Техописание пешеходного маршрута 3 к/с гр. 17/1 По Ловозёрским и Хибинским тундрам.
Техническое описание пешеходного маршрута 2 к\с, пройденного группой 3\1 в июле 2006 года

 

Клуб туристов РМИ «Theleos»

Рязанская спелеостологическая группа «Стикс»

 

 

 

 

 

 

 

 

Техническое описание

 

 

Пешеходного маршрута 3 к/с гр. 17/1

По Ловозёрским и Хибинским тундрам.

Кольский п – ов.

Россия.

 

 

рудн.Карнасурт – пер.Эльмарайок(643,6 н\к) –в.941,8 – в.972,9 – г.Кедыквырпахк 1118,7 -  пер.Геологов (1А 998,4, траверс) – г. Аллуайв 1051,0 – гурий XIII 768,6 – р.Сура (Брод 3) – мыс Литт (Брод 2)- р.Кальйок – пер.Ц.Лявочорр (1А-1Б, 1100,0) – г.Ц.Лявочорр1118,7  – р.С.Лявойок – оз.Пайкуньявр (Гольцовое) – КСП «Куэльпорр – радиально пер.Ю.Рисчорр(908,0 н\к-1А) –г. Каскаснюнчорр 1100,9 –пер.С.Рисчорр (850,0 н\к – 1А) (траверс) – пер. Кукисвум (479,7 н\к)- обход оз.М.Вудьявр с З. – подъём к выс.762 (топосъёмка Молебденитового рудника) –пос.25км.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

***Данный маршрут может быть потенциально опасен для Вашего здоровья или даже жизни. Не стоит пытаться повторить его без соответствующей специальной подготовки или руководства опытного инструктора.

 

 

 

 

 

Рязань 2009г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Техническое описание пешеходного маршрута,  пройденного группой  17\1 в сентябре 2009 год

 

 

Участники группы 17\1:

 

Леонтьев Михаил Валерьевич (Михалыч), штурман-навигатор

Толстых Андрей Викторович (Толстович), руководитель

 

 

 

Заявленный маршрут:

 

 

рудник Карнасурт –пер.Эльмарайок н\к – траверс/г.Кедыквырпахк-пер.Геологов-г.Аллуайв/1А –р.Сура (брод 3) –залив Чудалухт (брод 2) –р.Кальок –пер.Ц.Лявочорр 1А –оз.Пайкуньявр- КСП Куэльпорр- пер В.Петрелиуса !А - пер.Рамзай н\к- оз.М.Вудьявр – пер.Географов 1А-г.Апатиты

 

 

Общая информация:

 

Стоимость ж\д билетов на сентябрь 2009г.

 

Рязань –Москва, экспресс 2кл. - 244

Москва –Оленегорск №381, плацкарт –1459

Оленегорск- Ревда –Рудник Карнасурта, такси –750( 1500 за машину)

Апатиты –Москва №381, плацкарт - 1404

Москва –Рязань, экспресс, 2кл. –334

 

ИТОГО: 4191рубля

 

 

 

 

 

           Ловозёрские тундры – низкогорный (до 1120м) массив, второй по величине на Кольском полуострове, находящийся в 150 км к северу от полярного круга.

С запада он ограничен Умбозером, с востока –Ловозером, с севера и юга к горам подступает тайга.

           На СЗ  Ловозёрских тундр в долине р.Ильмайок  находится рудник Карнасурт, в 6 км. от него пос.Ревда, соединённый регулярным автобусным сообщением с ж\д станцией Оленегорск.

 

           Ловозёры имеют форму почти правильной подковы, в центре которой склоны гор отвесными стенами обрываются к Сейдозеру.

В этом районе отсутствуют ярко выраженные вершины. Основные высоты расположены в западной части (до 1120м), и к востоку постепенно понижаются (до 400м)

Вершины Ловозёр сглаженные, платообразные, склоны крутые со снежниками, некоторые многолетними. Много древнеледниковых каров, цирков и трогов, что определяет крутые склоны, но наличие осыпей, морен, сильно разрушенных скал снижает трудность перевалов.

 

 

 

 

И где тут заблудиться? Вот горы, три озера,
а вокруг - болота

Вид из космоса на район похода: три озера, два горных массива. ИМХО: заблудиться негде!


Перевал Эльморайок (660, н/к)


Распложен между вершинами Карнасурта и Кедыкварпахк, соединяет долины рек Ильмайок и Эльморайок. Наиболее популярный перевал Ловозерья, служит для входа в центральную часть Ловозерья, к Сейдозеру из поселка Ревда.
Подъем на перевал начинается от рудника Карнасурт. Проход через рудник закрыт, однако заплатив 200руб. и получив квитанцию, вы получите сопровождающего по территории рудника. Или обойти вдоль забора справа.

 Далее   идти следует по левой стороне ярко выраженной долины Ильмайок,  сначала по тропе, затем теряющейся к камнях. На перевал летом выводит крупная осыпь. Перевальное седло выраженно слабо, так как окружающие вершины пологи и лишь немного выше перевала. Подъем занимает 1-1,5 часа.
Спуск возможен двумя путями: через перевальное плато и по кулуару, находящемуся справа по ходу. Первый путь, несмотря на относительно крутой спуск в конце плато, летом более удоен, так как кулуар забит разнокалиберными камнями, которые во многих местах лежат непрочно (иногда летом в кулуаре бывает снег).  Через 30 минут спуска достигаем долины Эльморайока, тянущейся среди карликовой березы. По левой стороне долины летом идет хорошая тропа до Сейдозера.

Перевал Геологов (900, траверс летом 1А, зимой 1Б, прохождение 2А-3А)


Расположен между вершинами Аллуайв и Кедыкварпахк, соединяет долины ручьев Азимут и Рисйок. Однако сквозное прохождение крайне трудно - перевал обычно проходят траверсом через окружающие вершины.
Подъем на перевал со стороны ручья Азимут возможен по склону вершины Кедыкварпахк с дальнейшим траверсом выше цирка на седловину перевала.
Перевал Геологов проходится в поперечном направлении только в хорошую погоду, так как перемычка перевала узкая, а с обеих сторон обрывы и карнизы.

 


Кстати, говорят, что в районе Карнасурта и верховьях Эльморайока руда радиоактивна.  Кстати, для любителей мистики этот район, а именно треугольник между рудником Карнасурт, рудником Умбозерский и дельтой реки Эльморайок (что-то вроде - река мертвых или из мертвых) является излюбленным местом. Здесь особая энергетика. Особая и в понимании мистиков (те же легенды и изображения Куйвы), и в понимании здравых материалистов (повышенная радиоактивность, богатые месторождения редких металлов). А в последние годы как бы подтверждая выкладки тех и других, объединяя их, природа добавила в те места тектоническую активность. Цитирую по статье Ловчикова А.В. (Горный институт Кольского научного центра РАН):

"Район отработки Ловозерского редкометального месторождения, по свидетельству сейсмологов Кольского регионального сейсмологического центра РАН, является, в настоящее время, наиболее сейсмически активной зоной Кольского полуострова. В последние годы здесь ежегодно происходит не менее десятка сейсмических событий с магнитудами М свыше 1. Очаги наиболее мощных - располагаются непосредственно в горных выработках рудников «Умбозеро» и «Карнасурт». Как показывают расчеты выделенной сейсмической энергии ..., массив Ловозерского месторождения в последние годы является геодинамически (сейсмически) наиболее активным среди всех разрабатываемых месторождений нашей страны.

Центральная часть полуострова, в пределах которой располагаются Хибинский и Ловозерский массивы, до 80-х годов прошлого века считалась вообще асейсмичной территорией. Однако в 1981 г. в Хибинах произошло сразу три землетрясения с магнитудами М=1.5-3.5 (по данным сейсмостанции «Апатиты»)....

Район Ловозерского массива до 90-х годов прошлого века в сейсмическом отношении вообще выглядел «мертвой зоной», поскольку с начала сейсмологических наблюдений на Кольском полуострове (февраль 1956 г.) там не регистрировалось ни одного сейсмического события. Однако с начала 90-х годов прошлого века сейсмичность Ловозерского массива резко изменилась. Здесь стали происходить землетрясения с магнитудами М>1 ежегодно и по нескольку в год ...

Горно-тектонический удар на руднике «Умбозеро», происшедший 17.08.1999 г., явился сильнейшим событием такого рода за всю историю эксплуатации рудников в России.

При анализе динамики сейсмичности массива Ловозерского месторождения установлено, что все сейсмические события по местоположению приурочены к району расположения рудников «Карнасурт» и «Умбозеро». То есть они являются техногенными и обусловлены отработкой месторождения"

По состоянию на сентябрь 2009г. Умбозёрский рудник «законсервирован», т.е. работы не ведутся, выработки частично затоплены, частично завалены, оборудование разграблено, Умбозёрская ж\д разобрана.

 

Брод-2

Место слияния озер Нижнее Чудозеро и залива Чудалухт Умбозера. Общая протяженность около 40м (в годы Большой Воды, видимо шире). Глубокая часть шириной около 3м. Если идти из Хибин на Ловозеры, то брод начинается песчаной отмелью глубиной 0.5м и длиной метров 15-20. Потом глубина резко увеличивается, до 1.5м в нормальную воду, и дно становится каменистым. Камни довольно скользкие. Проходим 3м, дно становится полностью каменистым и начинает подниматься, выходя на другой берег. Берег со стороны Ловозер каменистый, затем переходит в песчаную косу. На мысе Литт около брода  хорошее место для стоянки закрытое от ветров со всех сторон.

Хибинские тундры - компактный горный массив ( 45*45 км ), образованный старыми разрушенными горами с абсолютными высотами до 1100-1200 м. Долинами рек Кунийок и Вудъяврйок, сообщающимися через перевал Кукисвум, массив делится на восточную и западную части. Восточная часть по своей форме напоминает подкову, открытую к востоку. В ее южной части расположены знаменитые апатит-нефелиновые месторождения Расвумчорр, Юкспор, Коашва. Западная часть Хибин также имеет дугообразную форму, в ее центральной части находятся наиболее высокие плато Юдычвумчорр и Часначорр. Как и всякий горно-таежный район, Хибины характеризуются препятствиями, обычными для горных путешествий (разнокалиберные осыпи, разрушенные скалы, снег, фирн), а также чисто пешеходными (таежный лес и подлесок, болота, переправы). Перевалы Хибин можно разделить на два типа. Первый - тектонические трещины и разломы, с зачастую высокими отвесными стенами. Перевалы второго типа имеют широкие седловины, пологие очертания склонов, они образовались благодаря работе ледников. Снежный покров непостоянен - если в июле до четверти маршрута может проходить по снегу, то ко второй половине августа он, как правило, сохраняется только в самых труднодоступных для солнца местах. В конце августа местами встречается открытый лед. Массив с запада и востока ограничен соответственно озером Имандра и Умбозером. Все реки и ручьи Хибин принадлежат бассейнам этих озер. Питание рек грунтовое, отчасти снеговое. Суточный расход воды примерно постоянен. Практически везде вода пригодна для питья в сыром виде. Большие температурные различия Баренцева моря и материка обусловливают значительную изменчивость температуры при смене ветра. Средняя температура самого теплого месяца (июль) колеблется от 10 до 14 С. Первые заморозки в воздухе возможны уже в августе, последние - в конце мая. Ветер в основном носит муссонный характер. В летний период преобладают восточные и юго-восточные ветры. Годовое количество осадков довольно велико - оно достигает 1000 мм. Группам, путешествующим по Хибинам, нужно быть готовым к резкой смене погодных условий - от жары до шквального ветра со снегом. При разработке графика движения необходимо учитывать специфику "полярного дня". В июне и июле световое время длится круглосуточно, к середине августа в ночное время ночи становятся серыми, затем постепенно появляется несколько темных часов, и к концу августа день становится практически таким же, как и в средней полосе (график соотношений День-Ночь по месяцам). Леса в основном состоят из ели и березы. Для растительности Хибин характерна вертикальная поясность. Ниже 350-400м располагается зона леса (карельская тайга), до 700 м - зона березового криволесья и кустарниково-лишайниковой растительности. Выше расположена зона арктической пустыни, имеющая бедный состав мохово-лишайниковых растений. Подъезды к Хибинам достаточно удобны. Вдоль западного края Хибин проходит железная дорога Санкт-Петербург - Мурманск. У подножия гор расположены ее станции Хибины, Нефелиновые Пески, Имандра. Крупная станция Апатиты связана железнодорожной веткой и автобусным сообщением с г.Кировском, курсируют электропоезда Апатиты-Оленегорск и Апатиты-Кандалакша. Кроме того, автобусом можно добраться в пос. Кукисвумчорр (25-км) и Коашва (45-км). Август - наиболее благоприятный месяц для сбора грибов и ягод. Грибной сезон начинается в конце июля и продолжается до сентября. В зависимости от погоды к началу-середине августа вызревает черника и голубика, чуть позже ее - брусника и морошка.

Река Кальйок

Долина начинается из цирка под горой Лявочорр. В начале долина направлена на север. В районе перевала Центр. Лявочорр ручей Кальйок прерывается обнажением большой песчаной морены, которая выглядит как озеро песка в валунных берегах. Здесь хорошее место для стоянки - большая и ровная площадка, в начале морены есть вода. Затем долина поворачивает на восток. В этом месте развалины буровой (сама буровая стоит на растяжках и представляет собой неплохую смотровую площадку) и остов деревянного вагончика.  В этом районе Кальйок получает очень красивый левый приток в виде террасного водопада. Долина в верхней части узкая и каменистая. Формально, верхняя часть долины заканчивается у небольшого озера, полностью перегораживающего ее. Дорога идет по центру озера, а обходить его лучше по правому берегу (короче, но придется пересекать ручей). Впрочем, весной, в период большой воды, видимо, единственно возможный путь только по левому берегу, так как при этом нет необходимости переходить ручей. В среднем течении борта долины представляют собой крупные и средние каменные осыпи, перемежающиеся сыпучками и относительно ровными каменистыми участками. Дорога, в основном идет по руслу ручья, поэтому тропа идет по бортам долины, обходя затопленные участки дороги. На уровне перевала Обманный начинается относительно хорошая дорога, которая становится совсем хорошей после перехода на правый берег ручья Кальйок, на уровне перевала Седло Валлепахка. В этом месте так же развалины буровой. Здесь начинается лесная зона. В лесной зоне вправо от дороги, идущей вдоль ручья, отходит дорога, уходящая к озерам Ньюръявр, но не между перевалами Суолуайв и Намуайв, как нарисовано на туристической карте-схеме, а восточнее пер.Намуайв, ближе к озеру Умбозеро. Лесная часть долины относительно сухая. Последний раз дорога пересекает ручей Кальйок недалеко от его устья и уходит влево к Броду-2. Брод через ручей в этом месте узкий (около 10м) и неглубокий (около 0.5м в обычную воду) Направо от устья, вдоль берега Умбозера (от Брода-2) уходит дорога, в скверном состоянии, которая выводит к устью ручья Тульйок. Долина ручья Калийок сильно замусорена. Практически на всем ее протяжении можно отыскать топливо для костра, в виде досок, бревен и другого горючего хлама, брошенного там буровиками. Хорошие места для стоянок встречаются по всей долине.

Гора Лявочорр

Узлом северо-восточной части хибинских гор является массив Лявочорра. Это третья по высоте точка Хибин - 1188 м. Массив обрывается во все стороны огромными цирками. На юге массив отделяется от горы Партомчорр перевалом Сев.Партомчорр. На восток массив простирается мощным отрогом, отделенным перевалом Суолуайв от горы Сев.Суолуайв. На севере массив ограничен перевалом Центр. Лявочорр. НА юго-восточных склонах горы берет свое начало ручей Майвальтайок, а на северных - ручей Кальйок. Ограничивает бассейны ручьев Лявойок и Сев. Лявойок с востока.

 

Перевал Центральный Лявочорр (1100м., зимой 1Б, летом 1А).

Расположен между вершинами Центральная Лявочорр и Лявочорр, около первой, соединяет долины рек Северная Лявойок и Кальйок.

От развилки реки Северный Лявойок поднимаемся левым истоком с подъемом на левый берег его долины по осыпному склону крутизной до 30° (зимой снежному, возможно, обледенелому). Слева остается стенка под перевалом. Выше стены идем траверсом без потери высоты на перевал (крутизна местами до 45°, необходимо соблюдать осторожность). От начала подъема 1-2 часа (зимой дольше). Перевал- довольно широкая классическая седловина.

Возможен и другой вариант подъема на перевал. Он происходит по кулуару крутизной около 35-40° в стене. Однако такой путь подъема камнепадоопасен (зимой лавиноопасен) и больше подходит для спуска при прохождении перевала в обратном направлении.

Спуск в сторону Кальйок представляет собой склон крутизной до 35° (зимой

снежный, лавиноопасный, возможен карниз!; летом крупноосыпной). Долина реки Кальйок очень полога, и поэтому до леса от подножия перевала идти довольно долго (около 3 часов).

Перевал Центр. Лявочорр

Перевал является кратчайшим путем из долины ручья Калийок в долину ручья Кунийок. Перевал виден в верхнем течении ручья Калийок. Подъем на перевальную седловину можно начать от обнажения песчаной морены. Это характерное место, выглядит как большое песчаное озеро в валунных берегах. Подъем начинается с ровной песчаной площадки, приблизительно под центром седловины. Подъем довольно крут и идет по камням среднего размера. Все камни довольно устойчивы, но иногда попадаются "живые". Справа и слева от линии подъема видны небольшие скальные обнажения. Если подниматься строго в лоб, то выходим на перевал к началу спуска по варианту А, а если подниматься наискосок, справа налево, то к началу спуска по варианту Б. Перевальная седловина довольно широкая, разделена в центре скальным выступом на правую и левую части (по ходу движения). Имеет много разломов пригодных для спуска в долину ручья Сев. Лявойок. Рекомендуется использовать центральный кулуар (на рисунке вариант Б) (слева от выступа)


Вид со стороны ручья Сев. Лявойок.

Рядом с ним тур. Еще один тур расположен на выходе варианта А (справа от выступа).
Спуск по варианту Б короткий и простой. Начинается в кулуаре с крутизной 30-40 градусов. Камни средних размеров (иногда встречаются "живые"). После того, как справа заканчиваются скальные участки можно идти строго вниз по каменной россыпи (камни средних размеров, довольно устойчивые).
Спуск по варианту А довольно крутой в начале (50-60 градусов), по колотым камням средних размеров (есть "живые"). В конце уход из кулуара налево на мелкую сыпуху. !ВНИМАНИЕ! Сыпуха начинается на каменных плитах, можно поскользнуться. Спуск по ней вниз, к каменной россыпи.
После каменной россыпи двигаемся на запад, оставляя буровую (точнее ее останки) слева - выходим на дорогу.

 

Река Сев. Лявойок

Ручей берет свое начало в цирке под пер.Центр.Лявочорр. Дорога, берущая начало от останков буровой, в месте слияния с притоком с пер.Сев.Лявочорр переходит на правый берег. До начала лесной зоны, и еще некоторое время в лесной зоне, дорога идет следом ручья, иногда переходя с берега на берег. В периоды малой воды это не вызывает проблем, тогда как во время разливов ручья - это осложняет движение. После начала лесной зоны дорога окончательно переходит на правый берег ручья и следует до самого оз.Гольцовое.  В лесной зоне много хороших стоянок. С правых склонов долины возможны сходы лавин и селей.

 

Река Кунийок, оз.Гольцовое (Пайкуньявр)

Долина начинается от перевала Кукисвум и делит Хибинский массив на две части: западную и восточную. Склоны гор, обрывающиеся в долину круты и высоки на всем ее протяжении. Погодный режим сильно зависит от направления ветра. Река Кунийок быстро набирает силу, питаясь водами ручьев, впадающих в нее. Весной можно наблюдать многочисленные водопады, низвергающиеся в долину со склонов. Снежники на перевале исчезают довольно поздно, если их не расчищают специально, чтобы открыть дорогу на базу. Через всю долину, в начале по левому, а затем по правому берегу реки, идет дорога с перевала Кукисвум до озера Гольцовое и дальше на запад, к станции Имандра. От основной дороги, практически в каждый цирк справа по течению реки, уходят вездеходные дороги. Первая правая отворотка (перед пиком Марченко) представляет неплохой вариант достижения оз.Академическое стремительным броском через плато, но только при хорошей погоде. Лесная зона начинается там, где Кунийок пересекает дорогу. Какое-то время здесь существовала сухая переправа, но теперь трубы размыло и переходить ручей приходится  вброд. Глубина брода около 0.5м. Через несколько километров спуска по долине, справа появляется гора Куэльпорр, четко просматривается насыпь перед входом в штольню. Количество дорог, пересекающих основную начинает расти. Здесь же правая отворотка на перевалы Южн.Рисчорр и Сев. Рисчорр. Через километр после горы Куэльпорр появляется база ПСС и влево открывается перевал Сев. Чорргор. В этом месте через реку перекинут мост и оттуда идут тропы на Сев. Чорргор и вдоль левого берега реки в обе стороны. Ниже по долине, от дороги по правому берегу, отходит вправо дорога на перевал Умбозерский. Затем дорога пересекает р.Партомйок, переправа по бревнам в 20 метрах выше по течению, и вскоре выходит к озеру Гольцовое между р.Кунийок и озером Щучье. Далее, через протоку (брод глубиной около метра), соединяющую Щучье и Гольцовое, дорога идет берегом озера. Идти по песочку приятно, но в двух местах приходится преодолевать устья ручьев, впадающих в озеро. Хороших стоянок на этом участке долины почти нет, так как берега озера сильно заболочены. Первая, уходящая вправо от берега дорога идет на пер.Центр.Лявочорр, а основная дорога продолжает идти вдоль берега Гольцового на север, пока не выходит на брод (глубина около метра) через реку Куна, вытекающую из озера Гольцовое, и, затем уходит на запад, вдоль северной части Хибин, на станцию Имандра. Долина сухая в верхней и немного болотистая в нижней части. В лесной зоне много мест для стоянок.  На все перевалы справа от долины уходят дороги, а на все левые перевалы - хорошие тропы. На базе ПСС (контрольно-спасательный пост «Куэльпорр») всегда дежурит человек, у него есть аптечка, связь с кировским спасотрядом и, во второй половине дня, прогноз погоды на следующие сутки. За небольшую плату можно остановиться в домиках, попариться в бане. Здесь же расположена гостиница «Рамзай-Север», где можно остановиться в номере, заказать обед, попариться или принять душ. В холле гостиницы устойчивая связь МТС.

Река Рисйок

Рисйок берет начало в северном цирке Кукисвумчорра под перевалом Южный Рисчорр. Долина Рисйока тянется с северо-запада на юго-восток, в средней части к ней с севера подходит ущелье реки Рисчорр. Рисйок вытекает двумя водопадами в долину Кунийока из узкого ущелья между массивом Рисчорр и горой Куэльпорр. Большая часть долины безлесна, мелкие деревья и кустарник доходят только до устья Рисчорра.

 

Гора Каскаснюнчорр

Расположена в центральной части хибинского массива. На севере перевалом Сев. Рисчорр отделена от горы Рисчорр, на юге перевалом Южн. Рисчорр отделена от массива Кукисвумчорр. Ограничивает бассейны ручьев Рисйок с востока и Каскаснюнйок с запада.

 

Перевал Северный Рисчорр (790)

Расположен в щели между вершинами Рисчорр и Каскаснюнчорр. Соединяет правый исток ручья Рисйок с правым притоком реки Каскаснюнйок.

Путь на перевал начинается от развилки истоков реки Кискаснюнйок. Выходим на отрог вершины Каскаснюнчорр между этими истоками и его правой по ходу стороной выходим в цирк под перевалом. Подъем на перевал крутой (35-40°), но короткий (50 м). Следует учесть, что в цирке под перевалом возможны обвалы висящих снежных карнизов. Из долины Каскаснюнйока перевал виден как правильная треугольная щель.

Перевальное ущелье короткое, с крутыми стенами, снежными наддувами, в щели почти всегда дует ветер. Спуск с перевала пологий, но с несколькими перепадами-ступенями, крутизной до 25°. Путь до долины Кунийок занимает около часа.

Кольцевой маршрут из долины Кунийока через Южный и Северный перевалы Рисчорра можно пройти за 5-6 часов.

Перевал Сев. Рисчорр

Северный перевал Рисчорра - один из самых красивых в Хибинах. Под перевалом цирк. С восточной стороны из долины Каскаснюнйока он виден как правильная треугольная щель. Подъем идет в неглубоком ущелье. От начала ущелья влево отходит другое, с более высокими стенами. Оно выводит к перевалу Южн.Рисчорр, но пройти по нему иногда бывает невозможно из-за неравномерного разрушения снежника. Пологий подъем на Сев. Рисчорр заканчивается в цирке под перевалом. Подъем со дна цирка на перевал трудный, по сыпухе или по камням, присыпанным сверху каменной крошкой. Перевальное ущелье красивое короткое, с крутыми стенами, зимой со снежными надувами и карнизами. Спуск на запад пологий и спокойный, по хорошей тропе. Внизу, в месте пересечения тропой р.Рисйок, начинается дорога, ведущая с Южн.Рисчорра на базу ПСС. Лесная зона начинается немного ниже.

 

Перевал Южный Рисчорр (780, н/к).

Расположен между вершинами Каскаснюнчорр и Кукисвумчорр (северной вершиной 1060 м плато). Соединяет долины левого истока ручья Рисйок и правого притока реки Каскаснюнйока.

Путь на перевал начинается от базы КСС Куэльпорр по долине ручья Рисйок, тянущейся на юго-восток. Идем по старой дороге по склонам вершины Рисчорр и через час достигаем развилки реки. Здесь заканчиваются последние мелкие деревья и кустарник.

Идем левым истоком и еще через час пологого подъема подходим под перевал, который представляет собой большую седловину с плавными очертаниями склонов. Подниматься на перевал лучше всего траверсом склонов Каскаснюнчорра. Можно подняться и в лоб со дна долины. Последний участок подъема крутой (до 35°) и с выступающими камнями.  Здесь находятся обломки большого памятника. Подъем занимает 40 минут. С перевала легко подняться на Каскаснюнчорр и на массив Кукисвумчорра. Спускается с перевала на дно цирка (5 минут, крутизна около 25°). Далее, для движение в сторону озера Академическое следует двигаться вправо без потери высоты, для движения в цирк под перевалом Северный Рисчорр без потери высоты траверсом склонов горы Каскаснюнчорр (20 минут), для спуска вниз следует выйти на пологий отрог горы Каскаснюнчорр и по нему спуститься к ручью ниже каньонов (15 минут)

Перевал Южн.Рисчорр

Южный Рисчорр - это большая седловина с плавными очертаниями склонов. Высота его 780 м. От базы ПСС, в сторону перевала Кукисвум уходит дорога. В километре от базы от нее влево уходит дорога, которая ведет на Южный Рисчорр. Примерно через 500 м подъема вправо от дороги отходит тропа, ведущая на водопад на реке Рисйок. Дорога, продолжая подъем, проходит мимо озера. В месте слияния ручьев, текущих с Сев. и с Южного Рисчорров, налево уходит тропа, на Сев. Рисчорр, а дорога переходит на правый берег и продолжает подъем. Заканчивается она под перевалом. Последний участок подъема из долины Рисйока крутой и с выступающими камнями. Сыпуха и "живые" камни на всем протяжении подъема.   Спуск в долину Каскаснюнйока крутой и короткий. Слева видно начало ущелья, ведущего к истокам Каскаснюнйока. Переход по ущелью длинный, но интересный. Но если снежник успел обвалиться, то пройти по нему невозможно. Троп в этом районе нет.


Перевал Кукисвумчорр (479, н/к).

Представляет собой длинную долину (название его так и переводится), местами напоминающую ущелье, с плоским дном и крутыми стенами Кукисвумчорра и Поачвумчорра. Перевал Кукисвумчорр - прямой путь из города Кировска по долине реки Кукисйок в долину Кунийока.

Вход в долину со стороны Кировска перегорожен высокой конечной мореной, оставленной ледником. Под мореной лежит озеро Сейтесъявр, питаемое ключами. Морена служит резкой границей леса. С гребня морены на юге видно озеро Большой Вудьявр, на севере - долина Кукисвум с крутыми стенами, поднимающимися на 500 м над дном долины. На самом перевале 3 озера с водой густого сине- зеленого цвета, окаймленные камнями с черным налетом- свидетельством пребывания их в воде в начале лета. Северное озеро находится у входа в долину Кунийока. От перевала до границы зоны леса 5 км.  По перевалу проложена автомобильная дорога, летом проходимая всеми видами транспорта, зимой - вездеходами.

 

 

Перевал Кукисвум

Перевал Кукисвум представляет собой длинную долину (название его с языка саами так и переводится), местами напоминающую ущелье, с плоским дном и отвесными стенами Кукисвумчорра и Поачвумчорра. Перевал Кукисвум - прямой путь из Кировска в долину Кунийока мимо Большого и Малого Вудъявра по рекам Вудъяврйок и Кунийок. Высота перевала около 500 м. На самом перевале три озера с водой густого сине-зеленого цвета. Через перевал, от профилактория "Тирвас" до базы ПСС, идет хорошая грунтовая дорога. Из-за особенностей рельефа ветер на перевале дует или в спину или в лицо (что бывает значительно реже).  На перевале очень долго сохраняются снежники. Зимой склоны лавиноопасны из-за возможных обрушений снежных козырьков. Первые деревья  появляются только в 5 км за перевальной точкой, как в одну, так и другую стороны.

 

 

Озеро Малый Вудьявр

 

Из долины озера Малый Вудьявр можно попасть на пер.Географов, пер.Рамзая, пер. Кукисвум, пер.Безымянный и в цивилизацию - к с/п "Тирвас" и далее в 25км+Кировск+Апатиты. Дорога от "Тирваса" ведет на песчаный карьер. За карьером продолжается тропа на пер.Безымянный. Отворотка на пер. Кукисвум сразу перед карьером налево. Дорога через Кукисвум вначале очень плохая, местами пересекает ручьи, но ближе к перевалу улучшается. Лесная дорога, уходящая от основной дороги налево, вдоль отрога Поачвумчорра, ведет к пер.Рамзая переходя в хорошую тропу, уходящую направо от дороги. Пер. Географов виден практически с любой точки долины, но существует проблема переправы через реку, вытекающую из оз.Мал.Вудъявр. Переправа вброд, глубина брода около 0.5м.

 

 

Техническое описание

 

 

Данный маршрут планировался с целью съёмки фильма для участия в фестивале «АРГО». По объективным причинам главный вдохновитель и оператор проекта не смог пойти в поход, поэтому нитка маршрута была частично пересмотрена. Как и цели, поставленные группой. Т.к. в походе принимал участие представитель Рязанской спелеостологической группы, было запланировано посещение и топосъёмка интересных объектов – Молебденитового рудника в Хибинских тундрах и Умбозёрского рудника в Ловозёрских. Вся спелеостологическая информация в полном объёме представлена на сайте Рязанской спелеостологической группы «СТИКС».

Одной из задач было тестирование новых видов снаряжения в условиях пешеходного маршрута, о чём ниже.

 

 

1-й день.12.09.2009

Поезд №382 прибыл на станцию Оленегорск в 08.14. Там нас у вагона встретил Роман т. 8 921 153 12 75, доставивший за 1500руб. к воротам рудника Карнасурт на микроавтобусе. Роман также предоставляет услуги по заброске катером по Умбозеру. Созваниваться нужно заранее.

В 10.05 вышли с рудника в направлении перевала Эльморайок. Пасмурно, дождь,+7. за час дошли до перевала, оставив записку в туре, начали подъём в лоб на вершину 941,8, ограничивающую с В. 1-й Цирк (Восточный) Раслака. Подъём по разнокалиберной сыпухе 12-25 %, местами подвижной, местами с выходами сильноразрушенных скал.

В 12.50 вышли на вершину, отмеченную триангулянтом. Ветер, +4, низкая облачность, изморось. По направлению к вершине 972,9 двигаемся в облаке, видимость несколько десятков метров. У вершины обедаем, укрывшись в скалах и шаманим погоду. 

Плавно траверсируя В. склон г.Кедыквырпахк, поднимаемся на седловину между С. и Ю. вершинами горы в 15.40. вершины 1106,0 и 1118,7 представляют собой скалы-останцы, на них - триангулянты. Есть дрова (брёвна и доски), старая вездеходная дорога направления С\З-Ю. дождь, но потеплело до +8.

По вездеходке проходим перевал Геологов, наблюдаем радугу над З. цирком Раслака, поднимаемся в 16.55 на гору Аллуайв 1051,0. Вершина горы – разрушенные скалы, наверху триангулянт и «пуп Ловозёр».

Действительно, в этом треугольнике Ловозёр не всё чисто: сломалась подзорная труба, и, как выяснилось впоследствии, начисто исчез трек навигатора.

С Аллуайва по вездеходке идём до точки 891,1, через которую проходит основная вездеходная дорога, по которой можно попасть в западном направлении на Умбозёрский рудник, или по северо-восточному ребру г. Аллуайв в пос. Ревда.

Мы же идём с падением высоты к Гурию XIII 768,6м. по каменистому склону 10-15%. Гурий представляет собой триангуляционную вышку, стоящую на выходе сильноразрушенных скал в месте перелома рельефа.

В 18.25 начинаем движение в направлении на северную штольню Умбозёрского рудника по некрутому склону. Идти приходится аккуратно, т.к. склон обильно покрыт лишайниками, под которым скользкие камни.

В 19.15 мы у штольни. Совершаем разведку, затем идём к ЛЭП, вдоль неё по вездеходке до ур. Уютное, перейдя асфальтовую дорогу и отойдя 50м, встаём в 20.30 на ночь. Темно. Т.к. день выходной, засыпаем под звуки автомотогонок по асфальтированной дороге.

За день 19,4 км.  перепад высот +764,4 -856,9

 

Фото дня:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2-й день. 13.09.2009

С утра дождь. Не спеша собрались, вышли в 11.15 при +7 по асфальту, минуя заброшенные склады ВВ, оставляя Окунёвские озёра с грибниками и ягодниками по разбитой местами вездеходке вышли к Броду-3, то бишь мосту через р.Сура. Мост продолжается (скорее, продолжают) разрушаться, от настила мало что осталось, брёвна местами сильно подгнили, при переходе во время дождя реально упасть.

В 14.15 встали на обед, в 15.30 под дождём продолжили движение по дороге и в 18 00 вышли к заливу Чудалухт. Дождь кончился, выглянуло солнышко, потеплело до +10. мыс Литт – место потрясающей красоты, и мы решили Брод-2 оставить на утро, а вечер посвятить расслабухе и созерцанию прекрасных пейзажей. Кстати, у самого брода есть неустойчивая связь МТС.

За день 18,1 км., перепад высот -161,6

 

Фото дня:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3-й день., 14.09.2009

С утра сильный СЗ ветер, +8, низкая облачность, начали брод в 10.25. воды мало, заметно по берегам и из прошлого опыта. В 11.15 проходим мимо «избушки» на р.Кедыкуай, она хорошо заметна с вездеходки. Очень грязно, есть печка. Я бы остановился там только в случае крайней нужды.

Продолжаем движение до гурия т.343,6, где обедаем с 13.40 до 14.35. далее двигаемся по долине р.Кальйок, придерживаясь левого, по ходу движения, борта долины.

В 19.30 находим место для ночлега в 50 метрах выше буровой, частично закрытое от ветра. Ветер очень сильный, +4, изморось.

За день 20,0 км., перепад высот +597,5

 

Фото дня:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4-й день, 15.09.2009

В 8 утра +4, низкая облачность, гор не видно, изморось.

В 12 часов после второго завтрака, надеясь на то, что при усилившемся ветре появятся разрывы в облачности, выходим на поиски перевала Лявочорр Центральный. Надежды оправдались, и хотя на середине подъёма выяснилось, что набор высоты мы начали рановато, в 14.00 мы были на перевальном плато, близ вершины Ц. Лявочорр 1100,5. Поднявшись на вершины 1100,5 и 1118,7 при сильном ветре и +1 и оставив записку в С. туре,  начинаем параллельный спуск по соседним кулуарам в 15.00 Аффтар радуицца, - это иво паследний нипройдиный перевал в Хибинах…Если, конечно, не брать в расчёт «так называемые перевалы», в изобилии появившееся в последние годы. Дабы не спустить друг на друга камня, метров 50 движемся порознь, затем выходим на покатое ребро и двигаемся вниз, к водопадам в истоках С. Лявойока. Спускаемся за 1 час, пофотографировали водопады и техногенный мусор, от останков буровой движемся по вездеходке. Исток С. Лявойока из-под перевала С. Лявочорр изменил русло, местами размыл дорогу.

Стоянки начинаются с ГЗЛ, но мы решаем ночевать на оз. Пайкуньявр (Гольцовое), чтоб насладиться вечерними пейзажами. В 19.00 , забраковав несколько загаженных стоянок, при +10 и стихшем ветре встаём близ устья р.С.Лявойок.

За день 13,9 км., перепад высот  +378,2 -915,7

 

Фото дня:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5-й день, 16.09.2009

Встали поздно, т.к. запланировали полуднёвку. Пасмурно, +10, дождь. В 11.30 вышли по вездеходке в направлении КСП Куэльпорр, где и были в 14.00. Все броды по ходу движения переходили по автомобильным следам.

На КСП отметились у дежурного спасателя, узнали последние новости, позвонили семьям, и, пообедав, налегке пошли со спелеостологическими целями на место ядерных испытаний 1974-1982гг. Оказалось, штольни засыпали (взорвали входы) несколько лет назад, подробности можно узнать в сети Интернет.

Вечером, по возвращении, спасатель предложил нам попариться в бане, что мы с великим удовольствием и сделали. Смыв с себя усталость в горной воде Кунийока, затопили печку, попили чаю и спать легли.

За день 12,4 км., перепад высот  +204,5  -141,9

 

Фото дня:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6-й день, 17.09.2009

С утра видимости нет вообще, проливной дождь. Спасатель сказал, прогноз после обеда. Легли досыпать. С 10 до 12 сильный ветер разогнал тучи, учитывая запас времени и продуктов, решаем сделать без рюкзаков «Кольцо Рисчорра».

Вышли в 12.00, в 13.55 были на перевале Южный Рисчорр. Кстати, навигатор показал 908 м., а не как указано в большинстве источников, 780м. Сняли записку группы из Рязани от 10 сентября 2009 рук. Пашков А.А., были приятно удивлены, что не одни мы, рязанские, по осени «хибиним».

Подъём на г. Каскаснюнчорр начинаем с перевальной седловины по Южному ребру, но СЗ ветер такой силы, что невольно приходится забирать вправо по ходу, чтоб от него укрыться. На вершине пробуем поймать связь, телефоны видят 5 операторов, но не могут сделать соединение ни с одним. На горе Очень сильный ССЗ вмордувинд ветер, +1, застёгиваем свои гортексы и прочие мембраны, и, насколько позволяет техника безопасности, быстро валим на Сев. Рисчорр. В ущелье нет ветра! Нас это радует, мы расслабляемся, перекусываем, курим, фотографируем… Не осталось вагончика на р. Рисчорр, появился памятный знак на месте обвала на южных склонах г. Рисчорр, субъективно, увеличилось количество ботанических послеядерных мутаций. А вот лысых зайцев и двуглавых куропаток мы не видели, брехня…

Пришли на Куэльпорр в 17.40.

Узнали прогноз и прослезились: шли любоваться красками осени, а нам обещают экстремальное начало зимы!

За день 16,2 км., перепад высот +825,8 -825,8

 

Фото дня:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

…А ночью вышел я на крылечко, а над головой – звёзды, штиль, заморозки…

Похоже, прогноз сбывается…

 

7-й день, 18.09.2009

С утра сильный мокрый снег при С. ветре, гор не видно. И, если на базе снег успевает таять, то похоже, на ГЗЛ наступила зима. Принимаем решение заменить прохождение перевала В.Петрелиуса на прохождение пер. Кукисвум. Безопасность превыше формальной нитки маршрута. По пятницам происходит смена спасателей на КСП, мы вызываем недоумение отказом ехать на МЧСовской «буханке». Но у нас же пешеходный маршрут, а не автомобильный! И ветер в спину, что увеличивает скорость. И снег, чтоб не отвлекаться на всякие глупости. В общем, погода бодрила. Впервые в своей походной практике я шёл 4 часа не снимая рюкзака, заглатывая на ходу батончики – мюсли. Вышли с Куэльпорра в 12.00, проскочили Кукисвум в 14.00 без остановок, сделав лишь пару снимков, и в 16.00 были уже на оз.М.Вудьявр у мемориала станции «ТИЭТТА».

Нам надо было попасть к месту выхода р.Вудъяврйок из оз. М.Вудьявр., т.к. с южной стороны озера стоянки есть только там.

Чтоб жизнь мёдом не казалась, решили добавить «экстрима» и обойти озеро не с востока по дороге, а с запада, по заболоченным моренам дельт р.Поачвумйок и ручьёв, текущих из восточных цирков хр.Тахтарвумчорр. Выйдя в конечном итоге  к нужному месту, больше часа делали достойный обогрейный костёр из мокрой кривой полярной берёзы. В 19.00, согревшись, звонили по МТС родным и близким

За день 22,6 км, перепад высот  +204,6 -121,2

 

Фото дня:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8-й день, 19.09.2009. Как выяснилось, последний на этом маршруте.

 

С утра +2, облачность, ветер. В 11.00 вышли по вездеходке в направлении Молебденитового рудника. Дорога заканчивается у начала подъёма на гребень, разделяющий цирк Откола и цирк Поясов хр.Тахтарвумчорр, дальше поднимаемся по тропе, слабозаметной под выпавшим снегом. Ещё выше тропа теряется на курумнике. Много живых камней, идти приходится очень аккуратно. За 40 минут поднимаемся до широкой травянистой полки на высоте 657м., где стоит раритетный компрессор (США, Чикаго, 1908г.), правда, табличку и часть деталей украли.

Самое сложное место – переход с осыпного склона на полку, где, собственно, и расположены штольни рудника. Камни покрыты тонким слоем глазурного льда, съёзжает даже наконечник трекпалки. Ближний вход в штольню на высоте 762 метра.

Подробнее про рудник и его историю можно найти на специализированном сайте в Интернете. Подробную топосъёмку – на сайте РСГ «СТИКС»

В 15.00 пришли в лагерь, пообедали и приняли решение завершить маршрут, отказавшись от прохождения пер.Географов. Выше ГЗЛ снег и курумник, покрытый льдом. Идти пешку в таких условиях – совсем не дружить с головой.

А на солнышке +7…

Совершив пару бродов, выходим на карьерную дорогу, мимо «Тирваса» в 17.30  - на остановку «25 км.», ловим маршрутку, на которой по 30 руб. с носа доезжаем до пл.Геологов в Апатитах, откуда до ж\д вокзала – 15 минут пешком.

За день 11,2км, перепад высот +403,5 -444,7

 

Фото дня:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого за 8 дней

с учётом рекомендованного коэфф. 1,2 – 161 км.

Перепад высот за 8 дней: +3378,5 м. -3467,8 м.

 

Реально пройденный маршрут: рудн.Карнасурт – пер.Эльмарайок(643,6 н\к) –в.941,8 – в.972,9 – г.Кедыквырпахк 1118,7 -  пер.Геологов (1А 998,4, траверс) – г. Аллуайв 1051,0 – гурий XIII 768,6 – р.Сура (Брод 3) – мыс Литт (Брод 2)- р.Кальйок – пер.Ц.Лявочорр (1А-1Б, 1100,0) – г.Ц.Лявочорр1118,7 – р.С.Лявойок – оз.Пайкуньявр (Гольцовое) – КСП «Куэльпорр – радиально пер.Ю.Рисчорр(908,0 н\к-1А) –г. Каскаснюнчорр 1100,9 –пер.С.Рисчорр (850,0 н\к – 1А) (траверс) – пер. Кукисвум (479,7 н\к)- обход оз.М.Вудьявр с З. – подъём к выс.762 (топосъёмка Молебденитового рудника) –пос.25км.

 

Характер, разнообразие и количество локальных препятствий, протяженность маршрута соответствуют 3-й категории сложности. Допустимое сокращение продолжительности маршрута обусловлено прекрасной физической и психологической подготовкой, отличным знанием района и огромным опытом.

 

Выводы и рекомендации.

 

Почему всё-таки в сентябре? Почему Хибины?

Хибины – из-за своей доступности и удобства подъезда. В силу специфики работы отпуск 10-14 дней, и сложно найти другой район, с более хорошей заброской. Разнообразный рельеф позволяет совершать пешие походы, как с детьми дошкольного возраста, так и до 4 категории сложности. Классифицированы и пройдены альпинистские маршруты до 6А к\с. Быстрая смена погоды не даёт расслабиться и забыть про технику безопасности.

В сентябре – потому что красиво. Очень красиво! Буйство красок, стихия красок!

В этот раз, правда, в связи с обстоятельствами мы припозднились – краски вместе с листьями сдуло ветрами. Ходить нужно начиная с первых чисел сентября. Гнуса нет, туристов почти нет, грибы-ягоды есть.

Так сложилось, что оба участника группы во многом имеют схожие взгляды на организацию похода в целом, и, на снаряжение, в частности. В результате грамотного подбора снаряжения выходной вес рюкзаков составил 16 и 18 кг. Меньший носимый вес позволил более интенсивно пройти маршрут. Было протестировано новое снаряжение, о чём ниже. Можно ли было сделать рюкзаки ещё легче без снижения безопасности? Да, можно. Во-первых, как всегда, на пешке не получается запланированного з-х разового питания. Или нет желания (что чаще) или возможности (что реже), - примерно 2 кг. продуктов было оставлено на КСП «Куэльпорр». Во-вторых, кило веса можно было сократить, перешив собственный рюкзак. Не захотел. В-третьих, тентом (1085г.) мы не пользовались ни разу, но здесь вопрос спорный – были б затяжные дожди, пришлось бы. Так же как и история с пуховкой (800г.): я её ни разу не надел, но грела сама мысль о том, что могу надеть её в любой момент. В-четвёртых, «по-мелочам» можно сократить вес ещё на пару кг.

 

Питание было организовано исключительно из продуктов, не требующих варки. Все продукты прошли вкусовые тесты на этапе подготовки к походу и раскладывались не по весовому, а по объёмному принципу. Готовка только на газу. Это позволило готовить пищу без привязки к ГЗЛ. Но выяснилась удивительная вещь – еды, которой летом в городе было нормально, на маршруте осенью было много! Газ не экономили, ушло 1 баллон 250г. и 1 не полностью - 470г. по субъективным ощущениям, Coleman горит шибче, чем Kovea.

От рыбалки отказались сознательно, т.к. не за тем шли. От грибов то же, ибо не олени мы, чтоб грибы на ходу кушать.

 

Теперь про тесты снаряжения.

 

Сразу скажу – все оценки сугубо субъективные, если моё мнение по рекомендации применения в пешем походе в условиях заполярья не совпадёт ещё с чьим-то, буду только рад. В дискуссии рождается истина. Понимание приходит с опытом. Если кто-то хочет (или любит) получать от маршрута не удовольствие, а лишения и преодоления, пусть дальше не читает.

 

GPS – навигатор Garmin

Использовался на всём протяжении маршрута. Карты навигации готовились Михалычем самостоятельно. Батареек при условии выключения на ночь, хватает больше, чем на сутки. В недалёком будущем, я уверен, трек навигации станет основным подтверждением прохождения туристического спортивного маршрута.

 

Устройство для подзарядки от пальчиковых батареек «Последний патрон», «Экспедиция»

Использовался для подзарядки моб. Телефона и фотокамеры. Не очень удачно, заряд даёт очень слабый. Вернее взять с собой заряженные запасные аккумуляторы.

 

Плащ-пончо от «Tatonka» с укрытием для рюкзака до 100л.

 Прекрасная вещь! Весит 413гр., заменяет и плащ и кальдеру. Теоретически, есть всех размеров, S -  XXL, но летом удалось найти только М. Мой плащ с отделением для рюкзака 30л. От «Экспедиции», с трудом прожив второй маршрут, был уничтожен, как невыполняющий своей основной функции.

 

Жилет пуховый от «RedFox».

 300гр. Михалыч остался доволен. Использовалась при остановках и стоянках, одевалась на ночь.

 

Треккинговые трусы (шорты) от «Сиверы».

 Уже писал отзыв на сайтах. Прекрасно себя зарекомендовали. Не натирают, не пачкаются, дышат, быстро сохнут. Красивые. Рекомендую!

 

Неопреновые 2мм. Носки

Прекрасно себя зарекомендовали при бродах. Если бродили, надев ботинки, то очень долго держат тепло, при этом, в отличие от шерсти, не трут и не парят стопу. В последний день бродили в одних носках, без обуви. На песке и некрупных камнях держат отлично, не скользят, ноги не мёрзнут. Рекомендую.

 

Рюкзак системы Морозова-Леонтьева.

Отлично себя зарекомендовал. От рюкзака  RedFox Михалыч взял только спину, пришил к ней мешок из тонкого, но прочного капрона. Вес стал 1250гр. В качестве вкладыша использовал самый большой в ряду гермомешок от «Tatonka» из силиконизированного нейлона. Система зарекомендовала себя отлично. Хотя мне больше нравится, когда не один большой, а несколько маленьких герм из силиконки.

 

Треккинговые носки от «Norfin»

Куплены за 200 руб. в каком-то рыбацком магазине. Прекрасно себя зарекомендовали. Не натирают, не набивают, не пахнут. Стирались 1 раз, очень быстро сохнут. Рекомендую.

 

Гермоксивник от «Сплав»

Куплен случайно в магазине на ул.Маяковского, прекрасно себя зарекомендовал и навсегда прописался в рюкзаке.

 

Галоши дачные утеплённые ЭВА

Это вообще ХИТ! Сделаны из этилвинилацетата, вес пары 220гр. Лучшая бивачная обувь! Я использовал с вкладышем из синтетического войлока, Михалыч – с флисовыми носками, т.к. не нашел подходящего размера, взял на размер меньше, а вкладыш выкинул. Куплены в Глобусе за какие-то совсем смешные деньги. Сейчас таких много разных, рекомендую высокие, с вынимающимся, а не пришитым вкладышем, без излишних деталей вроде кнопок, блочек, липучек. Не промокают, греют. Михалыч как одел их в последний день маршрута, так и не снимал до Рязани.

Пожалуй, эта нехитрая вещь занимает первое место в нашем рейтинге протестированного снаряжения.

 

Справки по телефону: 8-910-902-71-51 e-mail: embolsi@mail.ru

 

Андрей Толстых (Толстович)

 

В отчёте использовались материалы сайтов сети Интернет, а также материалы собственных отчётов прежних лет.

Фотографии – Михаил Леонтьев, Андрей Толстых.

 

 

 



  • 8.1.10 17:01 толстович Нина, спасибо за коммент, если есть желание посмотреть фото в более высоком качестве, это можно сделать здесь: http://picasaweb.google.ru/embolsi/2009?feat=directlink

  • 8.1.10 11:13 Якунина Прочитала с интересом. Хороший маршрут и отчет. Порадовал тест снаряжения. Как всегда "от Толстовича" практическипознавательно.




© taganok.ru 2007. Перепечатка материалов или публикация в сети интернет только с разрешения авторов и обязательным указанием сайта taganok.ru

                Экстремальный портал VVV.RU удаленная проверка сервера uptime российских хостеров Клуб Хронических Водников


Видеосъемка HD и монтаж, создание слайдшоу, детские утренники. Рязань.