на плесе ниже порога. Кат-2 шел первым и успешно преодолел заходную шиверу и слив в правых воротах, прошел водопад вдоль скального левого берега. Затем встал на страховку с воды. Кат-1 тоже удачно прошел заходную шиверу и первый слив но перед водопадным сливом ударился правым носом в скалу Лб. В результате этого Кат-1 в водопад зашел полулагом и перевернулся через правый борт. Страховка сработала надежно. Никто не пострадал. Перевернутый Кат-1 зачалили к камням Лб , поставил в нормальное положение и продолжили сплав.


Кат-2 проходит «Чертов мост».


Кат-1 заходит в водопад и…


переворот!

Препятствие 45. Простой порог. Это чистый пологий слив с редкими камнями.

Препятствие 46. Порог "Серп" (5кс). Порог средней сложности. Струя сначала наваливает на скальные выходы под Пб, затем слив 1,5м и струя отбрасывает судно влево, где надо уйти от скал левого берега.

Оба катамарана прошли пороги 45-46 без промежуточных чалок.

Оставшуюся часть Язулинского ущелья мы шли на разгруженных судах.

На правом берегу есть место для лагеря. Здесь стояла группа из Кемерово (рук.Серафимов В.). Встали вместе. Договорились дежурить ночью – по одному человеку из каждой группы. Ночью в 3.20 на наш лагерь было совершено вооруженное нападение четырьмя местными алтайцами на лошадях. (Подробнее в приложении 2). В результате пострадал К.Банников, ему на ногу наступил конь. Нога распухла, наступать на нее он не мог.

День 8.08. После ночного нападения были вынуждены устроить дневку, чтобы привести лагерь и снаряжение в порядок. Пострадавшему требовалось оказать квалифицированную медицинскую помощь. В пос.Язула в медпункте нашли фельдшера, которая осмотрела травмированную ногу и посоветовала отправить больного в районную больницу в Улаган, на рентген. Из-за проблем с транспортом мы сделали это только на следующий день.

Ночь прошла спокойно.

День 9.08. Отправили больного в Улаган. Вместе с ним заявления в РОВД о нападении.

Сплав был продолжен. Первым шел Кат-1, где Алексей Кирьяков сел на место К.Банникова. Кирьяков прошел участок реки до преп.59 дважды. Страховку осуществляли совместно с группой из Кемерово, которая до выхода из Язулинского каскада шла параллельно с нами.

Препятствие 47. Короткий порог.

Препятствие 48. Порог (5кс). Сложный длинный порог с несколькими сливами и сильным навалом на выступ скалы правого берега в конце порога. В этом месте находится новый мост через Чулышман.

Препятствие 49. Порог "Оборотень"(5кс). Первая ступень порога – мощный пологий слив через подводную гряду с небольшим навалом на левобережную скалу. Далее 20 м быстротока, и основная часть реки завалена крупными камнями с узкими проходами между ними. Основная часть воды сваливает под нависающую скалу правого берега, оставляя мало надежд на успешное прохождение. Ширина прохода сильно зависит от уровня воды. Поэтому наш Кат-1 застрял между центральной глыбой и скалой Пб. Экипаж вылез на камень и дружными усилиями протолкнул катамаран вдоль скалы в улово за ним. Кат-2 сумел зачалитьчся в пороге в улово слева и обнес негабарит по Лб.

Через 50-60м начинается пор.№50.

Препятствие 50. Сравнительно простой порог.

Препятствие 51. Порог (5кс). Достаточно сложный порог. Начало - крутая горка, в левой части русла множество валунов. Струя идет у правого берега, затем на резком местном левом повороте поток наваливает на выступ скалы правого берега, образуя мощную подушку. После прохождения преп.50 чалились на Пб для просмотра преп.51.

Препятствие 52. Порог. Прямой порог. Русло реки сжато до 8- 10 м, и вода идет единым потоком с коротким резким валом. В конце порога небольшой навал на правый берег. Проходили вдоль Лб. Перед преп.53 чалились на Пб для осмотра порога.

Препятствие 53. Порог "Большие Глыбы". Этот красивый порог характеризуется своим названием. Сливы через обливные камни между огромными скальными обломками. На выходе мощные бочки. Из-за малой воды проходов между глыбами не было. Обнос по Пб.

Препятствие 54. Несложная шивера с мощным сливом через всю реку и стоячей бочкой за ним.

Препятствие 55. Порог "Камень с дыркой" (5кс). Начало порога представляет собой шиверу с надводными и подводными камнями. Проходы везде достаточно широкие. Проходили под левым берегом , затем смещались вправо. Проход в скальные ворота. Далее небольшой быстроток и кульминация препятствия «Камень с дыркой». На левом повороте в русле стоят два камня, делящие струю на три рукава. Слева - мелководно, в центре слив между камнями , но есть опасение пробить оболочку ката. Выбираем правый вариант - слив между береговой скалой и камнем с дыркой. При этом правым баллоном перепрыгивали через полуобливную плиту и затем уходили от прижима Пб.

Кат-1 успешно преодолел препятствие. Кат-2 не точно зашел в правые ворота, и его струей забило под береговую скалу Пб. Извлечение ката потребовало много сил и помощи кемеровчан.

На выходе из этого порога река уходит в каньон, который тянется до конца преп.60. В этом каньоне находятся водопад "Три Вовы" и сложный порог "Затычка".

Препятствие 56. Порог. В начале мощный прямой слив через всю реку со стоячей бочкой за ним. Длина порога 30 м. За ним чистый плес 40 м.

Препятствие 57. Порог. Река разделена на два русла большим скальным обломком. В правом рукаве - крутой слив высотой 1,5 м, а в левом - чистый пологий слив. Через 50 м еще один мощный пологий слив. Внимание! До водопада «Три Вовы» остается 30м. Сначала зачалились к Лб. Осмотрели водопад. Затем перечалились в улово Пб. Ниже слива организовали съемку и страховку.

Препятствие 58. Водопад "Три Вовы" (6кс). Основной слив находится в 30 м ниже преп.57. В 10 м перед водопадом серия небольших бочек, которые осложняют заход в водопад. Водопад очень внушителен: поток сначала сходит с уступа под углом 45 градусов, а затем, рассеченный на две части подводным выступом скалы, падает вертикально вниз. Правая часть слива предпочтительнее, поскольку левая часть струи падает в стоячую воду. Общее падение в водопаде около 5 м. Ниже слива огромная чаша в скалах, в которой перемешивается вода. В конце чаши небольшой плес около 20 м и начинается преп.59.

После просмотра и организации страховки водопад был пройден Катом-1. Точно в слив зайти не удалось, катамаран свалился на правый борт. Проехал на ребре несколько метров и встал на ровный киль. При этом левого кормового (А.Кирьякова) выбило из дуг . С помощью страховки всех благополучно зачалили к берегу.

Кат-2, зайдя в слив левее, чем следовало, перевернулся через правый борт. И в этот раз надежно сработала страховка.

Но А.Кирьяков при вторичном «выходе» из дуг травмировал колено, мениск. К вечеру нога у него сильно опухла.

 
Кат-2 за миг до переворота...


и после.

Катамараны оставили на берегу. Вещи обнесли за преп.№ 62 на поляну Пб, где встали на стоянку .

День 10.08. Утром около 5 час. в лагерь пришли сотрудники милиции Улаганского РОВД. По их просьбе первую половину дня посвятили следственным мероприятиям.

Сплав продолжили во второй половине дня. Вместо травмированных К.Банникова и А.Кирьякова на лев.корму Кат-1 сел К.Иванов. Кат-2 в этот день стартовать не смог.

Участок до лагеря проходили совместно с группой из Кемерово.

Препятствие 59. Порог "Затычка" (5кс). Порог Затычка - сложнейший порог в среднюю воду. В нашу воду упростился. Порог начинается двумя сливами с общим перепадом около 3 м. Последний из них упирается в огромную полуобливную глыбу-затычку, оставляя два узких прохода у обоих берегов. Больше половины воды, отразившись от затычки, уходит влево. При заходе нужно избежать навала на береговые скалы. После организации страховки Кат-1 успешно прошел порог. От камня-затычки простреливали налево. Навал на левобережные скалы не опасен. Затем спокойный участок 50м.

Препятствие 60. Порог (5кс). Сложный и длинный порог. Порог начинается крутым водопадным сливом высотой около 2 м. В центре слива крупный обливной камень, делящий поток на две сравнительно гладкие струи - слева и справа от него. Правая часть потока после слива упирается в скальный выступ, левая идет по диагонали в центр. Затем прогон и дальше идут два пологих слива в левой части русла, а за ними на местном левом повороте поток отжимается грудой валунов у левого берега на скальную стенку правого берега. За поворотом правобережной скальной стенки находится выходная часть порога. За порогом короткий 50-метровый плес. Осмотр по тропе Пб. Порог после просмотра проходили тандемом. В первый слив зашли слева. Узкий проход не позволил нашему кату уйти от скалы Пб. В результате удара о скалу пробили основной поддув правого баллона. Сразу за первой ступенью удалось зачалиться на Лб. Ремонт. Через 40 мин. продолжили сплав. Оставшаяся часть порога не вызвала трудностей при прохождении.

Препятствие 61. Порог (5кс). Расположен на левом повороте реки. Состоит из двух ступеней. Первая начинается простой шиверой, где основная струя проходит несколько узких ворот между невысокими камнями. Затем, в начале левого поворота реки русло перегорожено двумя грядами больших камней. В центре правой гряды лежит крупная глыба, на которую бьет основная струя. Это ключевое место препятствия. Вторая ступень проще: это плавный поворот реки с быстрой струей. В конце второй ступени в реку с правого берега вдаются скалы. За ними образуется большое улово.

После осмотра по Лб решили не проводить порог, как другие каты, а попытаться пройти его по основной струе. В ключевом месте нужен точный заход и прыгая через почти сухой камень, уйти влево от глыбы.

При прохождении первой ступени экипажу Кат-1 не удалось точно выдержать намеченную линию – зайти под нужным углом и прострелить влево от крупной глыбы. В результате кат плотно прижало к этой глыбе. Экипаж избежал оверкиля, дружно перепрыгнув на правый баллон. Но струя «вдавила» левый баллон вдоль поперечен как бы внутрь катамарана. Напора воды не выдержали резиновые вязки. Геометрия судна была нарушена. С большим трудом удалось выбраться на камни у кормы катамарана и затем перебросить его на Пб.

Ремонт занял 30 мин, затем сплав был продолжен. Оставшаяся часть порога трудностей не вызвала.

Препятствие 62. Порог (5кс). Мощный порог. Начало порога - простая "горка", затем русло резко сужается и образуется крутой лоток с валами и бочками. Сравнительно чисто у левого берега. В конце лотка с левого берега в русло вдаются скалы, на них образуется навал. Дальше вода, скатываясь направо, наваливает на скалу правого берега.

При прохождении застряли на «горке», но затем перебросили кат через камни и продолжили сплав. На выходе простреливали налево, уходя от прижима.

Сразу за порогом на Пб неширокая галечная отмель. Здесь на высоком берегу расположен наш лагерь. На прохождение этого участка реки длиной около 1 км экипаж Кат-1 затратил около 5 часов, поэтому решили что Кат-2 пройдет этот участок на следующий день.

День 11.08. Кат-2 проходит участок преп. №59«Затычка» - преп.№62 (лагерь).

Вместо А.Кирьякова на левую корму сел К.Иванов, а на правый нос сел И.Зудин.

При прохождении «Затычки» из-за несогласованных действий экипажа катамаран застрял в прижиме Пб в начале порога. Катамаран правым бортом прижало к скале, а левый нос подтопило и рамой расклинило в обливной камень. Попытки экипажа самостоятельно выйти из прижима результата не принесли. Тогда два гребца с ката вылезли по скале наверх и вместе с береговой страховкой веревками выдернули катамаран из прижима. Но вернуться на кат они уже не успевали, его сразу подхватил сильный поток. Оставшись на Кат-2 вдвоем, И.Зудин и К.Иванов ( диагональ пр.нос, лев. корма) завершили прохождение порога. Зачалились на Пб самостоятельно.

После обсуждения прохождения приняли решение усилить экипаж Сергеем Борискиным. Теперь экипаж Кат-2 был в следующем составе: Лев.нос – Э.Хисматуллин, пр.нос- И.Зудин, лев.корма- К.Иванов, пр.корма С.Борискин (кэп).

Препятствие  №60 прошли успешно, учтя недоработки вчерашнего дня.

Препятствие  №61, в котором накануне пришлось «посидеть» под глыбой решили не обносить. Вторая попытка была более успешная. Линию движения в пороге оставили без изменения. Заход отработали хорошо, но все же от глыбы уйти не удалось. К ней опять прижало правым бортом. Однако несколько мощных гребков помогли нам преодолеть навал на глыбу и вырваться из под нее. Дальше по основной струе прошли оставшуюся часть порога.

Препятствие №62. Учли вчерашние ошибки. Прошли без проблем.

Подошли к лагерю. Встали на обед. Провели глубокую разведку оставшейся части Язулинского каскада. Осмотрели пороги «Винт», «Марьиванну» и др.препятствия.

Надежда на то, что травмированный А.Кирьяков восстановится, не оправдалась. Более того, опухоль вокруг коленного сустава увеличилась. Стало очевидно, что Алексей, как и К.Банников, дальше сплав продолжать не сможет.

После обсуждения сложившейся ситуации решили завершить сплав по р.Чулышман после Язулинского каскада, возле автомобильного моста. И лагерь перенести ниже каскада, к автомобильному мосту. При первой возможности отправить А.Кирьякова в больницу в Улаган для оказания медицинской помощи. Кат-1 разобрать. При береговой страховке продолжить сплав одним катамараном до конца Язулинского каскада.

Оставшаяся часть дня ушла на разборку катамарана и на перенос лагеря. Вечером попутной машиной А.Кирьяков уехал в Улаган.

День12.08. Дождь. Решили отдохнуть. Дневка.


Дождь. Дневка.

День 13.08. К 12 часам дня экипаж Кат-1 поднялся к предыдущему лагерю. (Место К.Банникова занял К.Иванов). Подготовили катамаран к сплаву. Вышли в 12.30.

Препятствие 63. Шивера. Простая пологая горка с хорошо выраженной струей. Проход по центру.

Препятствие 64. Порог (5кс). Короткий, мощный порог. Здесь мощный слив и скальное сужение русла за ним. Немного левее центра в сужении стоит большой надводный камень. Навал на него достаточно сильный.

Препятствие 65. Порог (5кс). Технически сложный порог. Просмотр для выбора линии движения и определения места чалки удобнее делать по левому берегу. Порог состоит из двух частей. Первая часть, наиболее крутая и сложная, расположена в каньоне. В середине второй ступени порога есть слив с зубом в нем. Чистая струя уходит в центр, но нужно помнить о необходимости чалки на ЛБ перед сложным преп.65 «Винт».


В пороге № 65.

Участок преп.60-65 проходили тандемом. После преп.62 чалились налево для 10-минутного отдыха.

Препятствие 66. Порог "Винт"(6кс). Сложный двухступенчатый порог. Входная часть - нагромождение валунов и глыб в русле и сильный прижим к правобережной скале на выходе. Далее быстроток 70 м и мощнейший водопадный слив через все русло высотой до 3 м. В левой части реки, куда направляется основной поток, образуется косой отбойный вал высотой до 2- 2,5 м, идущий косо от левого в карман правого берега.

Вдоль левого берега идет тропа. Осмотрев препятствие, решили его обнести.

Далее через 150 м быстротока расположено препятствие 67.


«Винт». Вид сверху.

Препятствие 67. Порог "Таганай" (5кс). Перед водопадом - спокойный подпруженный участок длиной около 30 м. Сам водопад достаточно прост - вода падает с уступа высотой около 1 м. Сливная яма увеличивает немного общую высоту. Ниже еще один пологий слив до двух метров высотой. Затем – спокойный участок и большое улово у правого берега.


«Таганай».

Препятствие 68. Порог (5кс). Сложный длинный порог. Вначале порога крутая горка со сливами на обливных камнях. Затем основная струя идет вдоль левого берега, минуя ряд ворот из больших камней.

Препятствие 69. Порог.Простой, короткий слив.

Препятствие 70. Порог (4кс). В левой части порога довольно пологий слив высотой около 2 м с обливными камнями. В правой части слив более пологий.

Препятствие 71. Порог "Мариванна" (5кс). Порог - красивый непроход. При более высокой воде может появиться возможность прохождения. В центре потока лежит огромный обломок скалы, оторвавшийся от скалы правого берега. В обоих узких проходах (справа и слева от него) лежат затычки. Самый широкий проход-щель под левым берегом до 1,5 м, за ним через 4 м еще одна такая же щель с прижимом к скальному обломку справа. Далее струя собирается и наваливает сначала на скалы левого, а потом правого берега.

Обнос по скалам Пб.


Мариванну пронесли.


Выходим из Марьиванны.

Препятствие 71. Порог-шивера в широком русле. Основная струя под правым берегом.


в пороге №71.

Препятствие 73. Порог (5кс). Порог достаточно сложный, длинный. Начинается водопадным сливом высотой около 2 м. Далее - жесткий слалом между скальных обломков в русле, есть несколько навалов на береговые скалы.

Препятствия 74. - 76. Простые пороги, несложные сливы среди камней. Проходы хорошо видны с наплыва.

Препятствие 77. Порог расположен на крутом левом повороте. Порог средней сложности. На входе большой камень, делящий поток на две части. Левая проходит ряд прямых ворот шириной около 3 м и успокаивается на плесе, в конце которого с левого берега мутным ручьем впадает р.В.Тартагай.

Препятствие 79. - 80. Простые шиверы, легко проходятся с ходу. Скальные стенки отступают, скорость течения заметно уменьшается. Это выход из Язулинского каскада. Постепенно ущелье расширяется. Виден автомобильный мост.


Выход из Язулинского каскада.

Перед автомобильным мостом чалимся на левый берег, к лагерю. Здесь, как было решено раньше, мы завершили сплав по р.Чулышман.

В лагере нас ждал ГАЗ-66, на котором за нами вернулся из Улагана А.Кирьяков. Алексею в больнице после лечебных процедур на коленный сустав наложили гипс.

Разобрали и упаковали катамараны, свернули лагерь и примерно в 17 часов выехали в пос.Акташ, откуда на следующий день мы уехали в Барнаул.

8. Выводы и рекомендации.

Маршрут соответствует шестой категории сложности. Сложность препятствий нарастает постепенно. Есть место и время экипажам почувствовать воду и сработаться перед сложными препятствиями этого маршрута. Большинство из них находятся в Язулинском каскаде. Высокая концентрация порогов в каскаде предъявляет повышенные требования к опыту участников и страховке. Если невозможности организовать надежную страховку при прохождении того или иного препятствия - его целесообразно обнести.

К сожалению, наша группа была вынуждена завершить сплав раньше намеченного так, как при прохождении Язулинского каскада мы подверглась вооруженному нападению со стороны местного населения. В результате чего пострадал один из участников группы (см. тех описание). Тем не менее, мы продолжили сплав - всемером. Но при прохождении преп.№58 «ТриВовы» еще один участник получил травму колена и не смог сплавляться дальше.

Учитывая эти обстоятельства, группа решила после прохождения Язулинского каскада маршрут завершить.

Несмотря на это, основная цель путешествия (прохождение Язулинского каскада) - выполнена. Все участники группы признают поход состоявшимся.

У многих из них за плечами водные маршруты по Непалу, Индии, в Африке. Есть с чем сравнивать. К сожалению, приходится признать, что путешествовать по России стало очень дорого и небезопасно. Дешевле слетать в Индию или Непал и пройти аналогичный водный маршрут там. Тем более к путешественникам в этих странах относятся очень гостеприимно.

Нападение на нас алтайцев не позволило нашей команде завершить маршрут согласно плана. Этот факт и общее негативное поведение коренного местного населения приводят к выводу о нежелательности посещения данного региона.

При возникновении проблем с местным населением рекомендуем действовать по следующей схеме. Главное – ничего нет и ничего не давать. Денег нет - они у старшего, старший в Барнауле. Спиртного нет - мы не пьем, мы спортсмены. Тушенки нет - у нас сублиматы. Можно показать пакет, они это не едят. Веревки не дадим. Они нам нужны на сплаве, без них опасно. Будут просить хоть сто рублей, хоть одну сигарету - ничего не давать. Помните, дашь одному подъедет другой, скажет дал ему, давай и мне. Потом третий и т.д. Держаться уверенно, сплоченно, не бояться. Не давать разводить по одному.

Ночью нужно организовать дежурство, с вечера спиртного не пить.

9. Приложение.

Вооруженное нападение на группу водников из Рязани, Кемерово и Москвы, проводивших спортивный сплав по реке Чулышман в августе 2008г. Хроника событий.

 Окрестности п.Язула, Улаганский район, Республика Алтай. (сотовая связь отсутсвует)

8 августа2008г. на группы туристов из Рязани (рук. Зудин И.) и Кемерово (рук. Серафимов В.) в районе водопада «Чертов мост» было совершено вооруженное нападение 4-мя местными жителями. Нападавшие были на конях, вооружены самодельным огнестрельным оружием.

В 3ч20мин рядом с лагерем раздались выстрелы, свист, крики. Под покровом ночи, беспрерывно стреляя, четверо нападавших спустились к нашей стоянке . Угрожая оружием потребовали денег 5000 руб., спирт, тушенку, веревки. Эти требования мы выполнить отказались. Тогда, направляя оружие в сторону людей, алтайцы вплотную приблизились к лагерю с целью захватить вещи и снаряжение. К этому времени почти все наши вылезли из палаток и дружно встали на защиту своего имущества. Дали понять нападавшим, что мы не боимся угроз. Неоднократно предлагали им прекратить разбой. Пытались вести переговоры. Предупредили их, что вызовем ОМОН. На что алтайцы, заявили, что им никто не страшен и предприняли новую попытку прорваться к центру лагеря. Загородив собой дорогу коням , мы отбили и эту атаку. В ответ алтайцы опять открыли стрельбу, теперь стреляли прицельно по катамаранам, затем порвали палатку. Стреляли и в направлении людей, целясь в низ, между ног. Буквально изрешетили пулями весло которое держал в руках А.Марков.

 

Видя, что ничего не получается, воинственный пыл нападавших стал угасать. Они стали просить уже 300 руб. и две банки тушенки. Но им не дали и этого. В очередной раз угрожая оружием, они попытались прорваться в центр лагеря, к костру уже с другой стороны. В результате чего всадники наехали на палатку и травмировали ногу К.Банникова, который находился в это время в палатке. Пострадавший самостоятельно выбрался из палатки, но на ногу наступать он не мог. При осмотре травмы было заметно, что нога опухла, но похоже перелома нет, хотя кость и мышцы задеты.

Тем временем рассвело. Всадники стали заметно нервничать боясь, что при свете дня их лица запомнят, а затем опознают. Вероятно, это обстоятельство и решительный отпор, с которым их встретили, вынудило алтайцев ретироваться с пустыми руками.

Нападение продолжалось более 2-х часов.

Днем 8-го августа. В результате осмотра места нападения были найдены гильзы от мелкашки и от АКМ калибр 5,45.

Подсчитали свой ущерб. Пострадал один человек- травма ноги, прострелен К-4 – более 10 сквозных отверстий, порвана палатка, прострелено весло и посуда. У другой группы ущерба нет.

Травмированный с двумя сопровождающими вышли в п.Язула в надежде получить медицинскую помощь и найти связь. Связи в поселке нет никакой. Нашли фельдшера. Осмотрев травму, она сказала, что нужно сделать рентген в райцентре Улаган в больнице. Микроавтобус, который сопровождал нашу группу на маршруте, простояв три дня на кордоне заповедника, не завелся из-за проблем с аккумулятором. Его удалось зарядить на кордоне и лишь на следующий день отправить больного в Улаган.

9 августа. Утром в 8ч. Отправили пострадавшего в Улаган, а вместе с ним и заявления в РОВД (от п.Язула до Улагана более 100 км, дорога проходит ч/з перевел 1760м.). Тем временем решили перенести лагерь ниже по реке и продолжить сплав. Вечером вернулась машина. Заявления в милиции приняли. В больнице рентген неисправен уже полгода. Пострадавшего осмотрел травматолог. По его заключению, перелома нет, но нагрузки на ногу противопоказаны. (Рентген был сделан по возвращению в Рязань, днз.- трещина).

10 августа. Ранним утром (примерно в 5ч.) в лагерь прибыли сотрудники милиции и после небольшого опроса свидетелей предложили всем, кто подвергся нападению дойти до поселка Язула, где уже работала следственная группа из 8 человек.

К 8ч. пришли в поселок. Сотрудники милиции попросили дать подробные свидетельские показания, что и было сделано.

Вечером в лагерь туристов были доставлены четыре подозреваемых. Один из них был опознан. Чуть позже были задержаны остальные участники нападения.

В настоящее время нападавшие находятся под следствием.

P.S.

По возвращении в Рязань было получено Уведомление от Следственного отделения при ОВД по Улаганскому району, Республика Алтай.

Уведомление о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству.

Настоящим сообщаю, что следственным отделением при ОВД по Улаганскому району от 11 августа 2008 года по Вашему заявлению принято решение о возбуждении уголовного дела по признакам преступления предусмотренного ч.2 ст.162 УК РФ в отношении гр. Темдекова А. А., Талбанова А.Д., Сандяева Ю.А., Тадышева А.А.

Данное решение может быть обжаловано в порядке, установленном главой 16 УПК РФ.

Следователь СО при ОВД по Улаганскому р-ну ст.лейтенант юстиции Саватов К.А.






    © taganok.ru 2007. Перепечатка материалов или публикация в сети интернет только с разрешения авторов и обязательным указанием сайта taganok.ru

                    Экстремальный портал VVV.RU удаленная проверка сервера uptime российских хостеров Клуб Хронических Водников


    Видеосъемка HD и монтаж, создание слайдшоу, детские утренники. Рязань.