Отчет о пешеходном маршруте 3 к/с по Хибинским тундрам
Хибинские тундры - компактный горный массив ( 45*45 км ), образованный старыми разрушенными горами с абсолютными высотами до 1100-1200 м

 

 

Клуб туристов РМИ «Theleos»

 

 

 

 

 

 

 

 

Техническое описание

 

 

Пешеходного маршрута 3 к/с гр. 10/1

По Хибинским тундрам.

Кольский п-ов.

Россия.

 

 

г.Кировск – пер.Кукисвум(489н\к) –пер.С.Рисчорр(882н\к) – пер.Ю.Рисчорр(943н\к) – р.Касканюнйок – р.Майвальтайок – оз.Верх.Ньюявр –пер.С.Партомчорр(827н\к) – оз.Пайкуньявр – КСП «Куэльпорр» - пер.З.Петрелиуса(853н\к) – пер.Рамзая(749н\к) –г.Кировск

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

***Данный маршрут может быть потенциально опасен для Вашего здоровья или даже жизни. Не стоит пытаться повторить его без соответствующей специальной подготовки или руководства опытного инструктора.

 

 

 

 

 

Рязань 2010г.

 

 

 

 

Техническое описание пешеходного маршрута,  пройденного группой  10\1 в августе 2010 года

 

 

Участники группы 10\1:

Рябов Андрей Владимирович, участник

Толстых Даниил Андреевич, штурман-навигатор, зам.руководителя

Толстых Андрей Викторович (Толстович), руководитель

 

 

 

Заявленный маршрут:

 

Оз.М.Вудьявр – пер.Кукисвумчорр н\к – пер.Исток 1А – оз.Верх.Ньюявр – р.Майвальтайок – пер.С.Партомчорр н\к – оз.Пайкуньявр – пер.Ю.Рисчорр – пер.С Рисчорр(траверс) –г.Часначорр – пер.Крестовый – пер.Орлиное Гнездо(траверс) - пер.Рамзай н\к- оз.М.Вудьявр – пер.Географов 1А-г.Апатиты

Как вариант –выход через пер.Тахтарвум в г.Апатиты

 

Общая информация:

 

Стоимость железнодорожных билетов на август 2010г.

 

Рязань-Москва, экспресс, 2кл. – 300,1

Москва – Апатиты №382, плацкарт – 1876,8

Пос.25км. – Апатиты, такси – 150

Апатиты – Москва №285, плацкарт – 1976,9

То же, купе – 4677,4

Москва –Рязань, электропоезд – 324

Итого: транспортные расходы 4628(7328) руб. на человека

 

 

 

 

 

Хибинские тундры - компактный горный массив ( 45*45 км ), образованный старыми разрушенными горами с абсолютными высотами до 1100-1200 м. Долинами рек Кунийок и Вудъяврйок, сообщающимися через перевал Кукисвум, массив делится на восточную и западную части. Восточная часть по своей форме напоминает подкову, открытую к востоку. В ее южной части расположены знаменитые апатит-нефелиновые месторождения Расвумчорр, Юкспор, Коашва. Западная часть Хибин также имеет дугообразную форму, в ее центральной части находятся наиболее высокие плато Юдычвумчорр и Часначорр. Как и всякий горно-таежный район, Хибины характеризуются препятствиями, обычными для горных путешествий (разнокалиберные осыпи, разрушенные скалы, снег, фирн), а также чисто пешеходными (таежный лес и подлесок, болота, переправы). Перевалы Хибин можно разделить на два типа. Первый - тектонические трещины и разломы, с зачастую высокими отвесными стенами. Перевалы второго типа имеют широкие седловины, пологие очертания склонов, они образовались благодаря работе ледников. Снежный покров непостоянен - если в июле до четверти маршрута может проходить по снегу, то ко второй половине августа он, как правило, сохраняется только в самых труднодоступных для солнца местах. В конце августа местами встречается открытый лед. Массив с запада и востока ограничен соответственно озером Имандра и Умбозером. Все реки и ручьи Хибин принадлежат бассейнам этих озер. Питание рек грунтовое, отчасти снеговое. Суточный расход воды примерно постоянен. Практически везде вода пригодна для питья в сыром виде. Большие температурные различия Баренцева моря и материка обусловливают значительную изменчивость температуры при смене ветра. Средняя температура самого теплого месяца (июль) колеблется от 10 до 14 С. Первые заморозки в воздухе возможны уже в августе, последние - в конце мая. Ветер в основном носит муссонный характер. В летний период преобладают восточные и юго-восточные ветры. Годовое количество осадков довольно велико - оно достигает 1000 мм. Группам, путешествующим по Хибинам, нужно быть готовым к резкой смене погодных условий - от жары до шквального ветра со снегом. При разработке графика движения необходимо учитывать специфику "полярного дня". В июне и июле световое время длится круглосуточно, к середине августа в ночное время ночи становятся серыми, затем постепенно появляется несколько темных часов, и к концу августа день становится практически таким же, как и в средней полосе (график соотношений День-Ночь по месяцам). Леса в основном состоят из ели и березы. Для растительности Хибин характерна вертикальная поясность. Ниже 350-400м располагается зона леса (карельская тайга), до 700 м - зона березового криволесья и кустарниково-лишайниковой растительности. Выше расположена зона арктической пустыни, имеющая бедный состав мохово-лишайниковых растений. Подъезды к Хибинам достаточно удобны. Вдоль западного края Хибин проходит железная дорога Санкт-Петербург - Мурманск. У подножия гор расположены ее станции Хибины, Нефелиновые Пески, Имандра. Крупная станция Апатиты связана железнодорожной веткой и автобусным сообщением с г.Кировском, курсируют электропоезда Апатиты-Оленегорск и Апатиты-Кандалакша. Кроме того, автобусом можно добраться в пос. Кукисвумчорр (25-км) и Коашва (45-км). Август - наиболее благоприятный месяц для сбора грибов и ягод. Грибной сезон начинается в конце июля и продолжается до сентября. В зависимости от погоды к началу-середине августа вызревает черника и голубика, чуть позже ее - брусника и морошка.

 

Река Кунийок, оз.Гольцовое (Пайкуньявр)

Долина начинается от перевала Кукисвум и делит Хибинский массив на две части: западную и восточную. Склоны гор, обрывающиеся в долину круты и высоки на всем ее протяжении. Погодный режим сильно зависит от направления ветра. Река Кунийок быстро набирает силу, питаясь водами ручьев, впадающих в нее. Весной можно наблюдать многочисленные водопады, низвергающиеся в долину со склонов. Снежники на перевале исчезают довольно поздно, если их не расчищают специально, чтобы открыть дорогу на базу. Через всю долину, в начале по левому, а затем по правому берегу реки, идет дорога с перевала Кукисвум до озера Гольцовое и дальше на запад, к станции Имандра. От основной дороги, практически в каждый цирк справа по течению реки, уходят вездеходные дороги. Первая правая отворотка (перед пиком Марченко) представляет неплохой вариант достижения оз.Академическое стремительным броском через плато, но только при хорошей погоде. Лесная зона начинается там, где Кунийок пересекает дорогу. Какое-то время здесь существовала сухая переправа, но теперь трубы размыло и переходить ручей приходится  вброд. Глубина брода около 0.5м. Через несколько километров спуска по долине, справа появляется гора Куэльпорр, четко просматривается насыпь перед входом в штольню. Количество дорог, пересекающих основную начинает расти. Здесь же правая отворотка на перевалы Южн.Рисчорр и Сев. Рисчорр. Через километр после горы Куэльпорр появляется база ПСС и влево открывается перевал Сев. Чорргор. В этом месте через реку перекинут мост и оттуда идут тропы на Сев. Чорргор и вдоль левого берега реки в обе стороны. Ниже по долине, от дороги по правому берегу, отходит вправо дорога на перевал Умбозерский. Затем дорога пересекает р.Партомйок, переправа по бревнам в 20 метрах выше по течению, и вскоре выходит к озеру Гольцовое между р.Кунийок и озером Щучье. Далее, через протоку (брод глубиной около метра), соединяющую Щучье и Гольцовое, дорога идет берегом озера. Идти по песочку приятно, но в двух местах приходится преодолевать устья ручьев, впадающих в озеро. Хороших стоянок на этом участке долины почти нет, так как берега озера сильно заболочены. Первая, уходящая вправо от берега дорога идет на пер.Центр.Лявочорр, а основная дорога продолжает идти вдоль берега Гольцового на север, пока не выходит на брод (глубина около метра) через реку Куна, вытекающую из озера Гольцовое, и, затем уходит на запад, вдоль северной части Хибин, на станцию Имандра. Долина сухая в верхней и немного болотистая в нижней части. В лесной зоне много мест для стоянок.  На все перевалы справа от долины уходят дороги, а на все левые перевалы - хорошие тропы. На базе ПСС (контрольно-спасательный пост «Куэльпорр») всегда дежурит человек, у него есть аптечка, связь с кировским спасотрядом и, во второй половине дня, прогноз погоды на следующие сутки. За небольшую плату можно остановиться в домиках, попариться в бане. Здесь же расположена гостиница «Рамзай-Север», где можно остановиться в номере, заказать обед, попариться или принять душ. В холле гостиницы устойчивая связь МТС.

Река Рисйок

Рисйок берет начало в северном цирке Кукисвумчорра под перевалом Южный Рисчорр. Долина Рисйока тянется с северо-запада на юго-восток, в средней части к ней с севера подходит ущелье реки Рисчорр. Рисйок вытекает двумя водопадами в долину Кунийока из узкого ущелья между массивом Рисчорр и горой Куэльпорр. Большая часть долины безлесна, мелкие деревья и кустарник доходят только до устья Рисчорра.

 

Перевал Северный Рисчорр (790)

Расположен в щели между вершинами Рисчорр и Каскаснюнчорр. Соединяет правый исток ручья Рисйок с правым притоком реки Каскаснюнйок.

Путь на перевал начинается от развилки истоков реки Кискаснюнйок. Выходим на отрог вершины Каскаснюнчорр между этими истоками и его правой по ходу стороной выходим в цирк под перевалом. Подъем на перевал крутой (35-40°), но короткий (50 м). Следует учесть, что в цирке под перевалом возможны обвалы висящих снежных карнизов. Из долины Каскаснюнйока перевал виден как правильная треугольная щель.

Перевальное ущелье короткое, с крутыми стенами, снежными наддувами, в щели почти всегда дует ветер. Спуск с перевала пологий, но с несколькими перепадами-ступенями, крутизной до 25°. Путь до долины Кунийок занимает около часа.

Кольцевой маршрут из долины Кунийока через Южный и Северный перевалы Рисчорра можно пройти за 5-6 часов.

Перевал Сев. Рисчорр

Северный перевал Рисчорра - один из самых красивых в Хибинах. Под перевалом цирк. С восточной стороны из долины Каскаснюнйока он виден как правильная треугольная щель. Подъем идет в неглубоком ущелье. От начала ущелья влево отходит другое, с более высокими стенами. Оно выводит к перевалу Южн.Рисчорр, но пройти по нему иногда бывает невозможно из-за неравномерного разрушения снежника. Пологий подъем на Сев. Рисчорр заканчивается в цирке под перевалом. Подъем со дна цирка на перевал трудный, по сыпухе или по камням, присыпанным сверху каменной крошкой. Перевальное ущелье красивое короткое, с крутыми стенами, зимой со снежными надувами и карнизами. Спуск на запад пологий и спокойный, по хорошей тропе. Внизу, в месте пересечения тропой р.Рисйок, начинается дорога, ведущая с Южн.Рисчорра на базу ПСС. Лесная зона начинается немного ниже.

 

Перевал Южный Рисчорр (780, н/к).

Расположен между вершинами Каскаснюнчорр и Кукисвумчорр (северной вершиной 1060 м плато). Соединяет долины левого истока ручья Рисйок и правого притока реки Каскаснюнйока.

Путь на перевал начинается от базы КСС Куэльпорр по долине ручья Рисйок, тянущейся на юго-восток. Идем по старой дороге по склонам вершины Рисчорр и через час достигаем развилки реки. Здесь заканчиваются последние мелкие деревья и кустарник.

Идем левым истоком и еще через час пологого подъема подходим под перевал, который представляет собой большую седловину с плавными очертаниями склонов. Подниматься на перевал лучше всего траверсом склонов Каскаснюнчорра. Можно подняться и в лоб со дна долины. Последний участок подъема крутой (до 35°) и с выступающими камнями.  Здесь находятся обломки большого памятника. Подъем занимает 40 минут. С перевала легко подняться на Каскаснюнчорр и на массив Кукисвумчорра. Спускается с перевала на дно цирка (5 минут, крутизна около 25°). Далее, для движение в сторону озера Академическое следует двигаться вправо без потери высоты, для движения в цирк под перевалом Северный Рисчорр без потери высоты траверсом склонов горы Каскаснюнчорр (20 минут), для спуска вниз следует выйти на пологий отрог горы Каскаснюнчорр и по нему спуститься к ручью ниже каньонов (15 минут)

Перевал Южн.Рисчорр

Южный Рисчорр - это большая седловина с плавными очертаниями склонов. Высота его 780 м. От базы ПСС, в сторону перевала Кукисвум уходит дорога. В километре от базы от нее влево уходит дорога, которая ведет на Южный Рисчорр. Примерно через 500 м подъема вправо от дороги отходит тропа, ведущая на водопад на реке Рисйок. Дорога, продолжая подъем, проходит мимо озера. В месте слияния ручьев, текущих с Сев. и с Южного Рисчорров, налево уходит тропа, на Сев. Рисчорр, а дорога переходит на правый берег и продолжает подъем. Заканчивается она под перевалом. Последний участок подъема из долины Рисйока крутой и с выступающими камнями. Сыпуха и "живые" камни на всем протяжении подъема.   Спуск в долину Каскаснюнйока крутой и короткий. Слева видно начало ущелья, ведущего к истокам Каскаснюнйока. Переход по ущелью длинный, но интересный. Но если снежник успел обвалиться, то пройти по нему невозможно. Троп в этом районе нет.


Перевал Кукисвумчорр (479, н/к).

Представляет собой длинную долину (название его так и переводится), местами напоминающую ущелье, с плоским дном и крутыми стенами Кукисвумчорра и Поачвумчорра. Перевал Кукисвумчорр - прямой путь из города Кировска по долине реки Кукисйок в долину Кунийока.

Вход в долину со стороны Кировска перегорожен высокой конечной мореной, оставленной ледником. Под мореной лежит озеро Сейтесъявр, питаемое ключами. Морена служит резкой границей леса. С гребня морены на юге видно озеро Большой Вудьявр, на севере - долина Кукисвум с крутыми стенами, поднимающимися на 500 м над дном долины. На самом перевале 3 озера с водой густого сине- зеленого цвета, окаймленные камнями с черным налетом- свидетельством пребывания их в воде в начале лета. Северное озеро находится у входа в долину Кунийока. От перевала до границы зоны леса 5 км.  По перевалу проложена автомобильная дорога, летом проходимая всеми видами транспорта, зимой - вездеходами.

 

 

Перевал Кукисвум

Перевал Кукисвум представляет собой длинную долину (название его с языка саами так и переводится), местами напоминающую ущелье, с плоским дном и отвесными стенами Кукисвумчорра и Поачвумчорра. Перевал Кукисвум - прямой путь из Кировска в долину Кунийока мимо Большого и Малого Вудъявра по рекам Вудъяврйок и Кунийок. Высота перевала около 500 м. На самом перевале три озера с водой густого сине-зеленого цвета. Через перевал, от профилактория "Тирвас" до базы ПСС, идет хорошая грунтовая дорога. Из-за особенностей рельефа ветер на перевале дует или в спину или в лицо (что бывает значительно реже).  На перевале очень долго сохраняются снежники. Зимой склоны лавиноопасны из-за возможных обрушений снежных козырьков. Первые деревья  появляются только в 5 км за перевальной точкой, как в одну, так и другую стороны.

 

 

Озеро Малый Вудьявр

 

Из долины озера Малый Вудьявр можно попасть на пер.Географов, пер.Рамзая, пер. Кукисвум, пер.Безымянный и в цивилизацию - к с/п "Тирвас" и далее в 25км+Кировск+Апатиты. Дорога от "Тирваса" ведет на песчаный карьер. За карьером продолжается тропа на пер.Безымянный. Отворотка на пер. Кукисвум сразу перед карьером налево. Дорога через Кукисвум вначале очень плохая, местами пересекает ручьи, но ближе к перевалу улучшается. Лесная дорога, уходящая от основной дороги налево, вдоль отрога Поачвумчорра, ведет к пер.Рамзая переходя в хорошую тропу, уходящую направо от дороги. Пер. Географов виден практически с любой точки долины, но существует проблема переправы через реку, вытекающую из оз.Мал.Вудъявр. Переправа вброд, глубина брода около 0.5м.

Перевал Петрелиуса Западный (870.н\к)

 

Расположен между вершинами Юдычвумчорр и Петрелиуса. Соединяет верховья ручья Петрелиуса (левый исток) и р.Малой Белой.

Тропа вверх по ручью Петрелиуса идёт по обеим сторонам ручья. По тропе доходим до озера Надежды, ориентиром начала подъёма на перевал служит огромный камень, от которого начинаем подниматься практически «в лоб» в направлении седловины. Склон местами до 30-35*, подъём между камнями и сильно разрушенными скалами и мелкой мокрой сыпухе. Сам перевал представляет собой короткое ущелье, понижающееся в сторону Малой Белой и поворачивающее на В, вокруг горы Петрелиуса. Спуск по линии падения воды.

 

Перевал Рамзая (650, н\к)

 

Расположен в ущелье между хребтом Поачвумчорр и массивом Тахтарвумчорр, соединяет долины рек Малая Белая и Поачйок. Подъём на перевал короткий и пологий, обычно по хорошо натоптоной тропе, маркированной каменными гуриями. Перевальное ущелье длиной 300-350 м, с перепадами (ямами). Спуск по узкой долине р.Поачйок пологий и длинный по левому берегу, километрах в двух от М.Вудьявра появляется вездеходка.

 

Перевал Северный Партомчорр (800, н\к)

 

Расположен между вершинами Лявочорр и Партомчорр, соединяет долины рек Лявойок и Майвальтайок.

Долина Майвальтайока в верховьях завалена моренными отложениями, подниматься проще всего по линии падения воды. На перевале озеро. Спуск по курумнику до 30-35*, сначала в направлении Ю.Партомчорра, затем забирая правее. Есть опасность залезть в скалы. В самых верховьях Лявойока тропа или очень плохая, или теряется.

 

 

Техническое описание

 

Данный маршрут планировался с целью скоростного прохождения пешеходного маршрута в Хибинах за счёт хорошей подготовки участников и малого веса снаряжения.

Основная задача группы на данном маршруте – посещение озера Ньюявр была выполнена.

Основная задача руководителя – проверить готовность сына к самостоятельному руководству туристской группой на маршруте была выполнена. Фактически группу вёл Даниил, предлагая и реализуя тактические и стратегические решения.

Коррективы в прохождение, как это часто бывает в Хибинах, внесла погода.

Было протестировано несколько предметов снаряжения, о чём ниже.

 

1й день, 16.08.2010

Все помнят лето 2010 года. Мы выезжали из Рязани при +36*, свесив языки на плечо и постоянно отхлёбывая из канистры разведённого минералкой сока.

Поезд в Апатиты прибыл по расписанию в 6.36. На перроне было +2

Быстро доехали до остановки «Ботсад» на 25км. г.Кировска и двинулись по асфальту до профилактория «Тирвас», далее по гравийке мимо оз.Мал.Вудьявр.  Когда обогнули оз.Сейгесъявр и вышли к р.Вудьяврйок, поняли всю погодную «засаду» - шквалистый СЗ ветер, попеременно швырявший в лицо град и снег заставлял потуже затянуть капюшоны и смотреть только вниз под ноги. Хорошо, что одежда соответствовала погоде, но шли, практически не останавливаясь. Лишь на перевале сделали 5-минутную остановку, чтобы поздравить Андрея с первым Хибинским перевалом. Температура была -1*, рыбаки из остановившегося УАЗа, сказали, что метеопост по радио передал «ветер СЗ 20-22 м\с». Это очень серьёзный прогноз. Я планировал от оз.Сердцевидное уйти на В и через пер.Исток двигаться верхами по водоразделу между Тульйоком и Касканюнйоком. По хорошей погоде это давало бы возможность насладиться видами круговой панорамы, но подразумевало ночёвку на хребте. Когда в просвете между снежными зарядами я увидел  цирк Истока (ориентация на СЗ), живо представил себе «курум в глазури», те склон до 40*, из камней, покрытых коркой свежего льда и снега. Сын сказал: «Папа, туда идти нельзя». Я с ним полностью согласился.

Пошли дальше, в сторону Куэльпора. Когда дошли до дороги, идущей вдоль р.Рисйок, пошли по ней, с мыслью встать под Рисчорами. Вроде и ветер стал стихать, и снег прекратился…Но, только сняли рюкзаки, погодное шоу началось снова. Поступило предложение сходить на С.Рисчорр, раз уж так с погодой получилось. Молодёжь, первый день, азарт! Но я то –повёлся…Жаль, возможностей фототехники не хватило, чтоб запечатлеть красивое зрелище – вода, стекающая в ущелье Рисчорра со скал под воздействием ветра замерзала в горизонтальном положении…

До тура дошли практически, на четвереньках. На обратном пути приходилось тормозиться трекпалкой, чтоб не снесло. Но всё ж ветер в спину попутней, чем в лицо.

Пришли на КСП «Куэльпорр», встретили рязанских знакомых, выяснили, что мест в домиках нет, сотовая связь в гостинице только от Мегафона и других операторов игнорирует, отошли от базы и вблизи р.Кунийок встали на ночлег.

Беспристрастный GPS показал, что за день мы находили 35,06км., перепад высот +1560-1719.

Фото дня:

 

 

2й день, 17.08.2010

С утра дождь, но +5. После вчерашнего града в лицо опухли веки и губы. Молодёжь слегка «притормаживает». Слегка помучались с новой газовой горелкой и на маршрут вышли только в 13.15  Пик Марченко и Западная стена г.Каскаснюнчор белые. Выше ГЗЛ сняли дождевики и кальдеры, потому что ветер высушивал вещи быстрее, чем дождик их мочил. Под Ю.Рисчором встретили туриста в ОЗК, рассказал, что их накануне практически сдуло с плато, спускались так поспешно, что забыли рюкзак. Что ж, в больших группах такое случается.

У тура были в 16.00, ветер мои 120кг просто сносил. Ребята пытались укрыться за памятником, пока я негнущимися пальцами писал записку.

В В. Цирке Ю.Рисчорра все ручьи были пересохшие, вода появилась где-то через километр. В каньоне южного притока северного Каскаснюнйока, среди нагромождения камней пересохшего русла нашли удивительный камень (фото). Учитывая, что Хибины древнейшие горы в стране, а вдавления имеют правильную геометрическую форму, поверишь и в атлантов и в ариев. Как дети в песочнице делают штампом вдавления, так и здесь… Только камень

Приотстав от молодёжи, я не углядел, как они начали двигаться вглубь каньона…Когда растаяли все снежники и наледи, двигаться в нём малореально, поэтому пришлось возвращаться, набирать больше 300м высоты на С отрог, по нему достаточно круто спускаться к слиянию истоков С. Каскаснюнйока.

По левой стороне идёт хорошо набитая тропа с Умбозёрского-С.Рисчорра-Ю.Партомчорра. идём до вездеходки и встаём в 20.00 при +3*

За день 15,0км, перепад высот +1818-1827

Фото дня:

 

 

3й день, 18.08.2010

Всю ночь шёл дождь, выше ГЗЛ – снег, все горы белые, +3

Вышли в 11.20, двигаясь по вездеходке, местами сильно подболоченной. В месте поворота реки на Ю вездеходка двоится6 одна на Ю, другая на СВ, забирая восточнее горы В.Партомчорр. идём по ней. Просеки, указанные на генштабовской 500-метровке, давно заросли и не читаются на местности. Опять сильный ветер и дождь. Дорога заканчивается круговым разворотом вокруг останков буровой. Движемся без потери высоты до вершины 448,4, от неё спускаемся по GPS к р.Майвальтайок. Крутой горнотаёжный склон, масса следов лося, спугиваем тетеревов и куропаток.

Майвальтайок полноводен, троп по берегам нет, как нет и бобров(а может, попрятались), долго ищем место брода, наконец, бродим в ледяной воде, не замочив трусов. По навигатору выходим на вездеходку, которая идёт метрах в 300 от реки. Через час мы на оз.Верхний Ньюявр, на ЮЗ берегу. +5, пасмурно, изморось.

За день 18,4км, перепад высот +1784-1736

Фото дня:

 

 

4й день, 19.08.2010

Ночью очень сильный дождь, с утра +4*, вышли в 11.20

Идём по вездеходке, теплеет, появилось солнце. ЭТО БЫЛ ДЕНЬ, КОГДА БЫЛО ЛЕТО!

Днём термометр зафиксировал рекорд маршрута - +12*, обедая, мы даже загорали…

Первая стоянка расположена там, где по карте дорога подходит вплотную к реке при впадении ручья с пер.Суолуайв. там же, по карте, вездеходка заканчивается, но на самом деле, она идёт ещё на значительном протяжении, приходя из Ю или ЮВ цирка г.Лявочорр.  Сам цирк издалека очень красив.

Стараясь не терять высоту, обходим меандры Майвальтайока, потом всё же спускаемся к месту слияния северных истоков Майвальтайока и по линии падения воды поднимаемся на перевал. Подъём несложный, но нудный – один взлёт сменяется другим, один бугор другой ямой… Тут хорошо ходить в начале – середине лета, когда рельеф выровнен нерастаявшими снежниками. На перевале озеро и конец лету. Наволокло тучи, заморосило…

Спускаемся с перевала на юг, огибая скальные выходы. С Ю.Партомчорра идёт набитая тропа, которая, впрочем, теряется ниже, у р.Лявойок. Двигаемся, переходя с берега на берег по камням. Хорошая стоянка у маленького «банного» озера на месте буровой сильно загажена, да и погода испортилась. Бродим Лявойок на левый берег, стоянки очень грязные, дорога уходит на Ю, в обход оз.Щучье, а мы по тропе вдоль рукава речки выходим в 22.00 на берег оз.Пайкуньявр. пасмурно, горы затянуты облачностью и туманом, +7. Подошли рыбаки, похвастались уловом – гольцом и палией, удивились, что мы не ловим рыбу и вообще, пешком ходим, на себе всё носим…

За день 25,7км, перепад высот +1537-1725

Фото дня:

 

 

5й день, 20.08.2010

Пасмурно с просветами, +5, полуднёвка.

Перебродив по дороге протоку между Щучьим и Гольцовым, движемся в сторону Куэльпора. Вокруг скрежет буровых коронок, визг бензопил, лязг тяжёлых бульдозеров…

Началась подготовка к освоению Партомчоррского месторождения. Это означает конец Хибинам как району для туризма. Всё, конечно, не изгадят, но достаточно представить, что здесь будет через пару лет, становиться очень грустно.

 

Из блогов и прессы:

 

СЗФК: ТУРИЗМ В ХИБИНАХ СМЕРТЕЛЬНО ОПАСЕН!

«Северо-западная фосфорная компания» берет на себя ответственность за решение несуществующих проблем, и полна решимости строить рудник на Партомчорре, уничтожая Хибинские горы как природную территорию и туристский район.

23 сентября на Оленьем ручье состоялась встреча представителей экологических организаций и Общественного Совета национального парка «Хибины» с руководством «Северо-Западной фосфорной компании» в лице председателя Совета директоров СЗФК – С.Г.Федорова, представителей подрядных организаций, руководителей разных служб СЗФК.

Поводом для встречи послужило открытое письмо С.Г.Федорову от экологических организаций. В нем содержались предложения расторгнуть отношения с подрядчиком – МурманскТИСИз - в отношении которого заведено уголовное дело за незаконную рубку леса на месте предполагаемого строительства рудника, а также просьба к Сергею Федорову ответить на вопросы о проектируемом руднике на Партомчорре и о том, как СЗФК планирует увязать работу этого рудника с туризмом в Хибинах и сохранением местообитаний редких растений.

По поводу отношений с подрядчиками С.Г. Федоров заявил, что знал об отсутствии разрешения на рубку леса, но и сейчас он не считает это нарушение существенным и достаточным основанием для разрыва договорных отношений. Отвечая на вопрос о проекте национального парка, С.Г.Федоров сказал, что он эту идею одобряет, но «парка еще нет, он вряд ли будет создан, поэтому и говорить не о чем».

Планируемый рудник на Партомчорре С.Г.Федоров назвал щадящим: был вариант проекта открытого рудника с обогатительной фабрикой, но из «экологических соображений» СЗФК остановилась на подземном руднике с промплощадкой в долине Кунийок. Наиболее вероятным способом транспортировки руды с месторождения Партомчорр С.Г. Федоров назвал сооружение канатной дороги от рудника к строящемуся ГОКу на Оленьем ручье через долину Тульйок. Сергей Федоров также заявил, что СЗФК проведет общественные слушания по проекту рудника на Партомчорре, хоть по закону компания проводить их не обязана, и подчеркнул, что решения этих слушаний носят исключительно рекомендательный характер.

Кроме того, в ходе встречи руководство СЗФК высказало уверенность в том, что туризм в этом районе… крайне опасен из-за проведенных в 1972 и 1984 году двух ядерных взрывов в недрах горы Куэльпор! Якобы там нельзя пить воду из рек и есть пойманную в озере Гольцовом рыбу. О том, как на самом деле обстоят дела в районе горы Куэльпор, хорошо знают участники десятков научных экспедиций – советских, российских, иностранных – а также сотни тысяч туристов всего мира, побывавшие в Хибинах за время, прошедшее после экспериментов по дроблению горной массы ядерными зарядами. Но на вопрос об опасности, которой руководство компании собирается подвергнуть будущих работников рудника (месторождение Партомчорр находится рядом с горой Куэльпор), С.Г.Федоров, не вдаваясь в подробности, ответил: «Это наша ответственность».

Никаких конкретных соображений относительного того, как при строительстве рудника и связанных с ним промышленных объектов и коммуникаций будут учитываться интересы посещающих эту территорию туристов, а также места обитания редких видов, г-н Федоров не высказал.

- Можно высказать сожаление, что компания, планирующая реализацию такого крупного проекта, не задумывается о том, как учесть интересы других людей, которые тоже используют эту территорию, – комментирует результаты встречи председатель Совета Кольского центра охраны дикой природы Константин Кобяков. – Они не имеют такого бюджета, как СЗФК, но заинтересованы в том, чтобы природа Хибин сохранялась и была пригодной для рекреационного использования. И таких людей много – десятки тысяч, бывающих в Хибинах каждый год. Пока же эту проблему СЗФК предпочитает решать «по праву сильного». Об этом свидетельствует отношение компании к законности производимых по ее заказу работ.

Строительство крупного рудника в долине Кунийок, которая является «перекрестком» большинства туристских маршрутов, как любительских, так и коммерческих, полностью исключит возможности для туризма в этом районе. Поэтому совершенно не важно, каким будет этот рудник – «щадящим» подземным или открытым. В любом случае промышленный объект перекроет долину без всякой возможности обходных путей и необратимо разрушит ландшафт.

Вариант с транспортировкой руды через Тульйок затронет не две, а сразу три долины в Хибинах: Кунийок – «перекресток» туристских маршрутов, Тульйок – наименее затронутую человеческой деятельностью долину. Единственным путем доставки стройматериалов, техники и людей к Партомчорру может служить грунтовая дорога от Кировска через долину Кукисвум. Она сейчас является основной дорогой, которой пользуются туристы, чтобы попасть в центр горного массива и одной из самых известных местных достопримечательностей. С началом движения промышленного транспорта эта дорога потеряет всякую привлекательность.

- В ходе встречи было много пространных рассуждений Сергея Федорова и других присутствующих об особенностях посевной кампании в России, но при чем тут Партомчорр? – говорит представитель Кольского экологического центра Михаил Рыжов. – Ведь 70-80 процентов всех производимых в России минеральных удобрений идут на экспорт, по словам самого же Федорова, в партомчоррской руде содержится настолько мало полезного компонента - Р2О5 – что ее называют нефелин-апатитовой. Поэтому непонятно, каким образом добыча партомчоррской руды повлияет на количество фосфатов, применяемых российскими земледельцами. Если добавить к этому колоссальные затраты на строительство рудника и инфраструктуры, то становится очевидной бесполезность этого проекта для российского сельского хозяйства. Таким образом, утверждения СЗФК о выполнении задачи государственной важности вводят в заблуждение общество и органы власти.
Источник -
http://vkontakte.ru/pages.php?act=version&hid=149178254

 

 

 

Встали в домике на КСП «Куэльпорр», спасатели отговорили меня от варианта выхода с маршрута через перевал Географов (усиленная в этом году охрана складов ВВ и территории АНОФ. А лишние хлопоты с силовыми структурами кому нужны?), сходили в гостиницу «Рамзай-Север», помылись в душе горячей водой, поговорили с хозяйкой Катей о жизни, наварили черничного киселя и завалились спать.

За день 6,4км, перепад высот +415-616

Фото дня:

 

 

6й день, 21.08.2010, как выяснилось, заключительный.

Ночью практически не спал, менялось давление и у меня и у погоды. И точно, с утра дождь, туман, низкая облачность. Вышли в 10.00, перейдя р.Кунийок по мосту и продолжа движение по вездеходке. Через час стало понятно, что при отсутствии видимости подъём на г.Часначорр (планировалось по СВ ребру) и дальнейший траверс плато бесперспективен и небезопасен. Продолжили двигаться по тропе вдоль ручья Петрелиуса, дошли до озера Надежды, я вспомнил, как 10 лет назад сидели две ночи и день в палатке, ожидая погоды, и принял решение идти перевал З.Петрелиуса. Разрыв в облачности появился на несколько секунд, этого хватило, чтоб определить траекторию движения, а выйдя на тропу, потерять её было невозможно. На перевале порадовали кошки суровых челябинских туристов и напрягло полное отсутствие снежников в ущелье. Небольшой снежник оказался лишь на выходе, в начале спуска. Сам спуск сложностей не представляет, озера в этом году не было, зато небольшой перерыв в дожде дал возможность сделать несколько фотографий колокольчикового рая.

Подойдя к ночёвкам под Рамзаем, совмещаем обед с советом, как поступить дальше? Либо подходить ближе к Тахтарвуму и ждать погоды, либо по Малой Белой выходить на ст.Хибины, а оттуда пешком или на автобусе (теперь ходит автобус и маршрутка Апатиты – ст.Хибины) в Апатиты, либо через Рамзая на Мал.Вудьявр.  Из своего хибинского опыта знаю, что такая погода может продержаться до недели (я не ошибся, она продержалась ровно неделю – созванивался с Кировском), а идти хибинский перевал 1Б* в такой ситуации безрассудство. Ребята выбирают вариант идти через Рамзай, встатьна ночёвку на М.Вудьявре под Географов, и, если на следующий день погода улучшиться, выходить в Кировск через перевал Географов и популярное у кировчан место отдыха – ущелье скальное, минуя запретные зоны.

Под сильным дождём в 16.15 были у тура на пер.Рамзая, в самом ущелье и на спуске снежника не было совершенно. В 19.00 подошли к М.Вудьявру. Субботний день, на озере ни одного костра, ни одной палатки (а это место – как для рязанцев Ласковское или Чёрненькое). Дождь, холодно, не видно ни хребта Тахтарвумчорр, ни перевала Географов.

Я намекнул ребятам, что если для согрева идти слегка бодрым шагом, то нас ждёт буфет на тёплом вокзале и уютное спальное место в поезде, увозящем обратно в лето….Ребята намёк поняли буквально, здраво рассудив, что там, где начинается выживание, заканчивается отдых, и так рванули, что я  поначалу растерялся…

В 20.00 были у Тирваса, оттуда уже асфальт и привычный путь до остановки и вокзала.

На вокзале столкнулись (я – впервые с 96го года) с проблемой отсутствия трёх плацкартных билетов на сегодняшний поезд до Москвы. В конце концов, появились две верхних боковушки в одном плацкарте и купе в южном поезде, заходящим в Москву на Курский вокзал.

За день 31,0км, перепад высот +1600-1867

Фото дня:

 

 

 

 

 

Итого за 6 дней:  с учётом рекомендованного коэффициента 1.2 – 157,9км,

перепад высот –+9920-10021

 

Реально пройденный маршрут:

г.Кировск – пер.Кукисвум(489н\к) –пер.С.Рисчорр(882н\к) – пер.Ю.Рисчорр(943н\к) – р.Касканюнйок – р.Майвальтайок – оз.Верх.Ньюявр –пер.С.Партомчорр(827н\к) – оз.Пайкуньявр – КСП «Куэльпорр» - пер.З.Петрелиуса(853н\к) – пер.Рамзая(749н\к) –г.Кировск

Примечание: высоты перевалов даны по показаниям GPS-навигатора

 

Характер, разнообразие и количество локальных препятствий, протяженность маршрута соответствуют 3-й категории сложности. Допустимое сокращение продолжительности маршрута обусловлено прекрасной физической и психологической подготовкой, отличным знанием района и огромным опытом.

 

 

Выводы и рекомендации.

 

Почему Хибины?

Хибины – из-за своей доступности и удобства подъезда. В силу специфики работы отпуск 10-14 дней, и сложно найти другой район, с более хорошей заброской. Разнообразный рельеф позволяет совершать пешие походы, как с детьми дошкольного возраста, так и до 4 категории сложности. Классифицированы и пройдены альпинистские маршруты до 6А к\с. Быстрая смена погоды не даёт расслабиться и забыть про технику безопасности.

Сроки проведения похода определились вступительными экзаменами одного из участников и отпуском другого.

В результате грамотного подбора снаряжения выходной вес рюкзаков составил 15-16  кг. Меньший носимый вес позволил более интенсивно пройти маршрут. Было протестировано новое снаряжение, о чём ниже. Можно ли было сделать рюкзаки ещё легче без снижения безопасности? Да, можно.

Питание было организовано исключительно из продуктов, не требующих варки. Все продукты прошли вкусовые тесты на этапе подготовки к походу и раскладывались не по весовому, а по объёмному принципу. Готовка только на газу. Это позволило готовить пищу без привязки к ГЗЛ. От рыбалки отказались сознательно, т.к. не за тем шли. От грибов то же, ибо не олени мы, чтоб грибы на ходу кушать.

 

Теперь про тесты снаряжения.

 

 

 

 

Сразу скажу – все оценки сугубо субъективные, если моё мнение по рекомендации применения в пешем походе в условиях заполярья не совпадёт ещё с чьим-то, буду только рад. В дискуссии рождается истина. Понимание приходит с опытом. Если кто-то хочет (или любит) получать от маршрута не удовольствие, а лишения и преодоления, пусть дальше не читает.

 

GPS – навигатор Garmin

Использовался на всём протяжении маршрута.  Батареек при условии выключения на ночь, хватает больше, чем на сутки. В недалёком будущем, я уверен, трек навигации станет основным подтверждением прохождения туристического спортивного маршрута.

 

 

 Газовая горелка STONE

Шланговая, с пьезоподжигом, под резьбовой баллон, устойчивая. Поначалу вызвала стон, но потом приспособились. У неё два варианта работы – или горит или не горит, регулировке пламя не поддаётся. Я разобрал её, конструктивно регулировать пламя невозможно. И баллон присоединённый можно держать только вертикально.

 

Треккинговые ботинки RAICHLE SIERRA GTX

Отлично себя зарекомендовали, лёгкие, удобные, устойчиво держат на любом рельефе.

Печальное известие для любителей этой старейшей в мире альпобуви: марку купил Mammut, теперь эта модель продаётся в Триал-спорте под этим брендом.

 

Штаны и куртка Panzer Light производства «Сплав»

Отлично себя зарекомендовали – непродуваемые, дышащие, быстросохнущие. Без мембраны, при этом достаточно влагостойкие, недорогие.

 

Рюкзак АЛЬФА-85 от Новатура

 

Реальный объём меньше заявленного, боковые разрезные объёмные карманы нефункциональны. Масса ненужных ремешков и пряжек. Оценка минус.

 

Ботинки GRAVEL TREK от Новатура

 

Отходил в них ползимы по городу. (Сейчас в некоторых каталогах можно увидеть в графе назначение-городской треккинг), расклеиваться стали на второй неделе носки, потом стали расходиться швы. Перед маршрутом всё проклеил и прошил. Колодка очень удобная, нетяжёлые. Ботинки дожили до вокзала в Апатитах, где закончили свой век в мусорной урне. Для маршрутов не рекомендую

 

Полотенце из микрофибры от Экспедиции

 

40х90, 120г. Впитывает в несколько раз больше, чем весит. Правда сохнет не так быстро, как в рекламе. А может из-за погоды. Рекомендую.

 

Нижнее бельё от Сиверы с этикеткой Polartek

 

Названия у Сиверы больно мудрёные, незапоминаемые. Бельё прекрасное. Рекомендую.

 

Шампунь для мембранных тканей Domal sport

 

Куплен в аптеке Спрей из жадности. Большой баллон за смешные деньги. Так вот, стирал свою Хелихансеновскую мембранку, мембрана отстиралась напрочь. То ли шампунь виноват, то ли куртке время пришло. Мембрана она ведь тоже не вечная…

 

Справки по телефону: 8-910-902-71-51 e-mail: embolsi@mail.ru

 

Андрей Толстых (Толстович)

 

В отчёте использовались материалы сайтов сети Интернет, а также материалы собственных отчётов прежних лет.

Фотографии – Андрей Толстых.

 

Высотный профиль маршрута

 

 

 

 

Пример высотного профиля на участке оз.Мал.Вудьявр – пер.Кукисвум – р.Рисйок

 

 



  • 19.12.10 15:22 толстович Их четвертовали икологи.

  • 17.12.10 01:37 Shtainxxx Кого "их"? Детей штоли?

  • 16.12.10 23:22 Павел Намусорили дети: 14 и 10 лет, за что получили примерно час нотаций.
    Были до Вас за неделю: знакомое место.
    Надеюсь Вы их сожгли.

  • 3.12.10 19:18 Ский Толстович! Ну ты сила, ну ты сила. Отказаться добровольно от грибов и рыбалки! Гм… Это что же получается, что я олень?

  • 2.12.10 20:36 Antonio_Asino Толстович, зная твою любоь к Хибинам, не перестаю удивляться, что ты каждый раз возвращаешься оттуда с новыми впечатлениями. Фотки - потрясающие!!! Жена говорит, что ты их фотошопил, но я-то знаю, что тебе всегда дороже чистая правда без приукрашивания! )))




© taganok.ru 2007. Перепечатка материалов или публикация в сети интернет только с разрешения авторов и обязательным указанием сайта taganok.ru

                Экстремальный портал VVV.RU удаленная проверка сервера uptime российских хостеров Клуб Хронических Водников


Видеосъемка HD и монтаж, создание слайдшоу, детские утренники. Рязань.